Полномочия адвоката защитника на досудебной стадии уголовного процесса
Предварительное расследование является первоначальным этапом вступления защитника в процесс по конкретному делу.
В части первой статьи 11 УПК РФ говорится о разъяснении прав, обязанностей, ответственности и обеспечении возможности осуществления прав подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства. Разъяснение должно производиться, во-первых, сразу после ознакомления участника процесса с решением о признании за ним соответствующего процессуального статуса, а во-вторых, при проведении конкретного следственного и иного процессуального действия с его участием - о правах и обязанностях в ходе этого действия.
Права должны не только формально разъясняться, но и реально представляться. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27.06.2000 N 11-П[24] указал, что "поскольку конституционное право на помощь адвоката (защитника) не может быть ограничено ФЗ, то применительно к его обеспечению понятия "задержанный", "обвиняемый", "предъявление обвинения" не должно рассматриваться в узком уголовно-процессуальном аспекте, а должно в конституционно-правовом. И учитывая в данном случае фактическое положение лица и направленное по отношению к нему уголовное преследование, выражающееся в действиях, которые направлены на выявление уличающих фактов, то ему безотлагательно должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к адвокату (защитнику)". Представляется, что право на помощь адвоката в таких случаях должно быть разъяснено.
Защитник имеет право участвовать во всех следственных действиях, но если воспроизвести дословно нормы, то получится, что только в случае заявления им или его подзащитным ходатайства. Таким образом, следователь может провести любое следственное действие и в отсутствие защитника, в случае отсутствия ходатайства. Данные действия нельзя признать правомерными, так как поскольку защитник участвует в уголовном деле начиная с одного из моментов, указанных в ч. 3 ст. 49 и оказывает юридическую помощь с самого начала. И в связи с произведенными следственными действиями следователя, произведенными также в сочетании с не разъяснением обвиняемому (подозреваемому) его прав, нельзя признать право на юридическую квалифицированную помощь реализованными в полной мере.
Иначе решается вопрос в отношении следственных действий, производимых по ходатайствам обвиняемого или его защитника в порядке п. 10 ч. 4 ст. 47 УПК РФ. Участвовать в них эти лица могут только с разрешения следователя. Из сопоставления данной нормы с п. 5 ч. 1 ст. 53 можно заключить, что речь в п. 10 ч. 4 ст. 47 УПК РФ идет только о тех следственных действиях, которые производятся не в отношении самого подозреваемого или обвиняемого (их допрос, опознание, освидетельствование, обыск в их помещении и т.д.), а в отношении других лиц или объектов, но в присутствии с разрешения следователя подозреваемого, обвиняемого и их защитника.
В юридической практике, произведенные следственные действия без извещения защитника считаются нарушением, если ходатайство было направлено.
Адвокат наделен широким кругом полномочий. Он имеет право запрашивать все необходимые документы, справки, характеристики, а также в соответствии с гл. 58 привлекать специалиста, то есть лицо, обладающее специальными познаниями.
По сложившейся практике взаимосогласованные действия адвоката со специалистом дают ему возможность выработать собственную позицию по делу.
Возьмем из юридической практики пример, когда по делу осужденного за убийство Р. в обоснование позиции его непричастности к инкриминируемому деянию, для изучения экспертных заключений адвокат привлек специалиста - криминалиста судебной медицины и баллистики. Привлеченный к изучению данных документов эксперт (как далее указывает автор) выявил несоответствия в ранее сделанных выводах, что в конечном итоге привело к отмене ранее состоявшихся судебных решений.[25]
По смыслу редакции статьи 86 УПК РФ перечень способов собирания доказательств защитником является закрытым и не допускает расширительного толкования.