I. Роль помощника судьи при рассмотрении дел об административных правонарушениях

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПОМОЩНИКА СУДЬИ

ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

План лекции:

1. Роль помощника судьи при рассмотрении дел об административных правонарушениях;

2. Алгоритм изучения дел об административных правонарушениях;

3. Полномочия помощника при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ;

4. Полномочия помощника по делам об административных правонарушениях, санкция которых предусматривает административное приостановление деятельности;

I. Роль помощника судьи при рассмотрении дел об административных правонарушениях

Эта стадия производства по делам об административных правонарушениях является по своему определению основной и заключительной стадией производства, которая регулируется нормами главы 29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Именно в рамках этой стадии уполномоченными должностными лицами устанавливается факт наличия или отсутствия состава административного правонарушения и применения административной ответственности.

Поэтому на данной стадии носят исключительно правовой характер как процессуальные, так и процедурные действия участников административно-юрисдикционного процесса.

Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с момента получения судьей протокола об административном правонарушении, за которым следует подготовка дела к рассмотрению, заключающаяся в выяснении ряда важных вопросов, требующих разрешения до начала рассмотрения дела по существу.

В подготовке дела к судебному разбирательству по поручению судьи может участвовать помощник судьи, который оказывает судье содействие в организации судебного процесса, его планировании, в организации проведения собеседования и предварительного судебного заседания, совершает иные действия, связанные с оказанием содействия судье в подготовке дела к судебному разбирательству, в том числе информирует судью о наличии доказательств, надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, об их ходатайствах и заявлениях, связанных с организацией процесса и движением дела. После ознакомления с материалами помощник судьи на данной стадии процесса может подготовить документы по нормативно-правовой базе по конкретному делу, уточнить вопросы обновления законодательства и т.д.

При этом необходимо иметь в виду, что помощник судьи не вправе выполнять функции по осуществлению правосудия и совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав и обязанностей лиц, участвующих в деле и других участников гражданского процесса.

Судья может поручить выяснение некоторых вопросов своему помощнику, в связи с чем необходимо помнить, что в порядке подготовки к рассмотрению дела выясняется:

1) относится ли к компетенции суда рассмотрение дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие рассмотрение судом дела;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, относящиеся к делу, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Так, в первую очередь необходимо выяснить, относится ли к компетенции суда рассмотрение данного дела. При разрешении этого вопроса следует исходить из четырех элементов подведомственности: родовой, предметной, должностной и территориальной.

Помощнику судьи следует иметь в виду, что родовую подведомственность следует определять исходя из положений ст. 22.1 КоАП РФ, которая определяет, какой именно вид власти уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, т.е. определяет административную и судебную подведомственность.

Предметная подведомственность определена главой 23 КоАП РФ, в которой перечислены судьи, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, а также разграничена подведомственность дел между судами (мировыми судьями, судьями районных, гарнизонных военных и арбитражных судов).

Должностная подведомственность определяет, какое именно должностное лицо соответствующего органа уполномочено рассматривать то или иное дело.

В соответствии с территориальной подсудностью определяется место рассмотрения дела. Согласно ст. 29.5 КоАП РФ место рассмотрения дела определяется по месту совершения правонарушения, по месту жительства лица, привлекаемого к ответственности, по месту нахождения органа, производившего административное расследование, или по месту регистрации транспортного средства.

При разрешении указанных вопросов немаловажна роль помощника, который при определении территориальной подсудности должен установить точный адрес места совершения правонарушения либо места жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, обращаясь в необходимых случаях для уточнения адреса в регистрационную службу, адресный стол, почтовые отделения, муниципальные образования и т.д.

Если рассмотрение дела не относится к компетенции конкретного субъекта административной юрисдикции, оно направляется на рассмотрение по подведомственности, т.е. уполномоченным на то судье, органу, должностному лицу.

Далее требуется выяснить, не имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела конкретным судьей. Имеется в виду наличие родственных связей с некоторыми участниками производства или личной (прямой или косвенной) заинтересованности в исходе дела. Эти обстоятельства служат основаниями для заявления самоотвода. Признак родства не определен в КоАП РФ, но в соответствии с ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" родственниками признаются родители, супруги, дети, братья и сестры. Кроме того, следует учитывать межличностные взаимоотношения указанных лиц. В случае вынесения определения об отводе судьи дело направляется на рассмотрение по подведомственности.

Помощнику судьи следует знать, что очень важно выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу. Перечень таких обстоятельств содержится в ст. 24.5 Кодекса: отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава, действие лица в состоянии крайней необходимости, издание акта амнистии, отмена закона, установившего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к ответственности, смерть физического лица. При наличии указанных обстоятельств производство по делу подлежит прекращению и выносится соответствующее постановление.

Особого внимания требует исследование вопроса о проверке правильности составления протокола по делу об административном правонарушении.

На этой стадии может быть вынесено определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

Помощнику судьи следует запомнить, что это происходит:

- при составлении протокола и оформлении других материалов дела неправомочными лицами;

- при неправильном составлении протокола и оформлении других материалов дела;

- при неполноте представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Важно обратить внимание на разъяснение, данное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" относительно существенных и несущественных недостатков протокола об административном правонарушении.

К существенным недостаткам отнесены отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 статьи 28.2, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).

К несущественным недостаткам можно отнести те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных в ст. ст. 28.5 и 28.8 Кодекса сроков составления протокола и его направления на рассмотрение, поскольку они не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.

В соответствии с упомянутым Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации определение о возвращении протокола, а также других материалов дела должно быть мотивированным и содержать указание на выявленные недостатки, требующие устранения.

Итак, умение квалифицированно, тщательно и оперативно изучить протокол об административном правонарушении и прилагаемые к нему материалы, т.е. провести подготовку к рассмотрению дела, и довести до сведения судьи собственное мнение - один из основных критериев профессионализма помощника судьи.

При подготовке к рассмотрению дела необходимо выяснить ряд вопросов и в определенных случаях разрешить имеющиеся вопросы, оформив принятые решения в предусмотренной Кодексом процессуальной форме.

В виде определения принимаются решения, носящие процессуальный характер и не затрагивающие существа дела. Процедура принятия определения и содержание этого процессуального документа специально регламентированы Кодексом (ст. 29.12).

Если представленные материалы по делу с достаточной полнотой отражают обстоятельства совершения правонарушения и содержат необходимые сведения о лице, его совершившем, то выносится определение о назначении времени и места рассмотрения дела.

Если результаты изучения представленных материалов по делу свидетельствуют о неполноте содержащихся в указанных материалах сведений, которая тем не менее может быть восполнена при рассмотрении дела, то принимается решение о дополнительном формировании доказательственной базы. В данном случае выносятся следующие определения:

- о вызове необходимых участников производства по делу;

- об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу;

- о назначении экспертизы.

Изложенные выше обстоятельства могут привести к необходимости отложения рассмотрения дела. Следует также учесть, что некоторые участники производства по делу об административных правонарушениях имеют право заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с чем выносится соответствующее определение.

Решения по существу дела принимаются в виде постановления. Процедура принятия постановления и содержание этого процессуального документа регламентированы ст. 29.10 Кодекса. Постановление по делу об административном правонарушении - важнейший процессуальный документ, которым завершается рассмотрение дела по существу.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении могут быть вынесены два принципиально отличных друг от друга вида решения: решение по существу дела оформляется постановлением; решение, носящее процессуальный характер и не затрагивающее существа дела, оформляется определением.

В виде постановления выносится решение о назначении административного наказания. При назначении наказания необходимо руководствоваться положениями, содержащимися в статьях главы 4 Кодекса.

Также в виде постановления выносятся решения о прекращении производства по делу в случаях:

- наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу;

- освобождения лица от административной ответственности (при малозначительности совершенного нарушения лицо, его совершившее, может быть освобождено от ответственности с объявлением ему устного замечания);

- при передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, если в действиях (бездействии) лица, в отношении которого велось производство по делу, содержатся признаки преступления (передача таких материалов осуществляется с учетом подведомственности, определяемой в соответствии с положениями Уголовного кодекса РФ и Уголовно-процессуального кодекса РФ).

В виде определения выносится решение о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с Кодексом одни и те же дела могут рассматриваться различными субъектами (судьями, органами, должностными лицами), которые уполномочены назначать различные наказания или применять различные меры воздействия. Так, дела о некоторых категориях административных правонарушений рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передают его на рассмотрение судье, поскольку к исключительной компетенции судьи относится назначение таких административных наказаний, как, например, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест и др.

В виде определения также выносится решение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности. Определение по делу об административном правонарушении является процессуальным документом, которым оформляются различные решения на всех стадиях производства по делу, носящие процессуальный характер и не затрагивающие существа дела, что во многом и определяет содержание определения.

В постановлении и определении указываются должность, фамилия, имя, отчество судьи, дата и место рассмотрения дела. Эти сведения также имеют важное значение, поскольку Кодексом установлены давность привлечения к административной ответственности, сроки рассмотрения дела и место его рассмотрения. В постановлении должны быть указаны срок и порядок его обжалования.

И постановление по делу об административном правонарушении, и любое другое определение должно быть подписано судьей, вынесшим данное постановление (определение).

Кодексом предусмотрено обязательное присутствие привлекаемого к ответственности физического лица при рассмотрении некоторых категорий дел. Кроме того, судья вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности. Когда отсутствие указанных лиц, а также свидетеля препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом и это вызывает необходимость отложения рассмотрения дела в связи с неявкой без уважительной причины указанных лиц, то применяется их привод. В этом случае принимается решение о приводе указанных лиц в виде определения.

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего и некоторых иных лиц. В соответствии со ст. 25.1, ч. 1, КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В их отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем их извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступили ходатайства об отложении рассмотрения дела либо такие ходатайства оставлены без удовлетворения (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что поскольку Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено путем использования любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации соответствующим лицом (имеются в виду судебная повестка, телеграмма, телефонограмма, факсимильная связь и т.п.). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу.

Следует также учесть, что судья вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, привлекаемого к ответственности, законного представителя несовершеннолетнего лица, совершившего правонарушение, и законного представителя юридического лица. Более того, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении некоторых категорий дел присутствие привлекаемого к ответственности физического лица является обязательным.

С 1 июля 2008 г. в качестве исключения из данного правила предусмотрены случаи выявления правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. При этом постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело.

Важное значение имеет соблюдение сроков рассмотрения дел. По общему правилу дело подлежит рассмотрению в пятнадцатидневный срок со дня получения судом протокола об административном правонарушении и других материалов дела. По ходатайству участников производства либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела суд может продлить срок его рассмотрения, при этом выносится мотивированное определение.

Исключение составляют отдельные случаи и категории дел:

- дело об административном правонарушении, касающееся избирательных прав граждан, рассматривается в пятидневный срок. Продление указанного срока не допускается;

- дело об административном правонарушении, влекущем административный арест, подлежит рассмотрению в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ);

- дело об административном правонарушении, влекущем административное приостановление деятельности, запрет подлежит рассмотрению не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ). Указанный срок засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Порядок судебного рассмотрения административных дел определяется ст. 29.7 КоАП РФ.

Следует знать, что к административной ответственности привлекается только лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. Помощнику судьи следует иметь в виду, что прокурор в обязательном порядке извещается о месте и времени рассмотрения дела при рассмотрении дел о правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дел, возбужденных по инициативе прокурора.

При необходимости осуществляются другие процессуальные действия, предусмотренные Кодексом. Например, несовершеннолетнее лицо, привлекаемое к ответственности, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

Порядок ведения протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении предусмотрен ст. 29.8 КоАП РФ. Составляется он в случае рассмотрения дела коллегиальным органом, например комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Вместе с тем в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <1> разъяснено, что поскольку Кодекс не содержит запрета на ведение протокола при единоличном рассмотрении дела (судьей), то в необходимых случаях возможность ведения такого протокола не исключается.

--------------------------------

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6. С. 3 - 12.

Протокол в случае его ведения при рассмотрении дела об административном правонарушении должен быть надлежащим образом оформлен: он подписывается председательствующим.

Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Его копия вручается под расписку физическому лицу или его законному представителю, или законному представителю юридического лица, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления.

Помощник судьи на данной стадии рассмотрения дела по поручению судьи готовит проекты процессуальных актов (постановления или определения).

Следует отметить, что деятельность помощника судьи не ограничивается перечнем действий, указанных в настоящей книге. Так, помощник судьи также должен уметь проанализировать судебную практику применения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также совершать по указанию судьи иные действия, направленные на обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Наши рекомендации