Временный запрет деятельности
Этот запрет касается как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей и рассматривается как мера административного пресечения, предваряющая передачу на рассмотрение судьи протоколов и иных материалов о нарушениях правил охраны водных объектов и водопользования, атмосферного воздуха, лесов и других природных ресурсов от загрязнения веществами, опасными для жизни и здоровья населения, а также о нарушениях требований в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, в области строительства, пользования топливом и энергией, требований, направленных на борьбу с карантинными, особо опасными вредителями растений, на соблюдение правил карантина животных, ветеринарно-санитарных правил, а также норм миграционного законодательства.
Временный запрет деятельности в административном порядке может быть применен только в том случае, если за совершение административного правонарушения, связанного с нарушением конкретных правил, КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного приостановления деятельности.
Срок временного запрета деятельности не может превышать пять суток. Он не применяется в случае нарушения законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Течение указанного срока определяется с момента фактического прекращения деятельности соответствующего объекта.
В протоколе о временном запрете деятельности и в протоколе об административном правонарушении, направляемых в суд, должно быть зафиксировано конкретное время прекращения деятельности соответствующего объекта, что имеет важное значение для гарантий прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Приведенное правило исчисления срока временного запрета деятельности должно учитываться и при назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
ТЕМА 7 «Возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении»
Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях. Протокол об административном правонарушении. Сроки и место составления протокола. Требования к содержанию и оформлению протокола. Ознакомление с протоколом. Направление протокола.
Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению. Круг вопросов, подлежащих выяснению на стадии подготовки дела к рассмотрению, определения и постановления, выносимые на стадии подготовки дела к рассмотрению.
В соответствии со ст. 28.1 (ч. 4) КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: 1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; 2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления об административном правонарушении; 3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования; 4) оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол не составляется.
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующих органов, а также иными лицами, перечень которых установлен ст. 28.3 КоАП РФ, а также подзаконными актами.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса);
4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
5) оформления предупреждения или с момента наложения административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если протокол об административном правонарушении не составляется;
6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.
В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применить соответствующие меры обеспечения производства по делу
В качестве общего правила устанавливается, что протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела в соответствии с главой 23 Кодекса. К ним относятся должностные лица федеральных органов исполнительной власти и некоторых организаций (например, члены избирательных комиссий, инспекторы Счетной палаты РФ, должностные лица государственных внебюджетных фондов), которым в пределах их компетенции предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, составы которых предусмотрены конкретными статьями Кодекса и рассмотрение дел о которых согласно главе 23 Кодекса отнесено к подсудности судей (ст. 23.1), к подведомственности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2) и должностных лиц иных органов административной юрисдикции. Например, должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к компетенции судей, а также к компетенции других федеральных органов исполнительной власти, в том числе органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор, органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесов, и т.д.
ТЕМА 8 «Возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении»
Соотношение процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Место рассмотрения дела об административном правонарушении. Сроки рассмотрения дела.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. Случаи рассмотрения дела в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство. Процессуальное оформление.
Постановление по делу об административном правонарушении, требования к содержанию и оформлению.
2-я стадия. Рассмотрение дела об административном правонарушении
Рассмотрение дела об административном правонарушении может осуществляться:
- по месту его совершения;
- по месту жительства нарушителя;
- по месту нахождения органа, проводившего административное расследование;
- по месту учета транспортного средства.
По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Это в большинстве случаев способствует формированию доказательственной базы, поскольку облегчает установление необходимых обстоятельств дела.
В то же время по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, дело может рассматриваться по месту его жительства. Так, возможна ситуация, когда присутствие данного лица при рассмотрении дела является или признается обязательным, что затруднительно обеспечить (например, это связано с командировкой или отпуском).
Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование.
Согласно ст. 28.7 Кодекса при совершении некоторых категорий правонарушений, требующих осуществления экспертизы или других процессуальных действий, сопряженных со значительными временными затратами, проводится административное расследование. Оно заключается в углубленном исследовании обстоятельств совершения правонарушения и нанесенного ущерба, выяснении вины конкретных лиц и т.п.
Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о некоторых иных нарушениях, непосредственно связанных с этой категорией лиц, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Упомянутое установление места рассмотрения дела о правонарушении, совершенном несовершеннолетним лицом или в отношении его, можно обосновать необходимостью углубленного выяснения личности несовершеннолетнего. Имеется в виду изучение семейных, бытовых условий жизни несовершеннолетнего, его поведения дома, в учебном заведении и т.п.
Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено не только по месту совершения нарушения, но и по месту учета транспортного средства.
Такое решение может быть вызвано необходимостью получения дополнительных сведений о личности нарушителя, прежде всего о совершении им ранее однородных правонарушений, что является отягчающим ответственность обстоятельством. Подобные сведения аккумулируются в соответствующих подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения по месту учета транспортного средства.
Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях установлены ст. 29.6 КоАП РФ:
1) 15 дней со дня получения судьей, органом, должностным лицом протокола и других материалов дела (общий срок);
2) в день получения протокола – если рассматривается дело об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение;
3) не позднее 48 часов – в отношении лица, подвергнутого административному задержанию. Срок исчисляется с момента задержания;
4) продленный срок, но не более чем на месяц – при поступлении ходатайств от участников производства либо при необходимости выяснения обстоятельств дела;
5) дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
Рассмотрение дела ведется в порядке, предусмотренном ст. 29.7 КоАП РФ. При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом составляется протокол.
Заканчивается этап вынесением постановления по делу об административном правонарушении. Данное постановление должно отвечать требованиям, указанным в ст. 29.9 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела может быть принято одно из следующих постановлений:
- о назначении административного наказания;
- о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В постановлении о назначении административного наказания указываются сведения о лице (органе), вынесшем постановление; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные по делу; статья, предусматривающая ответственность; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
Если при рассмотрении дела одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в вынесенном постановлении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.
При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, которые необходимы для обеспечения исполнения данного административного наказания (запрет деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков и т.п.). В случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.
Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Его копия вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
В необходимых случаях (по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.8, 20.9, 20.12 КоАП РФ) копия постановления направляется в соответствующую организацию.
Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. В свою очередь организации и должностные лица обязаны рассмотреть данное представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах лицу, внесшим представление.
ТЕМА 9 «Пересмотр и исполнение постановления по делу об административном правонарушении»
Порядок и сроки подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Восстановление срока.
Подготовка к рассмотрению жалобы. Порядок и сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Виды решений, выносимых по результата рассмотрения жалобы.
3-я стадия (факультативная). Пересмотр постановления (решения) по делу об административном правонарушении
Речь идет об обжаловании и опротестовании постановления о наложении административного наказания.
Обжалование.Потерпевший, лицо, привлеченное к административной ответственности, а также их законные представители, защитники и представители вправе обратиться с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении в соответствующий орган (к должностному лицу).
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано (ст. 30.1 КоАП РФ):
1) вынесенное судьей – в вышестоящий суд;
2) вынесенное коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
3) вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган (должностному лицу) либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, - в районный суд по месту рассмотрения дела.
В случае если жалоба одновременно поступила в суд и вышестоящий орган (должностному лицу), ее рассматривает суд.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
С жалобой вправе обращаться лица в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления по делу об административном правонарушении.
Жалоба направляется судье, в орган (должностному лицу), вынесшим постановление по делу. Поступившая жалоба в течение трех суток (в день получения – если обжалуется применение административного ареста, административного выдворения или административного приостановления деятельности) направляется вместе с делом в суд, в вышестоящий орган (должностному лицу), правомочным ее рассматривать и которым она адресована. Она может быть подана непосредственно в те органы (тем должностным лицам), которым надлежит ее рассматривать.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в те органы (тем должностным лицам), которые полномочны ее рассматривать. В случае обжалования примененного к правонарушителю административного ареста либо административного выдворения жалоба подлежит рассмотрению в течение суток с момента ее подачи (если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению).
В пятидневный срок рассматриваются жалобы на постановления о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности и по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.5.1-5.25, ст.5.45-5.52 КоАП РФ (срок исчисляется со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы).
По результатам рассмотрения жалобы может быть вынесено одно из решений, предусмотренных ст. 30.7 КоАП РФ. Решение оглашается немедленно после вынесения, и его копия в течение трех суток вручается (высылается) лицу, в отношении которого было вынесено постановление по делу (его законному представителю), потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.
Решение по жалобе на постановление об административном аресте либо административном выдворении доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.
Вынесенное решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. 30.9 КоАП РФ.
Протествыносится прокурором. Опротестованы могут быть не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам. Порядок и сроки опротестования те же, что и при обжаловании.
Опротестованию, согласно ст. 30.11 КоАП РФ, подлежат также вступившие в силу постановления по делам об административных правонарушениях и решения по жалобам. Правом вынесения такого протеста обладают прокуроры субъектов РФ и их заместители, Генеральный прокурор и его заместители. Кроме того, эти акты вправе пересматривать председатели верховных судов республик, судов иных субъектов РФ и их заместители, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители. В порядке надзора указанные акты пересматриваются Высшим Арбитражным Судом РФ.
Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении всегда рассматривалось как одна из важных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Обжаловано может быть любое постановление по делу об административном правонарушении, а также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении независимо от того, каким органом или должностным лицом они вынесены.
Право на обжалование предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законным представителям этих физических лиц, законным представителям юридического лица, в отношении которого вынесено постановление или которое является потерпевшим, а также защитнику и представителю этих лиц.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются как судьями, так и внесудебными органами (должностными лицами). Отнесение части дел об административных правонарушениях к подведомственности внесудебных органов административной юрисдикции не означает снижения уровня гарантий прав лиц, привлекаемых к ответственности. Лицам, привлекаемым к административной ответственности по решению внесудебных органов, предоставлены дополнительные гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Дополнительно к общему судебному порядку обжалования возможна подача жалобы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. При этом решение вышестоящего органа, должностного лица не является препятствием для обращения в суд. В суд может быть обжаловано постановление любого органа, вынесшего его, а в случае, если жалоба подана одновременно и в суд, и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), жалобу рассматривает суд.
В судебных инстанциях жалоба рассматривается либо в суде общей юрисдикции, в том числе вышестоящем по отношению к суду, судья которого вынес постановление, либо в арбитражном суде (если правонарушение совершено юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). При этом законодатель не вполне логично установил различный процессуальный порядок рассмотрения жалоб судами. В судах общей юрисдикции жалобы рассматриваются в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях, а в арбитражных судах - в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством
ТЕМА 10 «Пересмотр и исполнение постановления по делу об административном правонарушении»
Вступление постановления в законную силу. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению. Срок исполнения постановления. Отсрочка и рассрочка исполнения постановления. Приостановление исполнения постановления о назначении наказания.
Основания прекращения исполнения постановления. Окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания.
Исполнение постановления по делу об административном правонарушении – это заключительная стадия производства.
Постановление подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу, то есть:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления, если оно не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если оно не было обжаловано или опротестовано, за исключением тех случаев, когда решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением тех случаев, когда решением отменяется вынесенное постановление.
Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление. Приведение постановления в исполнение осуществляется уполномоченным на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ и действующим законодательством.
Исполнение постановлений о назначении административных наказаний в отношении лиц, проживающих или находящихся за пределами РФ и не имеющих в России имущества, производится в соответствии с законодательством РФ и международными договорами.
Статья 31.9 КоАП РФ устанавливает давность исполнения постановления о назначении административного наказания. Оно, по общему правилу, не подлежит исполнению, если не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Если лицо, в отношении которого вынесено постановление, уклоняется от его исполнения, течение срока давности прерывается и возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые могло быть обращено взыскание.
Течение срока давности может приостанавливаться также в случае отсрочки или приостановления исполнения постановления в соответствии со ст. 31.5, 31.6, 31.8. КоАП РФ.
Принесение протеста на постановление об административном аресте или административном приостановлении деятельности не приостанавливает исполнение этого постановления. В случае рассрочки исполнения постановления (ст. 31.5 КоАП) течение срока давности продлевается на срок рассрочки.
По окончании исполнения постановления оно с отметкой об исполнении возвращается органом (должностным лицом), приводившим его в исполнение, судье, органу, должностному лицу, которыми данное постановление было вынесено.
Кодексом РФ об административных правонарушениях установлен определенный порядок исполнения отдельных видов административных наказаний:
1) постановление о наложении административного наказания в виде предупреждения приводится в исполнение вынесшим его органом (должностным лицом) путем вручения или направления копии постановления;
2) исполнение постановления о наложении административного штрафа. Штраф должен быть уплачен нарушителем в 30-дневный срок со дня вступления в силу постановления либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки. Сумма штрафа вносится или перечисляется в банк или иную кредитную организацию, а копия платежного документа направляется судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, предусматриваемого для его уплаты, лицо (орган), вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 (наложениеадминистративного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток).
Если у несовершеннолетнего правонарушителя отсутствует заработок, штраф взыскивается с родителей или иных законных представителей.
В случае взимания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения нарушителю выдается постановление-квитанция установленного образца;
3) исполнение постановлений о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения осуществляется судебными приставами-исполнителями в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов приводится в исполнение органами внутренних дел;
4) лишение специального права. Лишение права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судном и других (в зависимости от вида техники) уполномоченными на то органами.
Исполнение постановления о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется путем изъятия соответствующего разрешения.
Исполнение постановления о лишении права охоты осуществляется путем изъятия охотничьего билета.
Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления, а в случае уклонения лица от сдачи соответствующих документов - со дня их сдачи или изъятия. В случае, если лицо к моменту исполнения постановления лишено специального права, течение срока начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее;
5) административный арест. Осуществляется немедленно после его вынесения. При исполнении постановления осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого аресту. Наказанные содержатся под стражей в местах, определяемых органами внутренних дел;
6) исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Постановление приводится в исполнение пограничными органами или органами внутренних дел. Выдворение заключается в официальной передаче иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей государства, на чью территорию они выдворяются, либо осуществляется путем контролируемого самостоятельного выезда лица, привлеченного к ответственности;
7) постановление о дисквалификации немедленно исполняется лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом.
Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.
Копии вступивших в силу постановлений о дисквалификации направляются вынесшими их судами в Министерство внутренних дел РФ, министерство внутренних дел, управление (главное управление) внутренних дел соответствующего субъектов РФ по месту вынесения постановления. МВД РФ формирует и ведет реестр дисквалифицированных лиц.1 При заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом лицо, уполномоченное заключить данный договор (контракт), обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в МВД РФ2.
8) постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
При административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, и другие меры. При этом не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.
Административное приостановление деятельности может быть досрочно прекращено судьей по ходатайству лица, привлеченного к ответственности, если будут устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.
ТЕМА 11 «Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан»
Понятие и виды административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан. Общая характеристика составов административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан. Административные наказания за указанные правонарушения.
Одним из способов защиты избирательных прав является реализация административной ответственности за данный вид правонарушений.
Реализация административной ответственности как процессуальная деятельность представляет собой совокупность отдельных этапов, стадий административного процесса. Для ее наступления, так же как и всякой юридической ответственности, необходим факт совершения правонарушения. Но одного факта недостаточно. В стране ежедневно совершается огромное количество административных правонарушений, к ответственности за которые никто не привлекается. К данному явлению можно применить положения о латентности преступлений, выработанные в криминологии.
Важнейшим элементом реализации административной ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах является возбуждение дела об административном правонарушении.
Можно выделить следующие виды административных правонарушений:
Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума.
Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума.
Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума.
Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов.
Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме.
Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях.
Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности.
Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах.
Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом.
Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах.
Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации и др.
Объект данной группы правонарушений характеризуется как общественные отношения, связанные с конституционным правом граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Объективная сторона выражается как в форме действия так и бездействия. Например статья 5.13. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации, Объективная сторона данного правонарушения заключается в бездействии организаций, осуществляющих телерадиовещание, периодических печатных изданий или их должностных лиц, которое заключается в непредоставлении зарегистрированному кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) в тех же СМИ опровержение либо иное разъяснение в защиту своей чести, достоинства или деловой репутации.
Статья 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму - Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, связанных с уничтожением или повреждением информационных или агитационных печатных материалов, а равно нанесением на них надписей или изображений какого бы то ни было смыслового назначения. Действия, влекущие наступление ответственности по данной статье, относятся только к вывешенным в разрешенных местах информационным и агитационным печатным материалам, поэтому нельзя считать правонарушением уничтожение или повреждение этих материалов, вывешенных на зданиях и сооружениях без согласия собственника или владельца этих объектов, а также вывешенных в местах, где это запрещено.
Субъектами могут быть как физические лица, в том числе должностные лица, так и юридические лица. Например, в соответствии со ст. 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах, субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица или организации, прямо или косвенно участвующие в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума: кандидаты, руководители и члены избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, инициативных агитационных групп, сами избирательные объединения, инициативные группы по проведению референдума, инициативные агитационные группы, уполномоченные представители и доверенные лица названных субъектов и др.
В некоторых случаях можно выделить специальных субъектов. Например, Статья 5.17. Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, Субъекты правонарушений по ч. 1 данной статьи - кандидат, лицо, являвшееся кандидатом, лицо, избранное депутатом или на иную выборную должность, уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы (агитационной) участников референдума, должностное лицо кредитной организации - банка. Субъекты правонарушения. По ч. 2 данной статьи - председатели избирательных комиссий, комиссий референдума всех уровней.
С субъективной стороны правонарушение может быть совершено умышленно и по неосторожности.
В качестве наказания применяется штраф, размер которого зависит от субъекта административной ответственности и вида административного наказания.
В соответствии со ст. 5.46. (подделка подписей избирателей, участников референдума).
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов и референдумов, в частности с процедурой сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, с составлением списков кандидатов и т.п.
Законодательством РФ о выборах и референдумах (например, ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 36 - 38 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", ст. 39 - 43 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и т.д.) установлен порядок сбора подписей избирателей, участников референдума, заверения подписных листов лицом, осуществляющим сбор подписей, представления подписных листов в избирательную комиссию (комиссию референдума), проверки достоверности подписей и сведений, содержащихся в подписных листах, и выявления в ходе нее недостоверных и недействительных подписей и т.д.
Объективную сторону правонарушения составляет хотя бы одно из действий: а) подделка подписей (внесение записей в подписной лист за других лиц) с приведением достоверных либо недостоверных сведений. Такая подделка выявляется с участием экспертов, привлеченных к работе по проверке достоверности подписей; б) заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) лицом, осуществляющим сбор подписей, или уполномоченным представителем политической партии, кандидата и т.п., если он мог или должен был знать о такой подделке, например заверение подписей, вписанных одним и тем же лицом, одним и тем же почерком, с заведомо недостоверными сведениями и т.д.
Субъекты правонарушения - лица, непосредственно осуществляющие сбор подписей (если они имеют право на эту деятельность), а также уполномоченные представители политических партий, кандидатов, инициативных групп по проведению референдума и т.п., которые по закону также заверяют подписные листы.
Субъективная сторона характеризуется: в случае подделки подписей - умыслом, в случае заверения подделанных подписей - умыслом или неосторожностью.
Подделка подписей избирателей, участников референдума, заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также при наличии признаков подкупа, принуждения, применения насилия, уничтожения имущества и т.п. квалифицируется как уголовное преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 142 УК РФ.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется прокурором, который выносит мотивированное постановление (ч. 1 ст. 28.4).
3. Методические указания (рекомендации) по выполнению письменных работ.
1. Написанию работы предшествует внимательное изучение студентом рекомендованных источников. Целесообразно делать выписки из нормативных актов, книг, статей, помечать в черновике те страницы и издания, которые наиболее полезны при освещении соответствующих вопросов.
В тексте работы при ссылках на нормативный акт должна использоваться последняя редакция документа.
Следует иметь в виду, что иногда нормативный материал, используемый в учебниках, пособиях и научной литературе, к моменту подготовки студентом письменной работы оказывается утратившим силу.
Недействующие нормативные акты не подлежат использованию, либо упоминаются с соответствующими оговорками.
Таким образом, при работе с нормативно-правовой базой студент в первую очередь должен установить, является ли данный нормативно-правовой акт действующим в настоящее время, а также использовать последнюю редакцию документа.
2. В процессе подготовки работы студент должен:
а) всесторонне изучить определенную юридическую проблему, ее теоретические и практические аспекты;
б) проанализировать научную литературу и нормативно-правовой материал по теме;
в) при подготовке дипломной работы, собрать и обобщить с учетом темы юридическую практику (судебную, нотариальную, государственных органов контроля и т. д.);
г) выработать собственное суждение по соответствующей проблеме, отношение к существующим научным позициям, точкам зрения, юридической практике;
д) по возможности сформулировать свои предложения по совершению юридической практики и законодательства.
3. Содержание работы должно соответствовать ее теме и плану.
4. Содержание ответов на поставленные вопросы должно быть полным, теоретически обоснованным и аргументированным, иметь связь с практической деятельностью. Ответы на вопросы должны быть логичными, сформулированы четко и ясно, по существу поставленного вопроса. Не следует необоснованно увеличивать их объем, останавливаясь на второстепенных, прямо не относящихся к теме исследования, аспектах. При формулировании собственных суждений следует избегать таких выражений, как «по моему мнению», «я думаю» и т.п., т е. писать от первого лица.
5. При использовании в тексте ответа на вопрос цитат, норм правовых актов, заимствованных таблиц и схем следует руководствоваться правилами оформления сносок и ссылок на соответствующие источники (см. Приложение № 1).
Сноски имеют постраничную нумерацию, то есть первая сноска на каждой странице нумеруется цифрой 1. Печатание сносок с использованием сквозной нумерации в конце работы не допускается.
Заимствование текста без ссылки на источник цитирования, т.е. плагиат, не допускается и является основанием для направления работы на доработку.
6. Если автор считает целесообразным в ходе ответа на поставленный вопрос использовать табличную или схематическую форму изложения материала, то должен руководствоваться правилами оформления таблиц и схем (см. Приложение № 3).
Следует обратить внимание, что при использовании в работе статистического материала необходимо давать текстовое объяснение.
7. В конце работы автор может привести перечень условных обозначений, символов и специальных терминов только в том случае, если их общее число более 20 и каждое из них повторяется в тексте не менее трех раз.
8. Текст работы печатается с одной стороны стандартного листа формата А4 через 2 интервала - в случае машинописного набора, или через 1,5 интервала - в случае компьютерного набора, с выравниванием «по ширине», в том числе и при оформлении списков.
В текстовом редакторе «Microsoft Word»: стиль шрифта «Times New Roman», размер: «14», отступ абзаца – 1см (по линейке табуляции).
Заголовки глав, параграфов, пунктов печатаются шрифтом с выделением «жирный», с выравниванием «по ширине» и с отступом абзаца указанного размера по первой строке. Точка в конце заголовка не ставится.
В тексте работы запрещается использовать выделение «жирный» (кроме указанных заголовков), а также шрифт другого стиля.
Каждая страница должна быть оформлена с четким соблюдением размера полей: слева - 30 мм, сверху - 20 мм, справа - 10 мм, снизу - 20 мм.
9. Курсовые и дипломные работы, написанные от руки, либо оформленные в тетради, на проверку не принимаются.
10. В работе используется сквозная нумерация страниц. Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Нумерация страниц начинается с третьего листа работы – введения. Номера страниц проставляются в правом верхнем углу.
11. Работа должна быть выполнена грамотно и аккуратно, с обязательным соблюдением рекомендуемых правил и требований. Не допускаются произвольные сокращения слов, исправления и зачеркивания. Грамматические и стилистические ошибки снижают уровень оценки работы. Нарушение правил оформления работы является основанием для направления работы на доработку.
12. Сроки хранения письменных работ устанавливаются в соответствии с номенклатурой дел.