Административно-правовой статус физических лиц.
Физические лица - это граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти категории лиц характеризуются существенными особенностями их правового положения.
Гражданин Российской Федерации характеризуется его правовой связью с Российским государством, иностранный гражданин — с соответствующим зарубежным государством, а лица без гражданства не имеют такой связи ни с одним из государств.
Особую категорию субъектов административного права образуют физические лица, общегражданский статус которых одновременно сочетается с выполнением государственно-властных полномочий, — должностные лица.
Совокупность прав, свобод гражданина и их гарантий, а также его обязанностей составляет содержание его правового статуса. В его основе лежат нормы Конституции Российской Федерации, Закон РФ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ», другие законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов.
Административно-правовой статус граждан — это часть их общего статуса.
Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.
Все граждане России обладают равным объемом административной правоспособности и может быть изменен только государством путем издания соответствующих правовых актов.
Административная правоспособность граждан может определяться применительно к возрасту, уровню образования, состоянию здоровья граждан, и т.п.
Для отдельных граждан правоспособность может быть временно (с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы).
Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов каждого гражданина с интересами других граждан, обществом в целом.
Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности. Моментом прекращения правоспособное гражданина является его смерть.
Административная дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами. Наступление административной дееспособности связывается, как правило, с достижением определенного возраста.
В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18-летнего возраста. Однако необходимо помнить и о том, что в различных сферах ограниченная дееспособность может возникать до достижения 18-летнего возраста.
Так, например, административная ответственность граждан наступает с 16-летнего возраста, до этого момента за административные проступки несовершеннолетних граждан несут ответственность родители или лица, их заменяющие. А, например, определенные меры дисциплинарного взыскания могут применяться к учащимся образовательных учреждений, вплоть до отчисления из школы, в данном случае мы говорим о частичной дееспособности, которая наступает с 7 лет.
При этом необходимо учитывать, что не все граждане Российской Федерации обладают одинаковой административной дееспособностью. Например, не обладают административной дееспособностью лица, страдающие некоторыми психическими заболеваниями, а также граждане, которых в соответствии с законом и на основании судебного решения либо решения иного компетентного органа лишили определенных прав.
На основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют свои права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения.
Самой важной сферой реализации административной правоспособности граждан была и остается система исполнительной власти, которая связана с возможностью граждан вступать в административные правоотношения. При этом другой стороной в таких правоотношениях является орган исполнительной власти, должностное лицо организации или ее представитель, которые обладают полномочиями административно-правового характера.
Административно-правовые отношения между гражданами и органами исполнительной власти возникают:
в связи с использованием гражданами их прав в сфере исполнительной власти;
в связи с выполнением возложенных на граждан обязанностей (обязанность по защите Отечества; уплаты законно установленных налогов и сборов; охраны природы и окружающей среды, и т.д.);
в связи с нарушениями прав и законных интересов граждан, защитой и восстановлением нарушенных прав;
в связи с нарушением гражданином его обязанностей перед государством.