Управление в области охраны окружающей среды. Правовое положение экологического, технологического и атомного надзора РФ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов (ст. 9).

Объектами охраны природных ресурсов являются: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверхностные и подземные воды; атмосферный воздух; леса и иная растительность; животный мир; природные ландшафты; государственные природные заповедники; находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Следует различать использование и охрану природных ресурсов.

Приих использовании достигаются определенные хозяйственные и иные цели (добыча, переработка и т.п.). Цель охраны — предотвратить экологически вредное воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, обезопасить ее от загрязнения, порчи, истощения или разрушения. Очевидно, что названные цели взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как рациональное использование природных ресурсов предполагает бережное к ним отношение, недопущение необратимых для них последствий, то есть их охрану. Вместе с тем отдельные аспекты природоохранной деятельности находят свое выражение в отраслевом законодательстве (земельном, водном, лесном, о недрах, животном мире и т.п.).

К ведению Российской Федерации относится установление основ федеральной политики и федеральных программ экологического развития России, а к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов — охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, а также законодательство по охране окружающей природной среды (ст. 71 — 72 Конституции Российской Федерации).

Правительство Российской Федерации координирует работу органов государственного управления по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения. В аппарате Правительства вопросами экологии занимается Департамент природопользования и защиты окружающей среды.

Значительна компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: утверждение территориальных экологических программ, учет и оценка состояния природных ресурсов, руководство экологической службы, контроль за использованием и охраной земель, лицензирование и т.д.

Вместе с тем, как на федеральном уровне, так и в рамках субъектов Российской Федерации формируется система исполнительных органов, специально уполномоченных на осуществление управленческой деятельности в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов. Система их достаточно широка и многообразна (комитеты, министерства, службы и т.п.). Это — органы государственного управления водными, лесными и прочими природными объектами.

Органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1 (в части участков земель лесного фонда и земель лесов, не входящих в лесной фонд), частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), статьей 7.8 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд), статьей 7.9, статьей 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд), статьей 7.11 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд), статьей 8.5 (в части сокрытия или искажения информации о состоянии лесов, земель лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, а также о состоянии находящихся на них водных объектов, объектов животного мира и среды их обитания), статьями 8.7, 8.8, статьями 8.12, 8.13 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд), статьями 8.24 - 8.27, частью 1 статьи 8.28, статьями 8.29 - 8.32, статьями 8.33 - 8.37 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд) настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2005 N 82-ФЗ)

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) главный государственный инспектор Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, его заместители;

2) главные государственные инспектора в субъектах Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, их заместители;

3) старшие государственные инспектора Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

4) старшие государственные инспектора в зоне деятельности лесхозов по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, их заместители;

5) государственные инспектора в зоне деятельности лесхозов по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.

3. Размер административного штрафа, налагаемого должностными лицами, указанными в пункте 5 части 2 настоящей статьи, не может превышать три минимальных размера оплаты труда.

Наши рекомендации