Жалобы граждан в суд на неправомерные действия, незаконные акты органов государственного управления, должностных лиц.
Жалобы всегда связаны с представлением жалобщика о том, что его права или законные интересы нарушены действиями или правовыми актами д/л исполнительных органов. Для установления правомерности либо необоснованности такого рода акций граждан, а также в интересах защиты их субъективных прав и предусматривается специальное производство. Его предметом является прямо выраженный спор о праве административном. Нормативно-правовой материал по этому виду производства чрезвычайно разобщенный.
К. РФ предусматривает лишь судебное обжалование решений и действий (или бездействия) исполнительных органов и д/л. Но существует и адм. порядок обжалования этих же действий и решений. Он, к сожалению, в самой общей форме определяется действующим и в наши дни Указом Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г. К. РФ, не говоря прямо о жалобах граждан, адресуемых в адм. порядке, тем не менее закрепляет их право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в гос. органы. Очевидно, что жалоба является одной из форм подобного обращения.
Общие правила адм. производства по жалобам следующие. Жалобы подаются в исполнительный орган (д/л), к непосредственному ведению которого относится разрешение поставленного гражданином вопроса об оспаривании правомерности действий или решений подчиненного ему (нижестоящего) д/л или органа. Запрещается направлять жалобы для разрешения тем д/л, чьи действия являются предметом жалобы. В некоторых случаях предусматривается обжалование по команде, т.е. через то д/л, чьи действия обжалуются; последний обязан передать ее в вышестоящую инстанцию со своими объяснениями (например, это установлено для военнослужащих). Если жалоба поступила в орган, не компетентный разрешить ее, он обязан в пятидневный срок направить ее компетентному органу с уведомлением об этом гражданина.
Для рассмотрения жалобы установлен месячный срок со дня ее поступления. Если жалоба не требует дополнительной проверки, она должна быть разрешена безотлагательно, но не позднее 15 дней. Для некоторых категорий граждан установлены более короткие сроки разрешения их жалоб (например, жалобы военнослужащих разрешаются в семидневный срок). Жалоба подлежит проверке, т.е. требуется расследование, изучение содержащихся в ней сведений. При необходимости в дополнительной проверке ее рассмотрение может быть в порядке исключения продлено до двух месяцев. В подобных случаях для проверки изложенных в жалобе фактов может назначаться ответственный работник, который истребует все необходимые для вынесения объективного решения материалы. Решение по жалобе должно быть мотивированным, положительное решение — обоснованным, а исполнение решения — организованным. Оно своевременно сообщается гражданину. Если гражданин не согласен с решением по жалобе, т.е. она не удовлетворена, он вправе обжаловать это решение в административном порядке в вышестоящий исполнительный орган или в суд. Нарушение порядка рассмотрения жалоб граждан влечет за собой дисциплинарную ответственность должностных лиц. Решение по жалобе в пользу заявителя по общему правилу влечет за собой отмену или изменение обжалованного действия (решения), а также ответственность должностного лица, чьи действия были признаны в административном или судебном порядке неправильными.
99. Управление в области иностранных дел. Особенности прохождения службы в органах МИДа РФ. Административно-правовой статус дипломатического корпуса.
Управление иностранными делами— непосредственное и повседневное осуществление исполнительными органами власти внешних функций государства по предметам ведения и в объеме своей компетенции, направленное на решение задач, обеспечивающих продвижение к целям, отражающим жизненно важные интересы государства и общества в целом.
Цель внешней политики Российского государства— последовательное продвижение и укрепление национальных интересов через открытость и сотрудничество, обеспечение благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения экономических реформ.
Большие полномочия в сфере управления иностранными делами осуществляет Президент.Так, согласно ст. 80, 83 и 86 Конституции он определяет основные направления внешней политики государства; представляет страну в международных отношениях; осуществляет руководство внешней политикой; ведет переговоры и подписывает международные договоры; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей; назначает и освобождает от должности министра иностранных дел по предложению Председателя Правительства; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.
Достаточно большой объем полномочий в сфере отношений иностранных дел реализует Правительство.Оно согласно ст. 114 Конституции осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики.
Министерство иностранных делобразовано Указом Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314, и Указом от 11.07.2004 г. № 865 утверждено положение о нем.
Задачи МИД:
1) сохранение территориальной целостности РФ;
2) обеспечение государственной безопасности, установление и закрепление дружеских отношений со стратегическими партнерами России;
3) защита своих физических и юридических лиц за рубежом;
4) участие в международном сотрудничестве, обеспечивающее нашей стране выгодные условия и другие позитивные, направления деятельности.
В систему Министерства иностранных дел РФ входятдипломатические представительства и консульские учреждения РФ, представительства РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее именуются — загранучреждения), территориальные органы — представительства Министерства на территории РФ, а также подведомственные ему предприятия, учреждения и организации на территории РФ, созданные для обеспечения деятельности Министерства (далее именуются — организации, находящиеся в ведении Министерства).
Функции МИД:
- разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту и в Правительство предложения по вопросам отношений с иностранными государствами и международными организациями;
- разрабатывает проекты международных договоров, подготавливает предложения о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров и в установленном порядке вносит эти предложения на рассмотрение Президента и Правительства;
- ведет переговоры с иностранными государствами и международными организациями;
- осуществляет общее наблюдение за выполнением международных договоров, участвует в подготовке предложений по приведению законодательства РФ в соответствие с ее международно-правовыми обязательствами;
- участвует в разработке политики и конкретных мероприятий по обеспечению прав и свобод граждан, обороны и безопасности государства и иные.
ФЗ от 15.07.1995 г. «О международных договорах РФ» регламентирован порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров, что является основой международных отношений сотрудничества с другими странами.
Государственное управление иностранными делами осуществляется следующей системой ФОИВ:Министерство иностранных дел РФ; министерства иностранных дел республик в составе РФ; органы внешних связей субъектов РФ, а также органы МИД за рубежом — это дипломатические представительства (посольства и миссии) и консульские учреждения.
В п. «к» ст. 71 Конституции определено, что внешняя политика и международные отношения РФ, международные догово-
ры; вопросы войны и мира относятся к ведению РФ,следовательно, осуществление этих внешних функций в области иностранных дел возложено на высшие органы государственной власти.
В ст. 106 Конституции установлено, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой ФЗ по вопросам ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы, войны и мира.