Развитие организационно-правовых форм управления в области обороны РФ. Воинская служба.
Под обороной РФ понимается система полит., экон., военных, соц., правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также защиты населения, территории и суверенитета РФ.
Основным правовым актом, закрепляющим основы организации обороны РФ, является Закон «Об обороне».
Основой обороны являются Вооруженные Силы РФ, которые призваны защищать суверенитет, территориальную целостность, другие важные интересы РФ в случае совершения вооруженной агрессии против нее.
Законодательством определены случаи, когда в обороне могут участвовать пограничные войска, внутренние войска МВД, воинские подразделения ФСБ, войска правительственной связи, железнодорожные войска. Управление в области обороны строится на началах жесткой централизации, единоначалия и воинской дисциплины в Вооруженных Силах.
Общее руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, а также Правительство РФ.
Президент объявляет состояние войны, вводит на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии или угрозы агрессии против РФ с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил; присваивает воинские звания генералов и адмиралов и т.п.
Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны страны. Оно осуществляет финансирование Вооруженных Сил; организует оснащение их вооружением; обеспечивает выполнение гос. программ и планов развития вооружения; организует разработку и выполнение мобилизационных планов; осуществляет деятельность по соц. обеспечению военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и т.д.
Непосредственное руководство Вооруженными Силами возложено наМинистерство обороны.Оно является федеральным органом испол. власти, отвечающим за развитие и состояние Вооруженных Сил, их боеготовность, воинскую дисциплину, подчиняясь в своей деятельности Президенту РФ.
Основными задачами Минобороны являются: реализация политики в области строительства Вооруженных Сил; разработка гос. программ и планов работ в интересах обеспечения обороны. Оно выступает заказчиком по производству и закупке вооружения, продовольствия и других материально-технических ресурсов для Вооруженных Сил и т.п.
Оперативное управление Вооруженными Силами осуществляет Генштаб Вооруженных Сил. Содержанием его деятельности является разработка планов применения Вооруженных Сил, плана оперативного оборудования территории РФ в целях обороны, мобилизационных планов. Он разрабатывает предложения по военной доктрине, структуре, составу и дислокации Вооруженных Сил, оснащению их оружием и военной техникой, подготовке военных кадров.
Важная роль в организации обороны и руководстве Вооруженными Силами принадлежит военным советам, которые создаются Президентом РФ. В процессе своей деятельности военные советы разрабатывают рекомендации, связанные с реализацией государственной военной политики в войсках и на флотах, со строительством и развитием Воор. Сил, с выполнением мероприятий по поддержанию боевой готовности войск, с организацией обеспечения правопорядка, воинской дисциплины.
В систему органов управления обороной входят военные комиссариаты, образуемые в субъектах Российской Федерации, городах и районах, возглавляемые военными комиссарами. Военные комиссары осуществляют учет военнообязанных, организуют проведение призывов на военную службу, военные сборы, а также работу с людьми, пожелавшими служить в Вооруженных Силах по контракту.
88. Правовое положение органов внутренних дел. Административная ответственность в сфере обеспечения общественной безопасности.
Управление внутренними делами направлено на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьбу с преступностью, охрану прав и свобод граждан, собственность.
Общее руководство в сфере внутренних дел осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации.
Президент издает указы, направленные на регулирование общественных отношений в сфере внутренних дел, на обеспечение и охрану общественного порядка, усиление борьбы с преступностью. Он назначает и освобождает от должности министра внутренних дел, командующего внутренними войсками; вводит чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях.
Правительство осуществляет меры по обеспечению законности, охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан, борьбе с преступностью, объединяя, направляя и координируя в этой сфере деятельность федеральных органов исполнительной власти.
Непосредственное управление внутренними делами возложено на органы внутренних дел. Их систему образуют Министерство внутренних дел РФ, министерства внутренних дел республик; управления, главные управления внутренних дел других субъектов РФ; отделы внутренних дел городов, районов, районов в городах; управления внутренних дел на ж/д, воздушном и водном транспорте; внутренние войска.
Деятельность органов внутренних дел по обеспечению и охране общественного порядка представляет собой совокупность организационно-правовых форм, каждая из которых имеет свою специфику. Таких форм можно выделить несколько:
а) административная;
б) оперативно-розыскная;
в) уголовно-процессуальная;
г) деятельность по исполнению уголовных наказаний.
Среди перечисленных видов деятельности органов внутренних дел наиболее объемной и широкой является административная деятельность.
Содержание этой деятельности состоит в создании условий для реализации гражданами своих прав и законных интересов и выполнения возложенных на них обязанностей, нормальной работы предприятий, учреждений, организаций; в контроле и надзоре за соблюдением правил паспортной системы, общественного порядка, пожарной безопасности, дорожного движения; в профилактике и пресечении различных правонарушений; регистрационном учете граждан; в выдаче разрешения (лицензии) на осуществление частной детективной и охранной деятельности и контроль за ней, лицензий на продажу или приобретение и хранение оружия; в осуществлении административного надзора; в охране собственности; в контроле за соблюдением правил пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства и т.п.
Оперативно-розыскная деятельность заключается в проведении органами внутренних дел оперативно-розыскных мероприятий, имеющих своей целью защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. Она предполагает также предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также лиц, пропавших без вести. Важным направлением этой деятельности в современных условиях является борьба с организованной преступностью.
Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел состоит в производстве дознания и предварительного следствия.
Деятельность по исполнению уголовных наказаний в виде лишения свободы предполагает функционирование уголовно-исполнительной системы, в которую входят учреждения и органы, ее осуществляющие.