Сущность исполнительной власти.
Исполнительная власть– это деятельность по управлению гос-вом и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами гос. власти особых функций в установленной з-ном компетенции.
Признаки исполнительной власти:
1. Самостоятельность и взаимосвязь с законодательной и судебной ветвями государственной власти.
2. Осуществляется специальными государственными органами и органами местного самоуправления.
4. Это подзаконная власть, т.е. ее организация и функции должны основываться на нормах Конституции РФ, федерального закона и иных нормативно-правовых актах.
5. Организующая деятельность и реализация властных полномочий.
6. Подготовка и издание правовых актов управления.
Функции исполнительной власти:
1. Исполнительная. Органы исполнительной власти имеют право издавать подзаконные акты.
2. Прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов.
3. Планирование – определение направлений, целей, и результатов той или иной управляемой деятельности.
4. Организация – создание органов управления, определение их функций и т.д.
5. Координация (согласование) действий различных органов управления, должностных лиц и организаций.
6. Информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа.
7. Методическое руководство.
8. Кадровое, МТО, финансирование и т.д.
Принципы исполнительной власти – это общие положения, идеи, требования, которые характеризуют сущность управленческой деятельности.
1. Принцип народовластия – народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть.
2. Принцип верховенства закона.
3. Принцип разделения и взаимодействия властей.
4. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов.
5. принцип гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц.
6. Принцип приоритета и гарантированности прав личности.
7. Принцип федеративного устройства.
8. Принцип сочетания централизации и децентрализации.
Централизация – сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти.
Децентрализация - закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, который он должен осуществлять самостоятельно.
Существует 2 подхода к определению понимания государственного управления.
1. Широкое понимание – это регулирующая деятельность государства в целом, т.е. деятельность по управлению представительной (или законодательной) органами власти, органами исполнительной власти, суда и прокуратуры.
В этом понимании государственное управление – более широкое понятие, чем исполнительная власть.
2. Узкое понимание – это административная деятельность органов исполнительной власти. Сюда относится практическая деятельность Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и т.д.
В этом понимании государственное управление и исполнительная власть тождественны.
26. Правовое положение органов исполнительной власти, органов государственного управления, компетенция, содержание государственно-властных полномочий.
Исполн. власть – ветвь гос. власти, деятельность по управлению делами госуд. и общества, осуществляемая системой гос. органов, наделяемых исполнительно - распорядительными полномочиями, подконтрольных органам законодательной и судебной власти.
Орган исполн. власти – государственное учреждение, обладающие относительной самостоятельностью, структурной организацией, наделённое госуд. – властными полномочиями исполнит. – распорядительного характера и действующего на определ. территории.
Признаки:
1) гос. учреждение;
2) обладает соответств. компетенцией;
3) решает задачи, определ. государством;
4) организованный коллектив людей (гос. служащих);
5) осуществ. управленческую деятельность на основе предметной специализацией.
Органы исполнительной власти:
· осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;
· наделены оперативной самостоятельностью;
· как правило, имеют постоянные штаты;
· образуются вышестоящими органами;
· подотчётны и подконтрольны вышестоящим органам ИВ;
· их образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируются нормами АП.