Сущность исполнительной власти.

Исполнительная власть– это деятельность по управлению гос-вом и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами гос. власти особых функций в установленной з-ном компетенции.

Признаки исполнительной власти:

1. Самостоятельность и взаимосвязь с законодательной и судебной ветвями государственной власти.

2. Осуществляется специальными государственными органами и органами местного самоуправления.

4. Это подзаконная власть, т.е. ее организация и функции должны основываться на нормах Конституции РФ, федерального закона и иных нормативно-правовых актах.

5. Организующая деятельность и реализация властных полномочий.

6. Подготовка и издание правовых актов управления.

Функции исполнительной власти:

1. Исполнительная. Органы исполнительной власти имеют право издавать подзаконные акты.

2. Прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов.

3. Планирование – определение направлений, целей, и результатов той или иной управляемой деятельности.

4. Организация – создание органов управления, определение их функций и т.д.

5. Координация (согласование) действий различных органов управления, должностных лиц и организаций.

6. Информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа.

7. Методическое руководство.

8. Кадровое, МТО, финансирование и т.д.

Принципы исполнительной власти – это общие положения, идеи, требования, которые характеризуют сущность управленческой деятельности.

1. Принцип народовластия – народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть.

2. Принцип верховенства закона.

3. Принцип разделения и взаимодействия властей.

4. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов.

5. принцип гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц.

6. Принцип приоритета и гарантированности прав личности.

7. Принцип федеративного устройства.

8. Принцип сочетания централизации и децентрализации.

Централизация – сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти.

Децентрализация - закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, который он должен осуществлять самостоятельно.

Существует 2 подхода к определению понимания государственного управления.

1. Широкое понимание – это регулирующая деятельность государства в целом, т.е. деятельность по управлению представительной (или законодательной) органами власти, органами исполнительной власти, суда и прокуратуры.

В этом понимании государственное управление – более широкое понятие, чем исполнительная власть.

2. Узкое понимание – это административная деятельность органов исполнительной власти. Сюда относится практическая деятельность Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и т.д.

В этом понимании государственное управление и исполнительная власть тождественны.

26. Правовое положение органов исполнительной власти, органов государственного управления, компетенция, содержание государственно-властных полномочий.

Исполн. власть – ветвь гос. власти, деятельность по управлению делами госуд. и общества, осуществляемая системой гос. органов, наделяемых исполнительно - распорядительными полномочиями, подконтрольных органам законодательной и судебной власти.

Орган исполн. власти – государственное учреждение, обладающие относительной самостоятельностью, структурной организацией, наделённое госуд. – властными полномочиями исполнит. – распорядительного характера и действующего на определ. территории.

Признаки:

1) гос. учреждение;

2) обладает соответств. компетенцией;

3) решает задачи, определ. государством;

4) организованный коллектив людей (гос. служащих);

5) осуществ. управленческую деятельность на основе предметной специализацией.

Органы исполнительной власти:

· осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

· наделены оперативной самостоятельностью;

· как правило, имеют постоянные штаты;

· образуются вышестоящими органами;

· подотчётны и подконтрольны вышестоящим органам ИВ;

· их образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируются нормами АП.

Наши рекомендации