Гражданин как субъект административного права.
Административно-правовое положение гражданопределяется объемом и характером административной правосубъектности:
1) административная правоспособность – это способность гражданина иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Она возникает с момента рождения и прекращается смертью
2) административная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административными нормами.
Виды административной дееспособности:
1. полная, наступает с 18 лет
2. ограниченная, с 16 лет
На административную дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний – душевная болезнь, слабоумие. В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.
Объем административной правосубъектности иностранных граждан и лиц без гражданства уже, чем граждан РФ.
1. Они не могут занимать государственные должности.
2. Заниматься деятельностью, связанной с принадлежностью к гражданству РФ (избирать и быть избранными).
3. Они не несут воинской обязанности
4. В отношении их допускается ограничение в передвижении и места жительства в целях обеспечения безопасности. Иностранные граждане, прибывшие в РФ для постоянного проживания, обязаны получить в ОВД вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться.
Для усиления гарантий соблюдения прав граждан создана комиссия по правам человека при Президенте РФ и введена должность Уполномоченного по правам человека в РФ, который рассматривает жалобы граждан на действие государственных органов и должностных лиц, если заявитель ранее обжаловал эти действия в судебном или административном порядке и не согласен с решением, принятым по жалобе.
Административно-правовой статус гражданина – это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.
Элементы административно-правового статуса граждан:
1. принципы административно-правового статуса граждан;
2. гражданство;
3. административная правосубъектность (право-дееспособность граждан);
4. права и обязанности граждан с сфере государственного управления;
5. административная ответственность граждан;
6. юридические гарантии административно-правового статуса граждан.
Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:
• Конституция РФ, 12.12.1993;
• Декларация прав и свобод человека и гражданина, 22.11.1991;
• ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», 10.10.1995;
• ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», 26.02.1997;
• ФЗ «Об общественных объединениях», 19.05 1995;
• Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации», 28.11.1991;
• Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», 27.04.1993;
• ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», 19.09.1997;
• ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления», 26.11.1996;
• ФЗ «О беженцах», 19.02.1993;
• ФЗ «О вынужденных переселенцах», 19.02 1993;
• ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», 12.01.1996;
• ФЗ «О свободе собственности и религиозных объединениях», 26.09.1996;
• Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, КоАП, Трудовой кодекс РФ и другие нормативные правовые акты, закрепляющие права и свободы граждан.
Виды административно-правовых статусов граждан:
1. общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;
2. родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т.д.);
3. индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола. Возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей