Действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц. Реализация норм административного права.
Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, т.е. проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъявлений.
Известны два основных варианта реализации административно-правовых норм: исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.
Исполнение административно-правовых норм — точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых норм универсален, так как его субъектами являются любые участники управленческих отношений. Исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.
В отличие от исполнения применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.). Правоприменение — обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.
Правоприменение в административном порядке и случаях, специально предусмотренных действующим российским законодательством, возлагается также на суды. В частности, такого рода действия судебные органы осуществляют как при наложении административных взысканий за совершение административных правонарушений (например, за мелкое хулиганство), так и при рассмотрении и разрешении ряда административных но своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц).
Таким образом, исполнение и применение есть два основных способа реализации административно-правовых норм. Что касается соблюдения этих норм как самостоятельного способа их реализации, связанного с реакцией участников управленческих отношений на запреты, то следует иметь в виду, что по существу оно является конкретным выражением их исполнения. Соблюдение — наиболее общая категория, характеризующая правопорядок и дисциплину в сфере государственного управления, а не их частное проявление.
Использование вряд ли можно отнести к числу терминов, имеющих юридическое значение. Фактически его можно трактовать лишь как элемент дополнительной характеристики исполнения дозволительных административно-правовых норм.
Процесс реализации административно-правовых норм в наши дни далек от идеального. Такое его состояние является одним из проявлений существующего кризиса исполнительной власти, выражающегося в недееспособности многих административно-правовых форм, обилии административно-правовых нарушений, дисциплинарных проступков, в управленческой “суверенизации”, приводящей к практическому игнорированию многих норм в регионах и на местах, и т.п. Естественно, что все это не соответствует условиям формирования правового государства. Конституция Российской Федерации 1993 года закладывает основы для обеспечения эффективной реализации всех правовых норм, включая и административно-правовые.
Содержание и классификация административно-правовых отношений.
Основные задачи исследования науки административного права. К ним следует отнести:
1) предмет и объект административного права в современных условиях становления и развития системы органов исполнительной власти (государственной и МСУ), государственного управления;
2) методы и формы правового регулирования в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления в современных условиях;
3) правовой статус органов исполнительной власти, органов государственного управления, их должностных лиц как субъектов административно-правовых отношений; 4) правовое положение физических лиц в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
5) административно-правовой статус государственных и муниципальных служащих как субъектов административно-правовых отношений;
6) правовое положение негосударственных и общественных объединений как коллективных субъектов административно-правовых отношений;
7) административно-юрисдикционная деятельность, ее подведомственность в разрешении управленческих споров и рассмотрении индивидуальных дел об административных правонарушениях;
8) ответственность по административному праву;
9) административное правонарушение и административная ответственность;
10) административный процесс и его виды;
11) административное производство и его виды;
12) административно-правовые режимы;
13) эффективность обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, их должностных лиц;
14) административно-правовое регулирование общего, отраслевого и межотраслевого государственного управления и его правовое регулирование;
15) административно-правовое регулирование управленческих отношений в экономической, хозяйственной, промышленной, аграрной сферах и областях;
16) ад-
министративно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере;
17) административно-правовое регулирование управленческих отношений в социально-культурной сфере и др.