Формирование и развитие науки административного права России.

Наука АП – составная часть российской правовой науки, система научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли АП и предмете его регулирования.

Предмет науки АП – наиболее общие закономерности развития и функционирования государственного управления, состояние и перспективы развития административно-правового законодательства.

Элементы предмета науки АП:

1) АП как отрасль права (административно-правовое законодательство);

2) закономерности возникновения, развития и функционирования государственного управления;

3) система административно-правовых категорий и понятий;

4) история развития АП;

5) правоприменительная практика субъектов АП;

6) зарубежное АП (сравнительное правоведение);

7) прогнозы и рекомендации по совершенствованию и развитию АП.

Функции науки АП:

1) познавательная (состоит в познании и констатации административно-правовых явлений);

2) интерпретационная (состоит в разъяснении сущности административно-правовых явлений);

3) методологическая (состоит в поиске и вооружении конкретным инструментарием, при помощи которого исследуется административно-правовая деятельность);

4) организационно-управленческая (заключается в выработке механизма преобразования административно-правовых институтов и норм, укреплении законности);

5) идеологическая (состоит в разработке обобщенных взглядов на АП, гос. управление, исполнительную власть и в конечном итоге на повышение правового сознания граждан и общества);

6) прогностическая (состоит в предвидении того, в каком направлении и на сколько изменяются управленческие отношения).

Основные задачи исследования науки административного права. К ним следует отнести:

1) предмет и объект административного права в современных условиях становления и развития системы органов исполнительной власти (государственной и МСУ), государственного управления;

2) методы и формы правового регулирования в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления в современных условиях;

3) правовой статус органов исполнительной власти, органов государственного управления, их должностных лиц как субъектов административно-правовых отношений; 4) правовое положение физических лиц в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;

5) административно-правовой статус государственных и муниципальных служащих как субъектов административно-правовых отношений;

6) правовое положение негосударственных и общественных объединений как коллективных субъектов административно-правовых отношений;

7) административно-юрисдикционная деятельность, ее подведомственность в разрешении управленческих споров и рассмотрении индивидуальных дел об административных правонарушениях;

8) ответственность по административному праву;

9) административное правонарушение и административная ответственность;

10) административный процесс и его виды;

11) административное производство и его виды;

12) административно-правовые режимы;

13) эффективность обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, их должностных лиц;

14) административно-правовое регулирование общего, отраслевого и межотраслевого государственного управления и его правовое регулирование;

15) административно-правовое регулирование управленческих отношений в экономической, хозяйственной, промышленной, аграрной сферах и областях;

16) административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере;

17) административно-правовое регулирование управленческих отношений в социально-культурной сфере и др.

Содержание и виды административно-правовых норм.

Административно-правовая норма – это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

Особенности административно-правовых норм:

1. Целью административно-правовых норм является обеспечение организации и функционирования всей системы исполнительной власти.

2. Административно-правовые нормы определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления.

3. Предназначение административно-правовых норм заключается прежде всего в обеспечении эффективной реализации конституционного назначения исполнительной власти.

4. Административно-правовые нормы устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности.

5. Административные отношения являются хорошим средством защиты от посягательств на административно-правовые нормы.

6. С помощью административно-правовых норм обеспечивается урегулированность финансовых, земельных и иных отношений.

Наши рекомендации