Лекция №8. Акты государственной администрации
1. понятие и признаки АГА
2. Виды АГА
3. требования, предъявляемые к АГА
4. порядок разработки, принятия (издания), регистрации и опубликования АГА
5. прекращение действия АГА
Вопрос №1. понятие и признаки АГА.
Правовой акт – это средство практической деятельности любой власти, в т.ч. ИВ (законы –ЗВ; указы, постановления, распоряжения, инструкции, приказы – продукция ИВ; приговоры, решения, постановления – продукция СВ).
Они материализуют не решения, которые приходится принимать в процессе повседневной деятельности.
Правовой акт – это основная продукция госадминистрации, это самая большая по объему и разнообразию разновидность юрид-х актов. Наиболее общим понятием для АГА является документ. Более узким понятием по сравнению с документом является юрид-й документ, а АГА в этом соотношении – это частный случай (разновидность) юрид-го документа.
Но АГА – это особый вид правового акта. Его особенности в следующем:
1. издаются и принимаются в процессе исполнительно-распорядительной деят-ти.
2. подзаконны, т.е. принимаются в соответствии с действующим законодательством. Они должны соответствовать актам вышестоящих органов ИВ, а также актам правосудия и заключенным договорам.
3. официальность АГА, т.е. издается от имени определенной структуры госаппарата, выражает волю государства, влечет служебные последствия. Издается полномочным лицом при исполнении служебных обязанностей
4. в основе АГА находятся властные полномочия издающего, т.е. АГА является результатом одностороннего властного волеизъявления.
5. решения субъектов любой власти, в т.ч. ИВ, является правовым только тогда, когда соблюдаются соответствующие процедуры оформления акта (согласование заинтересованными субъектами, обсуждение, голосование, утверждение, регистрация, опубликование, снабжение акта внешними официальными атрибутами, т.е. датой, №, именем издающего, его подписью и ее расшифровкой). Эти моменты регламентируются, в основном, АП.
6. АГА влекут юрид-е последствия:
- устанавливают, изменяют и отменяют нормы права
- влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений, т.е. служат юрид-ми фактами.
Таким образом, АГА – особый вид подзаконных официальных юрид-х актов, принимаемых субъектами ИВ в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащие односторонние властные волеизъявления и влекущие юрид-е последствия.
Вопрос №2. Виды АГА.
Деление возможно по нескольким критериям:
1. по юрид-м свойствам
а – нормативные акты (устанавливают, изменяют, отменяют юрид-е нормы, т.е. содержат общие правила поведения. Они не имеют конкретного адресата и рассчитаны на многократное применение.
б - индивидуальные акты. В отличие от НПА, они не содержат нормы права, издаются по конкретным вопросам и рассчитаны на многократное применение.
Таким образом, нормативные и индивидуальные акты, принципиально отличаясь по своим признакам, имеют одно общее значимое свойство: они по своей природе являются правовыми.
в – общие акты – это общие кратковременные предписания (например, о переносе выходного дня, указ Президента «О призыве»)
г – смешанные акты – содержат одновременно нормы права и правоприменительные решения.
2. по форме:
а – письменные
б – устные (распространены на военной службе)
в – конклюдентные (знаковые)
3 – в зависимости от даты начала действия различают акты, вступающие в силу:
а – немедленно (с даты подписания, т.е. принятия)
б – с даты, которая указана в самом акте
в – в срок, указанный в другом акте
г – после госрегистрации и опубликования
4. с т.з. юридической самодостаточности:
а – акты, имеющие юрид-ю силу без дополнительных процедур.
б - АГА, требующие после их принятия госрегистрации в Минюсте. К ним относятся:
- акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина.
- устанавливающие правовой статус организаций
- имеющие межведомственный характер
- акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера
5. по порядку принятия АГА:
а – коллегиальные (постановление Правительства)
б – единоначальные (приказ министра, указ Президента)
Вопрос №3. требования, предъявляемы к АГА
- группа – законность, которая включает в себя несколько элементов:
а – АГА должен быть издан или принят в рамках компетенции того субъекта, который является инициатором принятия (принимает его)
б – АГА должен быть принят в установленной законом форме
в – АГА издается от имени государства
2. группа – целесообразность – подразумевает вопрос об актуальности, необходимости данного акта обществу и государству.
3. группа – организационно-технические требования, которые представляют из себя соответствующие внешние атрибуты АГА, начиная от качества бумаги до оформления реквизитов.
Если не соблюдены требования законности, то возможно 2 варианта дальнейших негативных последствий. Эти акты могут быть признаны:
- юридически ничтожными (любой акт, выходящий за рамки компетенции)
- юридически оспоримыми (их законность неоднозначна, т.е. спорна и решить этот вопрос можно только в порядке обжалования)
Вопрос №4. порядок разработки, принятия (издания), регистрации и опубликования АГА
Административное нормотворчество.
В АП, как и в других отраслях права, наряду с материальными нормами существуют и процессуальные нормы, которые регулируют управленческую деятельность в целом. Но поскольку управленческая деятельность разнообразна, то ее условно можно разделить на 3 разновидности:
1. деятельность, урегулированная нормами админ-процессуального права, результатом которой является правонаделение, т.е. наделение субъекта тем или иным правом.
2. деятельность, урегулированная нормами админ-процессуального права, результатом которой является издание или принятие нормативных актов – админ-е нормотворчество
3. деятельность, урегулированная нормами админ-процессуального права, результатом которой является админ-я юрисдикция, т.е. деятельность, направленная на возбуждение, расследование, рассмотрение, пересмотр и исполнение вынесенного полномочным субъектом админ-й юрисдикции (правоприменителем) наказания.
Субъектами нормотворчества являются Президент, Правительство, министерства.
Акты Президента:
Издаются в форме указов, согласно КРФ нет пренчя вопросов, по которым Президент вправе издавать свои указы. До сих пор указами Президента разрешаются вопросы:
1 - системы и структуры органов ИВ , хотя они должны быть предметом регулирования Закона. КС РФ решил, что по вопросам, касающихся системы ФОИВ, если они не урегулированы законодателем, Президент вправе издавать указы, которые не могут противоречить КРФ.
Указы, восполняющие пробелы в правовом регулировании, которые требуют законодательного регулирования, должны удовлетворять следующим требованиям:
- не должны противоречить КРФ и ФЗ
- их действие во времени должно ограничиваться периодом до принятия соответствующих законодательных актов
2 - регулирования проблем статуса силового блока:
- указы о МВД
- О Минобороны
- о Минюсте и ряд других положений
Соотношение указов Президента с постановлениями Правительства:
Традиционно считается, что нормативные указы Президента имеют приоритет перед нормативными актами, что подтверждается правом Президента отменять их. Механизм совместной работы по подготовке НПА Президента установлен в указе последнего «Об обеспечении взаимодействия Президента и Правительства РФ» от 10.06.1994
В целях обеспечения согласованной деятельности Президента и Правительства в сфере ИВ установлено, что проекты указов Президента РФ, затрагивающие вопросы, отнесенные к компетенции Правительства РФ, д.б. направлены Правительству для согласования. указанные проекты актов Президента д.б. рассмотрены Правительством в 5-дневный срок со дня получения соответствующего проекта. Проекты постановлений Правительства, принятие которых предусмотрено указом Президента, направляются в администрацию Президента для согласования.
Согласно КРФ (ч.2 ст.5) субъекты РФ имеют свои Конституции, уставы и законодательство. По предметам совместного ведения субъектов РФ и РФ, субъекты принимают свои нормативные акты в соответствии с ФЗ, в случае их противоречия действует ФЗ.
По предметам исключительного ведения, т.е. по вопросам, которые не входят в ведение РФ, ее субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, в случае противоречия данных актов ФЗ, действуют акты субъектов РФ. Президент вправе приостановить действие этих актов до рассмотрения вопроса об их действительности в конституционном (уставном) суде субъекта.
Акты Правительства:
Правительство – один из субъектов админ-го нормотворчества. Оно издает нормативные акты в виде постановлений, которые подписываются Председателем, а в период его отсутствия – исполняющим обязанности председателя.
От нормативн-правовых актов Правительства следует отличать иные виды служебных документов, которые являются управленческими, но принимаются вне рамок надлежащей юрид-й процедуры (письма, обращения, поручения, заявления ит.д.)
В соответствии с Регламентом Правительства проекты НПА вносятся членами Правительства, ФОИВ. Они подлежат обязательному согласованию заинтересованными органами и организациями. Так, все они согласовываются с Минюстом, а проекты актов, предусматривающие расходы и госбюджета – с Минфином. Эти проекты м.б. подвергнуты экспертизе, они снабжаются пояснительными записками, расчетами, схемами и т.д.
Нормотворчество министерств:
В настоящее время в соответствии с указом Президента «О системе и структуре» среди ФОИВ, нормотворчеством могут заниматься только министерства. Остальные органы – в порядке исключения.
Нормативными актами министерств являются их нормативные указы и инструкции.
Порядок их принятия, подготовки и осуществления других процедур регламентируется «Правилами подготовки НПА ФОИВ и их регистрации» от 13.08.1997
Проект НПА соответствующего министерства подлежит согласованию с заинтересованными министерствами (если это необходимо). Согласование осуществляется посредством виз. Они проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника проекта.
Подготовкой занимается юрид-я служба соответствующего министерства. Срок подготовки – не больше 1 месяца. При разработке наиболее важных и сложных проектов могут создаваться рабочие группы.
Одновременно с разработкой проекта нормативного акта д.б. подготовлены изменения в ранее действующие акты, либо произведена подготовка к их отмене.
Нормативный акт должен иметь следующие реквизиты:
1. наименование органа, издавшего акт
2. наименование вида акта и его название
3. №, дата подписания и утверждения
4. наименование должности подписавшего лица, его ФИО, подпись, расшифровка подписи.
5. НПА изданный совместно с другими министерствами должен иметь везде единые № и дату.
6. НПА, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина регистрируются в Минюсте.
В соответствии с этими правилами госрегистрация включает в себя:
- юрид-я экспертиза на соответствие законодательству РФ
- принятие решения о необходимости госрегистрации данного акта
- присвоение регистрационного № акту
- занесение в госреестр нормативно-правовых актов ФОИВ.