Вопрос №1. понятие и виды норм административного права
Нормы административного права – основа, с помощью которой властные органы осуществляют административно-правовое регулирование. Норма права в общетеоретическом смысле – установленное или санкционированное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, направленное на регулирование общественных правоотношений и выполнение которого обеспечено государственным принуждением.
Норма административного права - общеобязательное, формально определенное, установленное или санкционированное государством правило, регулирующее отношения в сфере организации и деятельности исполнительной власти, реализация которого обеспечена государственным принуждением.
В силу объемности предмета административного права существует большое количество разнообразных норм. Их можно разделить по следующим критериям:
А – по целевому назначениюб – по содержанию
- регулятивные нормы - материальные
- охранительные - процессуальные
в – по территории действия г - по кругу лиц, на которых распространяется
- федеральные - общеобязательные
- субъектов РФ - региональные
- внутренние, локальные
д – по юридической силее – по методу воздействия на поведения суб-та
- законодательные - обязывающие
- подзаконные - запрещающие
- управомочивающие
ж – по степени общности - рекомендательные
- общие - поощрительные
- специальные
4 способа реализации норм административного права:
- исполнение норм права (совершение активных действий)
- соблюдение
- использование
- применение
Вопрос № 2. действие норм административного права во времени и пространстве
Самостоятельно
Вопрос №3. источники административного права
Источники административного права – форма его внешнего выражения.
В зависимости от субъектов, которые их издают выделяют:
1. акты, принятые на основе референдумов
2.акты законодательной власти
3.акты президента
4.акты органов исполнительной власти
5.акты муниципальных органов
6.публичные договоры
7.акты правосудия
Акты президента:
- указы
- распоряжения
Акты органов исполнительной власти
- постановления и распоряжения Правительства
- постановления, приказы, инструкции министерств и др. ФОИВ спец. Компетенции
- постановления, приказы, инструкции, распоряжения и др. акты территориальных оив.
Публичные договоры
- международные
- федеративные
- административные
- между профсоюзами и т.д.
Лекция №3 административные правоотношения
- понятие и особенности административных правоотношений
- основания возникновения, изменения и прекращения
- виды административных правоотношений
- структура административных правоотношений
Вопрос №1. понятие и особенности административных правоотношений
Административные правоотношения – разновидность правоотношений в целом и для них характерны общие признаки:
- урегулированность правом
- корреспонденция между участниками их прав и обязанностей
- регламентация правом поведения сторон
Административные правоотношения – урегулированные нормами административного права управленческие общественные отношения, стороны которых выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных нормами административного права.
Особенности административных правоотношений :
1 - сфера их возникновения
2- специфика административно – правового регулирования (императивность, односторонность волеизъявления)
3- содержание юридической базы
а также
1)- это властеотношения, построенные на основе «Власть – подчиненный»
2)- права и обязанности сторон административных правоотношений юридически не равны - асимметричны
3)- 1 сторона – субъект административной власти
-4) возникает по инициативе 1 из сторон, но согласие 2 стороны не обязательно во всех случаях
5)- споры между субъектами административных правоотношений обычно решаются в административном порядке, но возможен и судебный
6)- если в гражданских правоотношениях в случае спора наступает ответственность 1 стороны перед другой, (но арбитр суд), то по спорам в административном праве участники в равной мере отвечают перед государством.
Вопрос №2. основания возникновения, изменения и прекращения админ. правоотношений.