Вопрос №3. предмет административно-правового регулирования.
Предмет административно-правового регулирования – это группа общественных отношений, которая в таком регулировании нуждается. Специфика предмета административно-правового регулирования раскрывается через систему общественных отношений, составляющих предмет административного права:
1 – государственно-управленческие
2 – административно – процедурные
3 – контрольно – надзорные
4 – административно – деликтные
5 - административно – судопроизводственные
6 – административно – дисциплинарные
1. государственно-управленческие, их особенности
- возникают в рамках аппарата государственной администрации
- регулируются на законодательном и подзаконном уровне
- не в полной мере защищаются в судебном порядке
- часто связаны с организационной или функциональной зависимостью 1 органа от 2
Виды государственно-управленческих отношений: формирование ОИВ, определение их статуса, прохождение гос. Службы.
2 – административно – процедурные – связаны с реализацией гражданами своих прав. Особенности:
- возникают по инициативе невластной стороны
- подробно регламентируются на законодательном уровне
- в полном объеме защищаются в суде
3 – контрольно – надзорные, особенности
- возникают по инициативе властной стороны
- контроль за соблюдением законности и целесообразности
- регулируются законодательно (виды: проведение текущего контроля и надзора за соблюдением общеобязательных правил поведения)
- проведение предварительного контроля и надзора
- надзор и контроль за лицами – субъектами разрешительной деятельности
4 – административно – деликтные, особенности
- охранительные правоотношения
- фактическое основание их возникновения – совершение деликта
- подробно регламентируются на федеральном законодательном уровне и частично на субъектном
- защищаются как в административном, так и в судебном порядке
- возникают по инициативе властной стороны
- связаны с привлечением виновных к административной ответственности
5 - административно – судопроизводственные – возникают в режиме охраняемых правоотношений, когда дело подведомственно только суду (возмездное изъятие, лишение специального права, административный арест, дисквалификация)
6 – административно – дисциплинарные– возникают в рамках дисциплинарного производства по нормам административного права, носят охранительный характер, применяется дисциплинарное принуждение к субъектам, которые совершили деликт, но привлекаются в дисциплинарном порядке (военные и те, чей статус регулируется уставами и положениями о дисциплине).
Вопрос №4. метод административно-правового регулирования
Метод административно-правового регулирования – совокупность практических приемов, способов и средств воздействия на общественные отношения, составляющие предмет административно – правового регулирования.
Признаки:
- это метод властных предписаний
- невозможность сторон административного правоотношения изменить его характер по своему усмотрению
- юридическое неравенство сторон
Вопрос №5. система административного права
Система административного права состоит из 2 частей (общая и особенная), в каждой части – институты.
Общая часть состоит из общерегулятивных и общеохранительных норм. В эту часть входят 2 группы институтов:
Группа 1:
- АПС гражданина
- АПС госорганов и служащих публичной администрации
- АПС государственных и муниципальных организаций
- АПС частных организаций
- Формы и методы воздействия гос и мун исп органов
Группа 2:
- обеспечение законности деятельности ОИВ
- принуждение по АП
- админ-е судопроизводство
Особенная часть – из специально-регулятивных, специально-охранительных норм, в которые входят:
- админ-политическая деятельность по обеспечению безопасности граждан
- организационн-хозяйственная деятельность гос-й и муниципальной ИВ
- соц-культ деятельность, осущ. Соц. Програм
- деятельность гос и мун органов по орг-и внешних связей
Лекция №2. нормы АП
- понятие и виды норм административного права
- действие норм административного права во времени и пространстве
- источники административного права