Меры административно-процессуального пресечения

Доставление

Время доставления в ОВД привлекаемого к ответственности лица, закон не устанавливает. Следует полагать, что это время не должно превышать того объема, который требуется для немедленного препровождения доставляемого в служебное помещение ОВД (орган местного самоуправления сельского населенного пункта). Обычно на это уходит от 5 до 15 минут, хотя не исключены и более длительные промежутки времени, которые могут зависеть как от удаленности наряда полиции от органа внутренних дел (администрации сельского населенного пункта), так и решения неотложных задач, возложенных на органы внутренних дел, возникающих в ходе доставления нарушителя административного законодательства по маршруту их движения (преследование и задержание другого правонарушителя и т.п.).

Впервые законом (новым КоАП Российской Федерации) предусмотрено, что о доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.3 КоАП).

Помимо доставления лиц, совершивших или подозреваемых в совершении административного правонарушения, сотрудники полиции вправе доставить в орган внутренних дел лицо, подозреваемое в совершении преступления. Такое доставление тоже является административной мерой, хотя и направлена на реализацию уголовно-правовых норм.

Административное задержание

Развернутое понятие административного задержания содержится в определении В.К. Гижевского, раскрывающем в основном содержание этого института: «... административное задержание - это мера принуждения, выражающаяся в кратковременном ограничении личной свободы лица, совершившего правонарушение, применяемая уполномоченными на то представителями органов государственного управления ... в пределах и в порядке, установленных законом, в целях пресечения противоправных действий, обеспечения своевременного и правильного производства по делам об административных правонарушениях и привлечения виновного к ответственности».

Правовая основа административного задержания регулируется законом Российской Федерации «О полиции» (п. 5 ст. 11), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.(ст. 27.3) , Таможенным кодексом (ст. 331) и некоторыми иными правовыми актами.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.3 КоАП Российской Федерации административное задержание применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном право­нарушении, исполнения постановления по делу об административном правонару­шении.

Правом осуществления административного задержания обладают;

- должностные лица органов внутренних дел;

- старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраныпри ОВД;

- военнослужащие внутренних войск МВД России, должностные лица автомобильной инспекции;

- военнослужащие органов и войск пограничной службы;

- должностные лица федеральных органов налоговой полиции;

- должностные лица таможенных органов;

- военнослужащие и должностные лица органов уголовно-исполнитель-ной системы.

Каждый из вышеназванных субъектов правоприменения обладает строго определенными полномочиями по осуществлению административного задержания, т.е. вправе задерживать только за определенные виды административных правонарушений, оговоренных диспозицией ч. 1 ст. 27.3 КоАП Российской Федерации. В частности, должностные лица органов внутренних дел вправе подвергать административному задержанию только тех лиц, которые совершили любое административное правонарушение подведомственное органам внутренних дел, как в части рассмотрения, так и в части компетенции по составлению протоколов по этим нарушениям. Кроме того, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предоставлено право должностным лицам органов внутренних дел подвергать административному задержанию лиц, совершивших любые административные правонарушения (т.е. и те, которые не подпадают под административную юрисдикцию ОВД) в случаях обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующем административном правонарушении.

Разъяснив задержанному основания и повод ограничения его прав, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности (ч. 4 ст. 5 закона Российской Федерации «О полиции», ч. 5 ст. 27.3 КоАП Российской Федерации), должностное лицо органа внутренних дел (полиции) в соответствии с ч. 5 ст. 5 закона Российской Федерации «О полиции» должно предоставить возможность задержанным лицам реализовать установленную законом право на юридическую помощь; сообщить по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы; при необходимости принять меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникающей в результате задержания указанных лиц.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также обязывает должностных лиц, которые применили меру принуждения административное задержание, по просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомить родственников, администрацию по месту его работы (учебы), а также защитника (ч. 3 ст. 27.3 КоАП). А ч. 4 ст. 27.3 КоАП, дублируя ч. 5 ст. 5 закона Российской Федерации «О полиции», отмечает, что об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

По каждому факту административного задержания составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в этом протоколе делается соответствующая запись (ст. 27.4 КоАП Российской Федерации). Законодательство не требует в этом случае присутствия понятых, которые удостоверили бы отказ задержанного подписать протокол административного задержания.

Срок административного задержания начинает исчисляться с момента доставления в орган внутренних дел (полицию), а лиц, находящихся в состоянии опьянения - с момента их вытрезвления, и не может превышать трех часов. Однако КоАП Российской Федерации предусматривает исключения из этого правила. В частности, должностные лица органов внутренних дел имеют право, руководствуясь частью 3 ст. 27.5 КоАП Российской Федерации, подвергнуть административному задержанию на срок до 48 часов лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

К таким административным правонарушениям КоАП Российской Федерации относит 12 видов административных правонарушений:

- потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9);

- получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12);

- невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным
происшествием (ч. 2 ст. 12.27);

- неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3);

- свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом соответствии с федеральным законом (ст. 19.24);

-мелкое хулиганство (ст. 20.1);

-нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования (ч. 3 ст. 20.2);

-демонстрирование фашистской атрибутики (ст. 20.3);

-нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст. 20.5);

-блокирование транспортных коммуникаций (ст. 20.18);

-появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21);

-самовольное оставление места отбывания административного ареста (ст. 20.25).

Однако в связи с особой необходимостью законодательством устанавливаются и иные сроки административного задержания. Например, лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, задерживаются на срок до 10 суток.

Законодательство указывает на то, что задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, правомочных осуществлять административное задержание, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их оставления (ч. 1 сг. 27.6 Ко АИ). Несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых.

По общему правилу задержанные за административные правонарушения помещаются в камеры для административно-задержанных (КАЗ), оборудованные в соответствии с требованиями вышеуказанного приказа.

Вместе с тем нахождение задержанных в других служебных помещениях органов внутренних дел (полиции), отвечающих вышеизложенным требованиям (ч. 1 ст. 27.3 КоАП), нормативно-правовыми актами не запрещается.

Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются Правительством Российской Федерации.

В случае доставления лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения, в дежурную часть органа внутренних дел, дежурный должен выяснить основания и повод доставления. Если дежурным установлено, что доставление было произведено незаконно, следует извиниться перед доставленным лицом, немедленно освободив его, после чего рапортом доложить начальнику органа внутренних дел о допущенном нарушении законности.

Заключение

В случае законного доставления дежурный (дежурный по разбору с доставленными) обязан произвести личный досмотр, соблюдая требования КоАП, установить личность доставленного, зафиксировать факт и время доставления в соответствующем журнале лиц, доставленных в дежурную часть ОВД, после чего составить требуемые законом (КоАП Российской Федерации) документы (протокол административного задержания, протокол об административном правонарушении и др.).

Задержанный может обжаловать административное задержание в вышестоящий орган внутренних дел или прокурору. Если решение об административном задержании принято дежурным по ОВД, оно может быть обжаловано начальнику органа внутренних дел или его заместителю. Сотрудники полиции обязаны предоставить задержанному возможность обращения с жалобой как в устной, так и в письменной форме.

Вопросы и задания для самоподготовки:

Вопросы:

1. Понятие общественного порядка и общественной безопасности.

2. Понятие административного правонарушения.

3. Меры обеспечения административной деятельности сотрудников милиции.

4. Правовая регламентация осуществлении охраны общественного порядка сотрудниками органов внутренних дел.

5. Особенности и содержание деятельности сотрудников милиции при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Задания:

1. Законспектировать в тетрадях систему и виды субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (приказ МВД России № 403 – 2012 г.).

Наши рекомендации