Принципы административно-правового статуса граждан

Вопросы к экзамену по курсу «Административное право» от 22.09.12

1. Понятие, общая характеристика, система и место административного права РФ в правовой системе. Административное право как учебная дисциплина, наука и отрасль права.

При помощи административного права государство регулирует систему общественных отношений возникающих в процессе организации и функ-ционирования исполнительной власти, т.е. в сфере государственного управления, местного самоуправления, в области реализации уполномо-ченными органами и должностными лицами управленческих функций.
Административное право – это управленческое право (право управ-ления)..
Система административного права – это внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.

Признаки системы административного права:

· обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;

· представляет собой объективное правовое явление;

· характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;

· включает определенные элементы;

· изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).

Административно-правовой институт - комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права.

Существуют следующие институты административного права:

· принципов государственного управления;

· административно-правового статуса граждан (физических лиц);

· административно-правового статуса органов исполнительной власти;

· государственной и муниципальной службы;

· административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;

· административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;

· административно- правовых режимов;

· форм государственного управления;

· методов государственного управления;

· административной ответственности;

· административного процесса;

· обеспечения законности в государственном управлении;

· административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);

· административно-правовых основ управления в сфере экономики;

· административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;

· административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

2. Предмет и метод правового регулирования административного права РФ.

В предмет административного права входят следующие группы от-ношений:
1. управленческие отношения
Они встречаются в сфере организации и функционирования орга-нов, осуществляющих хозяйственное, социально-культурное, администра-тивное и политическое строительство.
2. отношения, возникающие в связи с обеспечением правовой защи-ты прав и свобод граждан
Речь идет о так называемой административной юстиции. Она пред-ставляет собой систему судебных и иных органов, рассматривающих спо-ры между гражданами и исполнительной власти.
3. административно-принудительные отношения
Возникают в сфере обеспечения общественной безопасности и об-щественного порядка.
4. управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе функционирования субъектов представит., су-дебной власти и прокуратуры
5. отношения. которые возникают при осуществлении обществен-ными организациями делегированными им государством специальных го-сударственно-властных полномочий.
Для всех указанных отношения характерны является то, что они возникают в области государственного управления и местного самоуправ-ления.

2. Метод – совокупность приемов и способов.
Выделяют следующие методы:
1. императивный (метод властных предписаний)
2. диспозитивный (взаимодействие сторон)
3. метод дозволения (разреш. вариант поведения)
4. метод запрета
Все указанные методы правового регулирования характерны для административного права.
Суть методов административного регулирования управленческих отношений может быть сведена к следующему:
1. императивный
Установление определенного порядка действий, предписание к дей-ствию соответствующих условий, надлежащим образом оформленные в административно-правовой норме.
(метод предписаний)
несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридических по-следствий, на достижение которых ориентирует норма.
Новый Кодекс об административных правонарушениях устанавли-вает, что административные взыскания могут быть наложены не позднее 2 месяцев. Превышение срока не позволяет применить к лицу меры админи-стративной ответственности.
2. диспозитивный (согласования)
Он проявляется в административном праве при заключении адми-нистративных договоров и при перераспределении или делегировании полномочий одних органов управления другим.
3. метод дозволения - это предоставление выбора одного из вариан-тов должного поведения или так называемое управление по усмотрению – это жесткий вариант дозволения, дающий возможность проявления само-стоятельности должностными лицами при решении определенных задач, но они не вправе уклониться от такого выбора.
Например: при решении вопроса о привлечении лица к администра-тивной ответственности к нему могут быть применены различные админи-стративные взыскания либо он может быть освобожден от ответственно-сти.
4. метод дозволения выражается также в предоставлении возмож-ности действовать по своему усмотрению, т.е. совершать или не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия. Это мяг-кий вариант дозволения. Например, гражданин сам решает, нужно ли об-жаловать действия должностного лица, которые он рассматривает как про-тивоправные.
5. метод запрета – запрещение определенных действий под угрозой применения соответствующих административно-правовых санкций.
Например, запрещено направление жалоб граждан тем должност-ным лицам, действия которые обжалуются. Нарушение этого запрета вле-чет привлечение должностного лица к дисциплинарной ответственности.
Во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно независимо от конкретной формы выраже-ния властности.

3. Соотношение административного права с международным, конституционным правом, иными отраслями российского права.

Административное право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями российского права:

  • конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов государственной власти. Административное право детализирует (конкретизирует) нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;
  • гражданским правом. Нормы гражданского права регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ. Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;
  • уголовным правом. Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности. На основе анализа совершения деяния, его соотношения с нормами административного и уголовного права определяется степень общественной опасности деяния;
  • финансовым правом. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы;
  • земельным и экологическим правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;
  • трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом;
  • уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

4. Понятие, общая характеристика и виды административно-правовых норм.

Понятие
Административно-правовая норма — это правило поведения, установленное государством в целях регулирования общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.
Назначение административно-правовых норм
Правовое обеспечение механизма исполнительной власти (государственного управления) с целью упорядоченности организации и эффективного функционирования всей системы исполнительной власти (государственного управления) и отдельных ее звеньев, создания прочного режима законности и государственной дисциплины в государственно-управленческой деятельности.
Особенности административно-правовых норм
  • являются нормативной базой для регулирования общественных отношений, служащих предметом обеспечения других отраслей права — финансового, налогового, предпринимательского и др.;
  • определяют границы должностного поведения в сфере государственного управления;
  • имеют прямое действие;
  • подзаконны: создаются на основе и во исполнение Конституции РФ, законов, указов Президента РФ;
  • вторичны, поскольку именно этими нормами определяется механизм реализации норм, определенных в законах;
  • императивны, т.е. имеют обязательный характер и должны исполняться в одностороннем порядке.
Виды административно-правовых норм1
По предмету регулирования
Материальные
  • закрепляют права и обязанности участников управленческих отношений, их ответственность;
  • определяют правовой режим, в котором должна функционировать система исполнительной власти.
Процессуальные Определяют порядок реализации материальных норм.
По юридическому содержанию
Обязывающие Предписывают в предусмотренных нормой условиях совершать те или иные действия.
Запрещающие Устанавливают запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой.
Уполномочивающие Предусматривают возможность действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению.
Ограничительные Предусматривают ограничения в совершении определенных действий.
Стимулирующие Обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих отношений.
Рекомендательные Предусматривают, как поступать в тех или иных условиях, предоставляют возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения той или иной ситуации.
Регистрационные Касаются организации и проведения митингов, шествий; регистрации политических партий, общественных объединений и т.д.
По адресату
Регулирующие
  • организация и деятельность различных звеньев аппарата государственного управления;
  • административно-правовой статус государственных служащих;
  • административно-правовой статус граждан;
  • организация и деятельность государственных предприятий и учреждений;
  • вопросы функционирования коммерческих структур;
  • административно-правовой статус общественных объединений.
По способу выражения
Письменные Выражены в форме письменных предписаний (например, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ).
Словесные Выражены в форме устных предписаний уполномоченного лица (например, предупреждение инспектора ГИБДД о соблюдении правил дорожного движения).
Конклюдентные Выражены в форме действий, жестов, знаков (например, жест инспектора ГИБДД об остановке транспортного средства).
По действию во времени
Срочные Указывают срок действия (например, дорожный знак «Остановка запрещена» с указанием времени).
Бессрочные Устанавливаются на неопределенный срок — до их отмены (например, Закон о милиции).
По федеральному устройству
Общефедеральные Принимаются, действуют и регулируют отношения на уровне федеральных органов государственной власти.
Субъектов Федерации Принимаются, действуют и регулируют отношения на уровне субъекта Федерации.
Местные Принимаются территориальными органами федеральных или региональных органов исполнительной власти либо органами местного самоуправления в пределах переданных им полномочий в области государственного управления.
По характеру правового воздействия
Охранительные Предусматривают правила, направленные на защиту прав и свобод человека, охрану правопорядка, государственной безопасности, обороны страны, окружающей природной среды и т.п.
Регулятивные Регулируют деятельность физических и юридических лиц, органов государства и других субъектов в целях достижения позитивных управленческих результатов.
По объему правового регулирования
Межотраслевые Регулируют отношения нескольких, как правило, схожих отраслей права.
Отраслевые Регулируют отношения, складывающиеся в области административного права.
По направленности правового регулирования
Внутренние Регулируют отношения внутри системы государственного управления.
Внешние Определяют права и обязанности управляемых субъектов.

5. Структура нормы административного права.????

Структура административно-правовой нормы
Гипотеза
  • указывает на условия применения того или иного правила поведения;
  • содержит конкретные фактические условия применения нормы права;
  • содержит лишь общую характеристику условий, при которых норма может быть реализована;
  • является общей как для одного акта, так и для других однородных актов.
Диспозиция
Основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера.
Санкция
  • всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений;
  • указывает на меры возможного государственного воздействия за нарушения требований, сформулированных в диспозиции правовой нормы.
В виде:
  • дисциплинарного воздействия;
  • административного воздействия.

6. Реализация норм административного права.

Формы реализации административно-правовых норм2
Исполнение Точное следование участников регулируемых управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Исполнение - одна из важнейших форм реализации административно-правовых норм, в рамках которой органы исполнительной власти практически обеспечивают выполнение предписаний, установленных в законах (например, исполнение различных приказов).
Применение Издание полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных правовых актов (например, приказ о зачислении в высшее учебное заведение, регистрация общественного объединения и т.д.).
Способы реализации административно-правовых норм
Соблюдение Соблюдение — это добровольное подчинение субъекта права требованиям административно-правовых норм или воздержание от совершения действий, запрещенных нормой (например, исполнение требований дорожного знака).
Использование Выбор одного из предоставляемых административно-правовой нормой вариантов должного поведения в процессе принятия управленческого решения (например, использование оружия при остановке транспортного средства).

7. Действие норм административного права во времени, пространстве, по кругу лиц. Обратная сила административного закона.

Действие административно-правовых норм на территории
На территории всей страны Нормы, принятые на федеральном уровне.
На определенной территории Нормы, принятые на уровне субъектов Федерации.
Межтерриториальные Нормы, регламентирующие деятельность международных российских организаций и граждан, находящихся на территории зарубежных стран.
Действие административно-правовых норм по кругу лиц
На всех граждан Российской Федерации Нормы, закрепленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими актами.
На определенный круг лиц Положения о федеральных органах исполнительной власти, распространяющие свою юридическую силу только на эти органы.
Действие административно-правовых норм во времени
Не ограниченные определенными сроками действия Действуют до их официального изменения либо до их отмены. Законную силу административно-правовые нормы приобретают с момента подписания нормативных правовых актов либо в срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу3.
Срочные Административно-правовые акты, действие которых рассчитано на определенный, указанный в норме срок или на время существования чрезвычайных обстоятельств.

Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях

Задачи законодательства об административных правонарушениях:

• защита личности; • охрана прав и свобод человека и гражданина; • охрана здоровья граждан;

• охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения; • защита общественной нравственности; • охрана окружающей среды;

• охрана установленного порядка осуществления государственной власти; • защита общественного порядка и общественной безопасности; • защита собственности; • защита законных экономических интересов физических и юридических лиц; • защита общества и государства;

• предупреждение административных правонарушений.

Действие законодательства об административной ответственности различается:

1) во времени;

2) в пространстве;

3) по кругу лиц.

Действие законодательства об административной ответственности во времени:

1) лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;

2) закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;

3) закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Действие законодательства об административной ответственности в пространстве: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.

Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть:

1) общего действия (распространяется на все субъекты);

2) специального действия. Виды специальных субъектов:

• несовершеннолетние;

• должностные лица;

• военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;

• иностранные граждане и лица без гражданства;

• юридические лица Российской Федерации;

• иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее привлеченные к административной ответственности).

8. КоАП РФ – основной закон административного права.

КоАП РФ – это свод правил, определяющих основные принципы и порядок привлечения к административной ответственности.
Закреплены общие положения, группы административных правонарушений (АП), определены органы, которые могут рассматривать дела о них. Отдельные разделы посвящены производству по делам об АП, исполнению и пересмотру решений.

Общими положениями устанавливаются задачи законодательства об АП, определяются понятия правонарушения, административных ответственности и наказания. Закреплены принцип равенства перед законом, презумпция невиновности.

КоАП РФ предусматривает ответственность за правонарушения в различных сферах. В их числе – электроэнергетика, окружающая среда, здравоохранение, строительство, транспорт, связь и информация, предпринимательская деятельность, таможенное дело, безопасность дорожного движения.

Установлена ответственность и физических, и юридических лиц. К последним применяются санкции независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Перечислены виды административных наказаний. Это предупреждение, штраф, возмездное изъятие, конфискация предмета АП, лишение специального права, предоставленного физлицу, административный арест, выдворение за пределы России иностранца или лица без гражданства, дисквалификация, приостановление деятельности. Определено, какие из них могут применяться в отношении юрлиц.

Отдельная глава посвящена доказательствам по делу об АП. Принимаются объяснения, в отдельных случаях проводится экспертиза, рассматриваются документы. Исследуются вещественные доказательства. К ним относятся орудия совершения или предметы АП, в том числе сохранившие на себе следы правонарушения.

9. Закон Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» - источник административного права.

(1) Статья 2.6

«Курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением специально отведенных для этого мест(влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей)».

(2) Статья 2.8

«Выгуливание собак без поводка и (или) намордника (кроме щенков в возрасте до трех месяцев и декоративных пород собак) (влечет наложение административного штрафа в размере до пятисот рублей)».

(3) Статья 2.9

«1. Выбрасывание мусора или иных предметов из окон жилых и нежилых помещений (влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до одной тысячи рублей, на должностных лиц - в размере до шести тысяч рублей, на юридических лиц - до двадцати тысяч рублей)…»

(4) Статья 4.3

«Уничтожение или повреждение объектов благоустройства, расположенных на территориях общего пользования (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до одной тысячи рублей, на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей)».

(5) Статья 4.18

«Стоянка транспортных средств на детской и спортивной площадках, пляже, газоне, на территории общего пользования в границах населенного пункта, занятой деревьями, кустарниками, а также проезд транспортных средств через указанные территории (влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до пятисот рублей, на должностных лиц - от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, на юридических лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей)».

(6) Статья 4.20

«1. Размещение объявлений в не установленных органами местного самоуправления местах (влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до одной тысячи рублей, на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей, на юридических лиц - от двух тысяч до шести тысяч рублей)».

(7) Статья 6.5

«1. Розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции ранее 10 часов и позднее 22 часов, за исключением продажи указанной продукции в организациях общественного питания (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере семи тысяч рублей, на юридических лиц - семидесяти тысяч рублей).

2. Те же действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года (влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей)».

(8) Статья 10.1

«1. Нарушение порядка официального использования Герба Самарской области, Флага Самарской области или Гимна Самарской области (влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей, на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей, на юридических лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей).

2. Надругательство над Гербом Самарской области или Флагом Самарской области (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей)».

10. Административно-правовой договор как источник административного права.

Административный договор - это управленческое соглашение не менее двух субъектов административного права, заключенное на основе норм административного права в публичных целях, опосредующее горизонтальные (координационные) управленческие отношения, правовой режим которого содержит административно-правовые элементы, выходящие за рамки частного права.

Административный договор - вид сделок, в которых равноправие сторон, так или иначе связано с властными полномочиями одной из них. Конкретный пример - Закон «О воинской обязанности» (раздел 5): заключение контракта. Договор предшествует возникновению административных правоотношений.

Черты АД:

· имеют организационное содержание;

· одной из сторон договора всегда является субъект ИВ;

· в РФ не обеспечен судебной защитой, т.е. при неисполнении условий договора не влечет имущественных санкций;

· как управленческой формы, связан с административно-правовым актом и в этом плане предшествует принятию акта;

· нормативной базой являются нормы АП.

Виды договоров:

· по содержанию:

o АД о компетенции (разграничение, делегирование полномочий);

o АД о совместной деятельности (между субъектами, один из которых АП субъект);

o АД о выполнении государственных заказов;

· по субъектам АП договоры могут быть:

o между 2 субъектами,

o между субъектом ИВ и гос. организациями,

o между гос. и негос. организациями,

o между субъектами управления и гражданами;

· по взаимоотношению сторон договора:

o АД субъектов, не обладающих властными полномочиями друг к другу,

o АД субъектов, один из которых обладает властными полномочиями по отношению к контрагенту (вертикальные договоры).

Вертикальные договоры — при договорной практике все-таки у подчиненной стороны есть возможность обосновать свою позицию и требовать финансового равновесия, а также право обосновать свою позицию, закрепить в условиях договора. Вертикальный договор позволяет предать стабильность отношениям и гласность иерархическим отношениям.

11. Понятие, особенности, виды и классификация административных правоотношений.

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.

Следует выделить некоторые особенности, дополняющие общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся:

- всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

- административные правоотношения практически всегда возникают по инициативе одной из сторон;

- если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством;

- разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

Выделяем 2 вида правоотношений, охватывающие:

Административно-правовые явления – отношения связанные с удовлетворением органами власти прав субъектов административного права (лицензирование, регистрация и т.д.) (гос. услуги)

Реализация гос. функций управления - права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти;

квалификациия административных правоотношений на виды, в зависимости от особенностей участников административных отношений выделяются наиболее типичные их виды:

а) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (к примеру, вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, 2 министерства, администрация 2 областей);

в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и хозяйственными негосударственными и социально-культурными объединениями и предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Во всех вышеперечисленных отношениях всегда участвует тот или иной исполнительный орган.

12. Структура административных правоотношений.

Элементами структуры административно-правовых отношений являются:

· субъекты (участники);

· объекты (то, по поводу чего возникли отношения);

· содержание правоотношения.

Следовательно, под структурой (составом) административно-правовых отношений принято понимать совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты (их должно быть как минимум два), объект (объекты) правоотношения, содержание правоотношения и юридические факты.

Субъекты административно-правовых отношений — это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение. Следовательно, субъектом административно-правового отношения является тот, кто наделен административными правами и (или) на кого возложены административные обязанности. Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом.

Под объектом административно-правовых отношений то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Некоторые исследователи считают, что объект вообще не является элементом правового отношения. В современной теории права описаны две концепции. Первая — «монистическая»— провозглашает, что объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно поступки людей подвергаются правовому регулированию. Вторая — «плюралистическая» — считает, что объекты правоотношений столь разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом отношения Иными словами — это либо блага, ценности, вещи, то есть объекты имущественных отношений, либо те самые действия, поведение людей, то есть объекты неимущественных отношений, ради которых субъекты вступают в правоотношения.

13. Граждане РФ как субъекты административного права.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции).

Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Элементы административно-правового статуса граждан:

1) принципы административно-правового статуса граждан;

2) гражданство;

3) административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;

4) права и обязанности граждан в сфере государственного управления;

5) административная ответственность граждан;

6) юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Виды административно-правовых статусов граждан:

1) общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;

2) родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (выну

Наши рекомендации