Билет 38. Меры административного пресечения : понятие, сущность, виды, основания применения
Меры административного пресечения - способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния, предотвращения его общественно опасных последствий, а также в целях создания возможности для последующею привлечения нарушителя к юридической ответственности.
Вместе с тем, рассматриваемые меры используются не только для пресечения правонарушений, но и для прекращения общественнопасных действий, совершаемых лицами, не достигшими 16 лет, т.е. административно-деликтоспособного возраста, а также невменяемыми.
Применение мер пресечения связано с непосредственным вмешательством в противоправные и иные опасные действия. В ряде случаев они являются не только эффективным, но и единственно возможным средством пресечения преступления.
Виды: 1) подписка о невыезде и надлежащем поведении; 2) личное поручительство; 3) передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части; 4) отдача несовершеннолетнего под присмотр; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу.
1. Меры пресечения применятся в случае, когда собранные по уголовному делу доказательства дают достаточные основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый могут скрыться от органа уголовного преследования и суда; воспрепятствовать предварительному расследованию уголовного дела или рассмотрению его судом, в том числе путем оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации материалов, имеющих значение для дела, неявки без уважительных причин по вызовам органа, ведущего уголовный процесс; совершить предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние; противодействовать исполнению приговора.
Билет 39. Понятие дисциплинарной ответственности : основания применения, виды
Дисциплинарная ответственность работников является одним из видов юридической ответственности, которая предусмотрена законодательством за неправомерное поведение. Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника понести наказание, предусмотренное нормами трудового права, за противоправное неисполнение своих трудовых обязанностей. Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности служит дисциплинарный проступок. Дисциплинарным проступком называется неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение.
№42 АДМИН.ПРАВО. Основанием административной ответ-ти является админ. правонарушение, это предусмотрено и статьями КоАП. Для каждого вида юрид. ответ-ти предусмотрено свое основание. Уголовная ответ-ть наступает за совершение преступления, дисциплинарная – за дисциплинарный проступок и т. д. Существует непосредственная правовая связь между админ. правонарушением и админ. ответ-тью. Только совершение админ. правонарушения служит основанием для привлечения к админ. ответ-ти. В административно-правовой литературе высказано мнение о том, что к админ. отв-ти могут привлекаться и не за совершение админ. правонарушения, а лишь за неправомерное деяние. Некоторые, в частности Д. Н. Бахрах, утверждают, что основанием админ. отв-ти иногда может быть неправомерное деяние вообще.
43. юридического состава административного правонарушения являются:
объект;
объективная сторона;
субъект;
субъективная сторона.
Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения управленческого характера, на которые посягает противоправное деяние.
Объекты подразделяются на:
общий –вся совокупность отношений регулируемых нормами административного права;
родовой – группа родственных отношений – общественный порядок, порядок управления и т.п. (рассматриваются в рамках конкретной главы КоАП);
(видовой) непосредственный – мелкое хулиганство, мелкое хищение и т.п. (отношения, регулируемые конкретной статьей КоАП).
Объективная сторона – система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих проявление проступка. Может одержать признаки места и времени совершения правонарушения. Квалифицирующими признаками объективной стороны являются: повторность, неоднократность, систематичность правонарушения и злостный характер неповиновения правонарушителя.
Субъектом правонарушения является вменяемое и достигшее возраста административной ответственности лицо, совершившее административное правонарушение.
Субъекты подразделяются на:
общих – вменяемых и достигших возраста административной ответственности лиц;
специальных – лиц, характеризующихся особенностью труда, служебного положения, прошлым противоправным поведением, отношением к гражданству государства, родом деятельности и т.п.
Субъективной стороной правонарушения является психическое отношение субъекта к совершенному противоправному деянию и его последствиям. Она включает в себя вину нарушителя, мотивы, которыми он руководствовался, и цели, которые он преследовал.
Вина может выступать в форме умысла и неосторожности.
Умысел подразделяется на:
прямой – лицо сознает противоправный характер своего деяния, предвидит наступление вредных последствий и
желает их наступления;
косвенный – лицо сознает противоправный характер своего деяния, предвидит наступление вредных последствий, не желает их наступления, но сознательно допускает.
Неосторожность подразделяется на:
легкомыслие – лицо предвидит наступление противоправных последствий, но самонадеянно рассчитывает на благоприятный исход;
небрежность – лицо не предвидит наступление противоправных последствий, хотя могло и должно было их предвидеть.