Вопрос №1: Исполнительная власть в Российской Федерации: понятие, сущность и функции.
Вопрос №1: Исполнительная власть в Российской Федерации: понятие, сущность и функции.
Понятие. Исполнительную власть можно определить как государственную власть, которая реализует общие нормы, установленные законодательной (представительной) властью в целях регулирования различных сторон общественной жизни. Профессор К.С. Бельский формулирует определение исполнительной власти в широком смысле слова как систему органов государственного управления, построенных иерархически, наделенных властными полномочиями и реализующих их с целью создать условия для нормального функционирования общества. В узком смысле — «это право и возможность должностного лица принимать решение, которое реализует подчиненный работник (весь персонал) под контролем и ответственностью этого должностного лица».
Функции. Профессор Ю.Н. Старилов выделяет следующие основные функции современной исполнительной власти:
1) исполнительную (правоприменительную) функцию, т.е. функцию исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов РФ;
2) «правозащитную» функцию, т.е. функцию соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
3) социально-экономическую (обеспечительную) функцию, т.е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;
4) функцию обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
5) регулирующую функцию, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т.д.;
6) нормотворческую функцию, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов;
7) охранительную (юрисдикционную) функцию, означающую, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
В основе этого перечня лежат несколько критериев классификации функций: в зависимости от формы реализации, по отраслевому принципу и организации управленческого процесса.
Профессор Д.Н. Бахрах предлагает две классификации функций государственной администрации, одна из которых с позиций предметного подхода (по отраслевому принципу). Это функция:
1) обеспечения безопасности личности, общества, государства, включающая обеспечение обороны, общественного порядка, осуществление разведки и контрразведки, обеспечение охраны государственной границы и др.;
2) обеспечения развития экономики, осуществления административно-хозяйственной деятельности, включающая руководство промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, сбор налогов, содействие развитию предпринимательства, антимонопольную деятельность и др.;
3) обеспечения реализации социальной политики государства, включающая организацию образования, здравоохранения, научных исследований, социальной защиты и др.;
4) осуществления связей с другими государствами.
Вопрос №4: Предмет и метод административного права
Вопрос№21:Полномочия президента российской Федерации в сфере исполнительной власти. Правительство Российской Федерации в системе исполнительной власти.
Условия их эффективности
Вопрос№38:Административная ответственность юридических лиц в Российской Федерации.
Вопрос№42:Виды административных наказаний, особенности и условия их применения.
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
1.предупреждение;
2.административный штраф;
3.возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4.конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5.лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6.административный арест;
7.административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8.дисквалификация;
9.административное приостановление деятельности.
Вопрос №1: Исполнительная власть в Российской Федерации: понятие, сущность и функции.
Понятие. Исполнительную власть можно определить как государственную власть, которая реализует общие нормы, установленные законодательной (представительной) властью в целях регулирования различных сторон общественной жизни. Профессор К.С. Бельский формулирует определение исполнительной власти в широком смысле слова как систему органов государственного управления, построенных иерархически, наделенных властными полномочиями и реализующих их с целью создать условия для нормального функционирования общества. В узком смысле — «это право и возможность должностного лица принимать решение, которое реализует подчиненный работник (весь персонал) под контролем и ответственностью этого должностного лица».
Функции. Профессор Ю.Н. Старилов выделяет следующие основные функции современной исполнительной власти:
1) исполнительную (правоприменительную) функцию, т.е. функцию исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов РФ;
2) «правозащитную» функцию, т.е. функцию соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
3) социально-экономическую (обеспечительную) функцию, т.е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;
4) функцию обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
5) регулирующую функцию, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т.д.;
6) нормотворческую функцию, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов;
7) охранительную (юрисдикционную) функцию, означающую, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
В основе этого перечня лежат несколько критериев классификации функций: в зависимости от формы реализации, по отраслевому принципу и организации управленческого процесса.
Профессор Д.Н. Бахрах предлагает две классификации функций государственной администрации, одна из которых с позиций предметного подхода (по отраслевому принципу). Это функция:
1) обеспечения безопасности личности, общества, государства, включающая обеспечение обороны, общественного порядка, осуществление разведки и контрразведки, обеспечение охраны государственной границы и др.;
2) обеспечения развития экономики, осуществления административно-хозяйственной деятельности, включающая руководство промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, сбор налогов, содействие развитию предпринимательства, антимонопольную деятельность и др.;
3) обеспечения реализации социальной политики государства, включающая организацию образования, здравоохранения, научных исследований, социальной защиты и др.;
4) осуществления связей с другими государствами.