Юридическая техника и ее структурные элементы.
Юр-ая техника – совокупность правил, средств и приемов, используемых при выработке правовых норм, издании нормативных актов и последующей их систематизации (закон-ая) техника, а так же формулирования, вынесения и обработка индивид-ых правовых актов (правоприменительная техника).
Требования юр-ой техники: - культурности (общей и юр-ой); - целесообразности; - законности; - грамотности; - правильной формы; - рациональной структуры; - наличия внешних атрибутов и др.;
Содержание юр-ой техники: 1) технические средства:
а) юр-ая терминология;
Юр-ие термины предст-ют собой словесные обозначения определенных понятий, используемых для выражения воли законодателя.
Виды юр-их терминов: - общеупотребительные; - специальные юр-ие (иск, соучастие и тд.); - специальные неюр-ие (ценные породы рыб и др.);
Правила использования терминов: - единство терминологии, тождественность их употребления в разных правовых актах; - использование общепризнанных терминов; - стабильность терминологии, устойчивость принятых обозначений;
б) юридические конструкции – это построение нормативного материала по особому типу связей составляющих его элементов (напр, состав преступления) или иными словами.
Правила построения: - включение в нормативный акт только однородного материала; - издание вначале норм материального права, а затем процессуальных; сначала – общих, а после – конкретизирующих;
Средства: - текст нормативного акта с его реквизитами; - структура нормативного акта: - выделение в кодифицированном акте общей и особенной частей; - преамбула; - главы и разделы; - статья; - часть статьи, пункты и подпункты;
2) технические приемы:
а) способы изложения: - абстрактный, когда вся совокупность изложенных юр-их фактов и связей охватывается обобщенными родовыми понятиями; - казуистический, при кот. фактические обстоятельства даются перечислением или путем указания на конкретные, индивид-ые признаки;
б) система отсылок: приемы изложения элементов нормы права (прямой, отсылочный, бланкетный);
В современных условиях очень важно не просто соблюдать правила юр-ой техники, но и выдерживать стиль законодательствования. Загруженность его декларациями, призывами и т.п. девальвирует юр-ие средства воздействия на общественные отношения.
Уровень юр-ой техники в первую очередь свидетельствует о юр-ой культуре. Им во многом обусловлены и соблюдение законности, и эффективность права. При издании правовых норм важно так их сформулировать, изложить и разложить, чтобы истинный смысл ее не расходился с текстуальными формулировками, чтобы не было двусмысленности и пробельности актов.
Система права и ее структурные элементы.
Система права - это внутреннее строение права, отражающая объединение и дифференциацию юридических норм.
Элементы системы права:
1. Отрасль права - это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений (трудовое право) определенным методом.
Отрасли права выделяются по предмету (регулируемые общественные отношения) и методу (способу) правового регулирования.
2. Подотрасль права - это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную область общественных отношений внутри отрасли права (жилищное, наследственное, договорное право внутри гражданского).
3. Институт права - это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений внутри отрасли или подотрасли права (институт заработной платы внутри трудового права, межотраслевой институт юридической ответственности).
4. Субъинститут права: это совокупность норм права, регулирующих качественно однородный вид общественных отношений внутри института права (субъинститут сдельной заработной платы).
5. Норма права - первоэлемент системы права, который устанавливает право, обязанность, запрет или санкцию для участников правовых отношений.
Частное и публичное право.
Публичное право - это функционально-структурная подсистема права, регулирующая отношения в сфере государственной власти и выражающая интересы государства и общества. Использует преимущественно:
- императивный метод правового регулирования, который предусматривает единственно возможный вариант правомерного поведения, используется для регулирования отношений власти и подчинения;
- разрешительный тип правового регулирования: запрещено все, что не разрешено.
К публичному праву относятся конституционное, административное, муниципальное, уголовное, финансовое, экологическое право, все отрасли процессуального права.
Частное право - совокупность норм, регулирующих отношения между индивидами и выражающих интересы частных лиц.
Использует преимущественно:
- диспозитивный метод правового регулирования, который предоставляет возможность выбрать наиболее подходящий вариант правомерного поведения, используется для регулирования отношений между равноправными субъектами права
- общедозволительный тип правового регулирования;
- правового регулирования: разрешено все, что не запрещено.
К частному праву относятся гражданское, семейное, трудовое, торговое право.
Разделение права на частное и публичное необходимо для установления пределов вмешательства государства в частную жизнь.
Система законодательства.
Системазаконодательства – совокупность НПА (источников права) определённого государства, их определённое построение.
Система законодательства, как система документов, может быть построена на основе разных критериев. Соответственно можно выделить несколько видов структуры законодательства.
Структура:
1. Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (напр., конституционное право – конституционное законодательство, гражданское право – гражданское законодательство, трудовое право – трудовое законодательство).
2. Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативных правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.
3. Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. Можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации: федеральное законодательство (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и др.); законодательство субъектов Российской Федерации (уставы, законы, постановления глав администраций и др.); законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).
4. Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).
Видызаконодательства:
1. в зависимости от соотношенияс отраслями права:
· отраслевое (нормы только 1 отрасли – уголовное, гражданское, семейное, административное),
· внутриотраслевое (нормы 1 института – авторское законодательство),
· комплексное (нормы неск. отраслей).
2.по территории: федеральное, региональное, местное.
Систему законодательства следует отличать отсистемы права. Первая относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права; вторая характеризует внутреннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам.
Между системой права и системой законодательства существует теснаясвязь как связь содержания и формы. Система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права или института объединялись в единый кодифицированный акт или сборник законодательства. Таким образом, система права служит основой систематизация законодательства. Подавляющее большинство кодифицированных актов содержат нормы одной отрасли или одного института права.