Юридическая техника и ее структурные элементы.

Юр-ая техника – совокупность правил, средств и приемов, используемых при выработке правовых норм, издании нормативных актов и последующей их систематизации (закон-ая) техника, а так же формулирования, вынесения и обработка индивид-ых правовых актов (правоприменительная техника).

Требования юр-ой техники: - культурности (общей и юр-ой); - целесообразности; - законности; - грамотности; - правильной формы; - рациональной структуры; - наличия внешних атрибутов и др.;

Содержание юр-ой техники: 1) технические средства:

а) юр-ая терминология;

Юр-ие термины предст-ют собой словесные обозначения определенных понятий, используемых для выражения воли законодателя.

Виды юр-их терминов: - общеупотребительные; - специальные юр-ие (иск, соучастие и тд.); - специальные неюр-ие (ценные породы рыб и др.);

Правила использования терминов: - единство терминологии, тождественность их употребления в разных правовых актах; - использование общепризнанных терминов; - стабильность терминологии, устойчивость принятых обозначений;

б) юридические конструкции – это построение нормативного материала по особому типу связей составляющих его элементов (напр, состав преступления) или иными словами.

Правила построения: - включение в нормативный акт только однородного материала; - издание вначале норм материального права, а затем процессуальных; сначала – общих, а после – конкретизирующих;

Средства: - текст нормативного акта с его реквизитами; - структура нормативного акта: - выделение в кодифицированном акте общей и особенной частей; - преамбула; - главы и разделы; - статья; - часть статьи, пункты и подпункты;

2) технические приемы:

а) способы изложения: - абстрактный, когда вся совокупность изложенных юр-их фактов и связей охватывается обобщенными родовыми понятиями; - казуистический, при кот. фактические обстоятельства даются перечислением или путем указания на конкретные, индивид-ые признаки;

б) система отсылок: приемы изложения элементов нормы права (прямой, отсылочный, бланкетный);

В современных условиях очень важно не просто соблюдать правила юр-ой техники, но и выдерживать стиль законодательствования. Загруженность его декларациями, призывами и т.п. девальвирует юр-ие средства воздействия на общественные отношения.

Уровень юр-ой техники в первую очередь свидетельствует о юр-ой культуре. Им во многом обусловлены и соблюдение законности, и эффективность права. При издании правовых норм важно так их сформулировать, изложить и разложить, чтобы истинный смысл ее не расходился с текстуальными формулировками, чтобы не было двусмысленности и пробельности актов.

Система права и ее структурные элементы.

Система права - это внутреннее строение права, отражающая объединение и дифференциацию юридических норм.

Элементы системы права:

1. Отрасль права - это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений (трудовое право) определенным методом.

Отрасли права выделяются по предмету (регулируемые общественные отношения) и методу (способу) правового регулирования.

2. Подотрасль права - это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную область общественных отношений внутри отрасли права (жилищное, наследственное, договорное право внутри гражданского).

3. Институт права - это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений внутри отрасли или подотрасли права (институт заработной платы внутри трудового права, межотраслевой институт юридической ответственности).

4. Субъинститут права: это совокупность норм права, регулирующих качественно однородный вид общественных отношений внутри института права (субъинститут сдельной заработной платы).

5. Норма права - первоэлемент системы права, который устанавливает право, обязанность, запрет или санкцию для участников правовых отношений.

Частное и публичное право.

Публичное право - это функционально-структурная подсистема права, регулирующая отношения в сфере государственной власти и выражающая интересы государства и общества. Использует преимущественно:

- императивный метод правового регулирования, который предусматривает единственно возможный вариант правомерного поведения, используется для регулирования отношений власти и подчинения;

- разрешительный тип правового регулирования: запрещено все, что не разрешено.

К публичному праву относятся конституционное, административное, муниципальное, уголовное, финансовое, экологическое право, все отрасли процессуального права.

Частное право - совокупность норм, регулирующих отношения между индивидами и выражающих интересы частных лиц.

Использует преимущественно:

- диспозитивный метод правового регулирования, который предоставляет возможность выбрать наиболее подходящий вариант правомерного поведения, используется для регулирования отношений между равноправными субъектами права

- общедозволительный тип правового регулирования;

- правового регулирования: разрешено все, что не запрещено.

К частному праву относятся гражданское, семейное, трудовое, торговое право.

Разделение права на частное и публичное необходимо для установления пределов вмешательства государства в частную жизнь.

Система законодательства.

Системазаконодательства – совокупность НПА (источников права) определённого государства, их определённое построение.

Система законодательства, как система документов, может быть построена на основе разных критериев. Соответственно можно выделить несколько видов структуры законодательства.

Структура:

1. Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловле­но предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (напр., конституционное право – конституционное законодательство, гражданское право – гражданское законодательство, трудовое право – трудовое законодательство).

2. Вертикаль­ное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и норма­тивно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативных правовых ак­тов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, поста­новления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные норматив­ные акты.

3. Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. Можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации: федераль­ное законодательство (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента, постановле­ния Правительства РФ и др.); законодательство субъектов Российской Федерации (уставы, законы, постановления глав администраций и др.); законодательство органов местного само­управления (решения, постановления).

4. Комплексные образования в системе законодатель­ства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государст­венного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законода­тельство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

Видызаконодательства:

1. в зависимости от соотношенияс отраслями права:

· отраслевое (нормы только 1 отрасли – уголовное, гражданское, семейное, административное),

· внутриотраслевое (нормы 1 института – авторское законодательство),

· комплексное (нормы неск. отраслей).

2.по территории: фе­деральное, региональное, местное.

Систему законодательства следует отличать отсистемы права. Первая относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права; вторая характеризует внутреннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам.

Между системой права и системой законодательства существует теснаясвязь как связь со­держания и формы. Система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права или института объединялись в единый кодифицированный акт или сборник законодательства. Таким образом, система права служит основой систематизация законодательства. Подавляющее большинство кодифицированных актов содержат нормы одной отрасли или одного института права.

Наши рекомендации