Субъекты реализации основных прав, свобод и обязанностей
Под субъектом реализации в данном случае понимается любой участник правоотношения, которое возникает на основе правовой нормы, закрепляющей конституционные права, свободы, обязанности и гарантии их осуществления.
Естественно, что в первую очередь субъектами реализации основных прав, свобод и обязанностей являются их носители в личном качестве, то есть каждый человек и гражданин, который обладает этими правами и обязанностями. В конкретном правоотношении они могут иметь следующие конституционно-правовые модусы или состояния:
Первый правовой модус - "человек". Человек как правовое понятие используется в Конституции РФ для обозначения такого юридического статуса физического лица, каким должен обладать любой член человеческого общества. Перечень естественных прав человека, образующих правовой статус человека, содержится как в международно-правовых документах, так и закрепляется в действующей российской Конституции.
Второй правовой модус - "гражданин Российской Федерации". Этот правовой статус лица включает в себя 3 элемента:
1. правовой статус человека;
2. правовой статус, установленный для данного лица российским государством в силу того, что этот человек обладает российским гражданством;
3. конвенциальные права, то есть права, вытекающие для этого лица из международных договоров Российской Федерации.
Третий правовой модус - "иностранный гражданин". Он указывает на такое правовое положение лица, которое состоит из 4 элементов:
1. правовой статус человека;
2. правовой статус российских граждан, за исключением прав и свобод, в которых иностранцы ограничены по закону;
3. правовой статус данного лица, которым он обладает в государстве происхождения, то есть в материнском государстве;
4. права, вытекающие из договоров РФ с государством, гражданином которого является данное лицо.
Четвертый правовой модус - "лицо без гражданства". Это такое правовое состояние, которое включает 3 элемента:
1. правовой статус человека;
2. правовой статус гражданина РФ, за исключением прав, в которых по закону ограничены лица без гражданства;
3. права и обязанности, установленные международной Конвенцией 1954 г. о статусе апатридов, то есть лиц без гражданства.
Пятый правовой модус - "лицо с двойным гражданством". Правовое положение этих лиц определяется в таких правовых актах, как ч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ, абзац третий ст. 3 и ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" и международные договоры Российской Федерации. Эти лица обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством обоих государств, гражданами которых они являются.
Шестой правовой модус - "лицо с правовым статусом "гражданин двух государств". Эти лица, имея документальное подтверждение наличия гражданства двух государств, в ситуации, когда между этими государствами нет договора о признании двойного гражданства, могут рассчитывать лишь на признание тех своих прав, которые предоставляются гражданам того государства, на территории которого они находятся в данное время.
Самостоятельную группу субъектов-участников реализации конституционных прав и свобод составляют органы государства, которые в силу своего социального назначения призваны создавать условия для надлежащей реализации Конституции РФ, принимать меры для удовлетворения потребностей населения. Эти их обязанности прямо закрепляются в действующем законодательстве. Например, Правительство Российской Федерации в соответствии с пунктом "е" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ "осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью". Ведущее положение в этой группе органов государства занимают такие органы государственной власти, как Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Конституционный Суд РФ, другие федеральные и региональные органы государственной власти.
Прямое действие конституционных норм относительно прав и свобод человека и гражданина защищают Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. В Постановлении от 16 июня 1998 г. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что требование о непосредственном применении Конституции РФ обращено ко всем судам, которые независимо осуществляют судебную власть в пределах своей компетенции и в установленных формах судопроизводства. На данную обязанность судов общей юрисдикции ориентирует и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, связанных с обжалованием решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающих на права и свободы человека и гражданина. Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов – судов 1.
В науке судебную защиту рассматривают как институт конституционного права, как общественное отношение и государственную функцию 1. Иногда судебная защита отождествляется с правосудием или рассматривается как гарантия доступа к нему. В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается «совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов» 2.
Значительный объем работы по юридической защите конституционных прав и свобод выполняют общественные объединения, такие, как профессиональные союзы, политические партии, адвокатские образования и другие институты гражданского общества. В их уставах и положениях содержатся четкие указания на необходимость выполнения этой обязанности.