Основные стадии процесса применения норм права

1. Установление фактических обстоятельств юридического дела.

2. Установление юридической основы дела (выбор и анализ нормы права).

3. Толкование нормы права.

4. Принятие решения и вынесение акта применения нормы права.

5. Доведение до субъектов содержания принятого решения и контроль за его исполнением.

Акт применения права – официальное решение компетентного субъекта по конкретному юридическому делу, содержащее властное веление и направленное на индивидуальное урегулирование общественных отношений.

Признаки акта применения права

- решение компетентного органа, должностного лица по конкретному делу;

- обращены к конкретному лицу (индивидуализированы);

- направлены на реализацию требований норм права;

- содержат обязательное для исполнения властное веление и обеспечиваются государственным принуждением;

- являются либо юридическими фактами, либо обеспечивают их возникновение;

- выносятся как в документальной, так и в иных формах.

Виды актов применения норм права

1. По субъектам правоприменения:

- акты органов государственной власти;

- акты органов государственного управления;

- судебные акты;

- акты прокурорского надзора и т.д.

2. По отраслевой принадлежности:

- административно-правовые;

- гражданско-правовые;

- уголовно-правовые и др.

3. По цели:

- правоустанавливающие;

- правоохранительные.

4. Пофункциям права:

- регулятивные;

- охранительные.

5. По способу принятия:

- принятые коллегиально;

- принятые единолично.

6. По характеру решения:

- обязывающие;

- запрещающие;

- уполномачивающие;

- поощрительные;

- удостоверительные;

- фиксирующие факты, имеющие юридическое значение.

7. По наименованию:

- приказы;

- постановления;

- указания;

- протоколы;

- приговоры;

- решения;

- разрешения;

- предупреждения;

- предписания;

-представления.

8. По времени действия:

- акты однократного действия (наложение штрафа);

- длящиеся акты (назначение пенсии).

Структура правоприменительного акта:

- содержащие четыре части: вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную (приговор суда);

- содержащие три части: вводную, описательную и резолютивную (протокол об административном правонарушении);

- содержащие две части: вводную и резолютивную (лицензия на занятие определенным видом предпринимательской деятельности).

ПРАВООТНОШЕНИЕ

Правоотношение - это охраняемое государством общественное отношение, возникающее вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующееся наличием субъективных прав и юридических обязанностей у его участников.

Признаки правоотношения:

1) разновидность общественных отношений;

2) оно возникает на основе норм права;

3) это волевое отношение сторон;

4) сторонами правоотношения могут быть только лица, обладающие качествами субъекта права (правосубъектностью);

5) участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями;

6) способом его обеспечения является государственное принуждение.

Виды правоотношений:

1. По предмету правового регулирования:

- конституционно-правовые;

- административно-правовые;

- уголовно-правовые;

- гражданско-правовые;

- эколого-правовые и т.д.

2. По функциям права:

- регулятивные;

- охранительные.

3. По способу индивидуализации субъектов в конкретных правоотношениях:

- относительные;

- абсолютные.

4. По количеству субъектов:

- двусторонние;

- многосторонние.

5. По продолжительности действия:

- кратковременные;

- долговременные.

Структура правоотношения

- субъект

- объект

- субъективное право

- юридическая обязанность

Виды субъектов правоотношений:

1. Индивиды (физические лица) - граждане государства, иностранцы, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды).

2. Коллективы (юридические лица) - государственные и негосударственные организации, государство в целом, социальные общности.

Меры участия субъектов в правовых отношениях определяются их правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность - способность иметь субъективные права и нести юридические обязанности; признается в равной мере за всеми гражданами; возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью.

Содержание правоспособности граждан:

- право иметь имущество на праве собственности;

- право наследовать и завещать имущество;

-право заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью;

- право создавать юридические лица;

- право совершать любые, не противоречащие закону, сделки и участвовать в обязательствах;

- право избирать место жительства;

- иметь авторские права;

- иметь имущественные и личные неимущественные права.

Дееспособность - способность индивида лично своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и исполнять обязанности.

По общему правилу возникает в полном объеме с 18 лет.

Полная:

1. По достижении 18-летнего возраста (ч.1 ст.21 ГК РФ).

2. В случае вступления в брак до 18-летнего возраста (ч.2 с.21 ГК РФ).

3. Эмансипация (объявление гражданина, не достигшего 18-летнего возраста, занимающегося предпринимательской деятельностью или работающего по трудовому договору, полностью дееспособным (ст.27 ГК РФ).

Частичная:

1. Дееспособность малолетних от 6 до 14 лет (ст.28 ГК РФ).

2. Дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет (ст.26 ГК РФ).

Ограниченная дееспособность гражданина, ограниченная в судебном порядке (ст.30 ГК РФ) (хронические алкоголики, наркоманы).

Деликтоспособность- способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

Сделкоспособность – способность лица совершать гражданско-правовые сделки.

Взятая в единстве правоспособность, дееспособность именуется правосубъектностью.

Правосубъектностьприменительно к государству, организации характеризует компетенция - совокупность прав и обязанностей, полномочий организаций и государства в целом, предоставленных для осуществления их функций.

Объекты правоотношений(плюралистический подход) – это реальное благо, на достижение которого направлена реализация прав и обязанностей участников правоотношения.

Виды объектов правоотношений:

1) предметы материального мира;

2) продукты духовного творчества;

3) личные неимущественные блага;

4) фактическое поведение участников правоотношений;

5) результаты поведения участников правоотношений.

Содержание правоотношений составляют субъективные праваи юридические обязанности.

Субъективное право – это закрепленная в нормах права мера возможного поведения лица, гарантированная государством.

Элементы субъективного права:

а) возможность поведения самого управомоченного лица (право-поведение);

б) возможность носителя права требовать соответствующего поведения от обязанных лиц (право- требования);

в) возможность правомочной стороны обращаться к компетентным органам за защитой нарушенных прав (право-притязание).

Юридическая обязанность субъекта правоотношения – закрепленная в нормах права мера должного поведения лица, установленная для удовлетворения интересов лица управомоченного, обеспеченная государственным принуждением.

Элементы юридической обязанности:

а) совершать определенные положительные действия, требуемые законодательством (активная обязанность);

б) воздерживаться от поведения, проступков, запрещенных законодательством (пассивная обязанность).

в) необходимость нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих требований.

Важная сторона в существовании правоотношений принадлежит юридическим фактам. Без юридических фактов невозможны правоотношения.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Виды юридических фактов:

1) по правовым последствиям:

- правообразующие;

- правоизменяющие;

- правопрекращающие.

2) по связи с волей участников правоотношений:

- события;

- деяния.

3) по структуре:

- простые;

- юридические (фактические) составы.

События- юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношений.

Виды событий:

абсолютные - события, полностью не зависящие от воли людей (стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, смерчи и т.п.)

относительные - события, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения, но связаны с волей третьих лиц (поджог дома - страховое правоотношение между собственником и страховой компанией).

Деяния- юридические факты, наступление которых зависит от воли людей.

Они подразделяются на:

1) неправомерные деяния (правонарушения)

- преступления;

- проступки.

2) правомерные деяния:

- юридические поступки;

- юридические акты.

Юридические поступки - действия, совершенные без намерения породить юридические последствия, но оно возникают в силу закона.

Юридические акты - действия, которые совершаются с намерением породить определенные юридические последствия (сделка, решение суда, постановление следователя).

Юридический (фактический) состав- совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения правоотношения.

Для поступления в вуз необходимы следующие факты:

а) аттестат об окончании средней школы;

б) сдача вступительных экзаменов или собеседование;

в) приказ ректора о зачислении в соответствующее учебное заведение.

ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА

Толкование норм права - это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее правильной реализации.

Элементы процесса толкования норм права:

Уяснение – интеллектуально-волевая деятельность, направленная на выявление смысла нормы права самим интерпретатором.

Разъяснение – интеллектуально-волевая деятельность, в процессе которой смысл правовых предписаний доводится интерпретатором до иных заинтересованных субъектов правоотношений.

Необходимость толкования норм права:

- норма права носит общий характер, а применяется к конкретным жизненным ситуациям;

- нормы права содержат оценочные понятия, специальные юридические и неюридические термины;

- право носит системный характер, поэтому уяснить содержание одной нормы можно лишь в результате системного анализа других норм;

- нарушение законодателем правил юридической техники, недостаточная проработанность концепции закона;

- использование законодателем при конструировании правовых норм открытых перечней, завершающихся формулировками «другие», «иные» и т.п.

Наши рекомендации