Статья 9. Порядок досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

1. Полномочия законодательного (представительного) ОГВ субъекта м.б. прекращены досрочно в случае:

а) принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом решение принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта;

б) роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта (руководителем ВИОГВ субъекта) по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи;

в) вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, суда края, области, города фед. значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) ОГВ субъекта, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

г) роспуска указанного органа в порядке и по основаниям, которые предусмотрены пунктом 4 настоящей статьи.

2. Высшее должностное лицо субъекта (руководитель ВИОГВ субъекта) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) ОГВ субъекта в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта, иного НПА, противоречащих Конституции, фед. законам, принятым по предметам ведения и предметам совместного ведения РФ и субъектов, конституции (уставу) субъекта, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) ОГВ субъекта не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

2.1. Высшее должностное лицо субъекта (руководитель ВИОГВ субъекта вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) ОГВ субъекта в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранный в правомочном составе законод. (представительный) ОГВ субъекта в течение 3 месяцев подряд не проводил заседание.

Высшее должностное лицо субъекта (руководитель ВИОГВ субъекта) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий вновь избранного в правомочном составе законодательного (представительного) ОГВ субъекта в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что указанный ОГВ субъекта в течение 3 месяцев со дня его избрания в правомочном составе не проводил заседание.

Высшее должностное лицо субъекта (руководитель ВИОГВ субъекта) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) ОГВ субъекта в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда.

3. Решение высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) ОГВ субъекта принимается в форме указа (постановления).

4. В случае, если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) ОГВ субъекта приняты конституция (устав), закон субъекта или иной НПА, противоречащие Конституции, фед. конст. законам и фед. законам, а законодательный (представительный) ОГВ субъекта в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил НПА, признанный соответствующим судом противоречащим ФЗ и недействующим, и после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения законодательного (представительного) ОГВ субъекта от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией, фед. конст. законами и фед. законами полномочий федеральных ОГВ, органов МСУ, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент выносит предупреждение законодательному (представительному) ОГВ субъекта. Решение Президента о предупреждении законодательного (представительного) ОГВ субъекта принимается в форме указа. Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом предупреждения законодательному (представительному) ОГВ субъекта, указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент вправе распустить законодательный (представительный) ОГВ субъекта. Полномочия законодательного (представительного) ОГВ субъекта прекращаются со дня вступления в силу решения Президента о роспуске указанного органа.Срок, в течение которого Президент вправе вынести предупреждение законодательному (представительному) ОГВ субъекта или принять решение о роспуске указанного органа, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда.

5. В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) ОГВ субъекта назначаются внеочередные выборы в законодательный (представительный) ОГВ субъекта в соответствии с ФЗ, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта. Указанные выборы проводятся в сроки, установленные ФЗ "Об осн. гарантиях изб. прав и права на участие в референдуме граждан РФ".


Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа госвласти) субъекта РФ

Статья 19. Досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)

1. Полномочия высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) прекращаются досрочно в случае:

а) его смерти;

б) отрешения его от должности Президентом в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) ОГВ субъекта;

в) его отставки по собственному желанию;

г) отрешения его от должности Президентом в связи с утратой доверия Президента, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим ФЗ. При этом основанием для утраты доверия Президента является выявление в отношении высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов как правонарушений, предусмотренных ФЗ "О противодействии коррупции";

д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

з) его выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;

и) утраты им гражданства, приобретения им гражданства ин. гос-ва либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного гос-ва;

л) его отзыва избирателями, зарегистрированными на территории субъекта, на основании и в порядке, установленных настоящим ФЗ и принятым в соответствии с ним законом субъекта.

1.1. Решение о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) принимается законодательным (представительным) ОГВ субъекта по представлению Президента, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "а", "б", "в" и "г" пункта 1 настоящей статьи.

1.2. В случаях, предусмотренных подпунктами "б", "в" и "г" пункта 1 настоящей статьи, решение о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) принимается Президентом.

2. Законодательный (представительный) ОГВ субъекта вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта (руководителю ВИОГВ субъекта в случае:

издания им актов, противоречащих Конституции, фед. законам, конституции (уставу) и законам субъекта, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта (руководитель ВИОГВ субъекта) не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу суд. решения;

установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции, фед. законов, указов Президента, постановлений Правительства, конституции (устава) и законов субъекта, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;

ненадлежащего исполнения высшим должностным лицом субъекта (руководителем ВИОГВ власти субъекта) своих обязанностей.

3. Решение законодательного (представительного) ОГВ субъекта о недоверии высшему должностному лицу субъекта (руководителю ВИОГВ субъекта) принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.

4. В двухпалатном законодательном (представительном) ОГВ субъекта решение о недоверии высшему должностному лицу субъекта (руководителю ВИОГВ субъекта) принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов каждой из палат по инициативе одной трети от установленного числа депутатов палаты, наделенной конституцией (уставом) субъекта правом инициирования вопроса о выражении недоверия высшему должностному лицу субъекта (руководителю ВИОГВ субъекта)

5. Решение законодательного (представительного) ОГВ субъекта о недоверии высшему должностному лицу субъекта (руководителю ВИОГВ субъекта) направляется на рассмотрение Президента для решения вопроса об отрешении высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) от должности.

6. Решение Президента об отрешении высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) от должности влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом ВИОГВ субъекта.

7.2. Отзыв высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) возможен по одному из следующих оснований:

а) нарушение высшим должностным лицом субъекта (руководителем ВИОГВ субъекта) законодательства РФ и (или) законодательства субъекта РФ, факт совершения которого установлен соответствующим судом. Отзыв по данному основанию не освобождает высшее должностное лицо субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) от иной ответственности, предусмотренной фед. законами и законами субъекта;

б) неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение высшим должностным лицом субъекта (руководителем ВИОГВ субъекта) своих обязанностей, установленное соответствующим судом.

7.4. Процедура отзыва высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) должна обеспечивать гражданам, обладающим активным изб. правом на выборах высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) (далее - участники голосования), возможность проведения агитации за его отзыв и против его отзыва, а также гарантировать участникам голосования всеобщее равное и прямое участие в тайном голосовании по отзыву.

Процедура отзыва высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) проводится по инициативе граждан, проживающих на территории субъекта и обладающих активным изб. правом на выборах высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта), в порядке, установленном для проведения референдума субъекта, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим ФЗ. Инициатива проведения голосования по отзыву высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) м.б. выдвинута не ранее чем по истечении одного года со дня вступления в должность избранного высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта).

В поддержку инициативы проведения голосования по отзыву высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) собираются подписи избирателей, кол-во которых определяется законом субъекта и должно составлять не менее одной четверти от числа избирателей, зарегистрированных на территории субъекта.

Проверка подписей избирателей, соблюдения порядка их сбора и проверка соблюдения процедуры выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) осуществляются изб. комиссией субъекта, действующей в качестве комиссии по отзыву (далее - комиссия по отзыву).

Отзываемое лицо и инициаторы его отзыва должны быть проинформированы комиссией по отзыву о месте и времени проведения ее заседания, на котором будут рассматриваться вопросы о результатах проверки подписей избирателей и результатах выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта). Комиссия по отзыву также обязана проинформировать отзываемое лицо и инициаторов его отзыва о результатах рассмотрения законодательным (представительным) ОГВ субъекта инициативы проведения голосования по отзыву.

Срок рассмотрения комиссией по отзыву инициативы проведения голосования по отзыву высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) и принятия ею решения не может превышать 15 дней со дня представления инициаторами отзыва в комиссию по отзыву всех необходимых документов, в том числе подписных листов. Срок рассмотрения законодательным (представительным) ОГВ субъекта указанной инициативы и принятия им решения о назначении голосования по отзыву либо об отказе в назначении такого голосования не может превышать 15 дней со дня поступления документов от комиссии по отзыву.

Голосование по отзыву высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) назначается законодательным (представительным) ОГВ субъекта при наличии хотя бы одного из оснований отзыва, предусмотренных пунктом 7.2 настоящей статьи, необходимого кол-ва достоверных и (или) действительных подписей избирателей, установленного законом субъекта в соответствии с настоящим ФЗ, а также при соответствии процедуры выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву и представленных документов требованиям закона.

Голосование по отзыву высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования по отзыву на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении голосования по отзыву подлежит официальному опубликованию не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.

Отзываемое лицо должно иметь возможность дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания отзыва. На всех этапах осуществления отзыва отзываемым лицом может быть использовано право на защиту чести и достоинства, гражданских прав и свобод в суде.

Голосование по отзыву высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) проводится не позднее 60 дней со дня принятия законодательным (представительным) ОГВ субъекта решения о назначении голосования по отзыву.

Отзыв признается состоявшимся, если за него проголосовало более половины от числа участников голосования, включенных в списки для голосования по отзыву высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта).

9. Президент назначает временно и.о. высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) на период до вступления в должность избранного высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) в случае:

а) досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта);

б) временного отстранения высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) от должности, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 29.1 настоящего ФЗ;

в) истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта);

г) признания выборов высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) несостоявшимися или недействительными.

9.1. В случае, когда высшее должностное лицо субъекта (руководитель ВИОГВ субъекта) не может осуществлять свои полномочия в связи с состоянием здоровья или другими обстоятельствами, временно препятствующими осуществлению полномочий высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта), Президент в целях охраны прав и законных интересов граждан вправе назначить временно и.о. высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) на период действия указанных обстоятельств.

9.2. Решение Президента о назначении временно и.о. высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) принимается в форме указа.

10. Временно и.о. высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) не вправе распускать законодательный (представительный) ОГВ субъекта и вносить предложения об изменении конституции (устава) субъекта.

Конституцией (уставом) субъекта для временно и.о. высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта) м.б. установлены ограничения на осуществление отдельных полномочий высшего должностного лица субъекта (руководителя ВИОГВ субъекта)

2.Законодательная регламентация порядка выезда из РФ и въезда в РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О порядке выезда из РФ и въезда в РФ

Статья 1. Выезд и въезд в (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией, международными договорами, настоящим ФЗ, другими фед. законами, а также принятыми на основании данных фед. законов указами Президента, постановлениями Правительства.

Статья 2. Гражданин РФ не м.б. ограничен в праве на выезд иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим ФЗ. Гражданин РФ не м.б. лишен права на въезд. Выезд гражданина РФ не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-л.ограничений прав, гарантированных законодательством РФ и международными обязательствами РФ.

Билет 22.

1. Конституционное право РФ как наука: понятие, предмет, методы, система

Наука КП - это отрасль право­ведения, которая изучает конституционно-правовые нормы и институты, а также общ. отношения,, регулируемые ими, то есть кон­ституционно-правовые отношения, и практику реализа­ции норм и институтов КП, анали­зирует закономерности их развития. На этой основе вы­рабатываются рекомендации по совершенствованию за­конодательной базы, а соответствующим государствен­ным органам,- рекомендации в области правоприменительной деятельности.

В предмет входит также изучение гос., социально-эк., полит., этнич.и др. институтов в той мере, в какой они находят свое отражение в нор­мах КП. На основе изучения практики реализации консти­туционно-правовых норм и институтов наука призвана осуществлять теоретическое прогнозирование и обосно­вание рекомендаций по совершенствованию конст. законодательства.

Наука КП представляет собой единую систему знаний и включает следующие раз­делы.

1. Исследование понятийного аппарата, определе­ние понятий КП как отрасли пра­ва, как науки и учебной дисциплины.

2. Учение о конституции в ее историческом разви­тии. Сущность и структура, принципы и юр. свойства действующей Конституции.

3. Системный анализ норм, закрепляющих основы конст. строя гос-ва, суверенитет народа и формы его осуществления.

4. Изучение проблем конст.регулиро­вания взаимоотношений гос-ва и личности, основ правового статуса иностранцев и лиц без гражданства, проблем закрепления и реализации прав и свобод чело­века и гражданина.

5. Исследование вопросов национально-гос. устройства РФ, правового статуса Федерации и ее субъектов, разработка предло­жений по учету национального вопроса в гос.строительстве.

6. Комплексный анализ регулирования формирова­ния и деятельности системы гос.органов РФ, органов власти ее субъектов, МСУ.

7. Анализ основ организации и осуществления су­д. власти в РФ, а также орга­нов прокуратуры.

Ведущее место КП как отрас­ли права определяет значимость и науки КП.

Наука КП в своих исследова­ниях использует следующие научные методы: материа­листической диалектики, формально-логического анали­за, системного анализа, исторический, социологический, статистический, а также сравнительный метод и др.

Конституционно-правовая наука тесно связана с рядом юридических и общественных наук. Она основы­вается и развивается на данных исторической науки, политической экономии, философии, которые носят методологический характер. Конституционное право тесно связано с историей государства и права России, наукой, изучающей процесс исторического становления и разви­тия институтов конституционного права.

Наука конституционного права связана и с наукой международного права. В связи с тем, что общепризнан­ные принципы и нормы международного права согласно Конституции 1993 года включены в национальную пра­вовую систему, имеют приоритетный характер над внут­ренним законодательством, конституционно-правовые нормы и институты должны быть согласованы с норма­ми международного права.

Наши рекомендации