Возникновение и становление теории ОРД
В 20—30-х годах закладываются основы будущих научных исследований и обобщений в области ОРД российских уголовно-розыскных учреждений. Органами ВЧК и уголовного розыска были изучены различные инструкции царской полиции, критически проанализированы тактико-технические приемы сыскной работы. Широко использовались материалы уголовной регистрации, знания и опыт старых специалистов-криминалистов. К этому периоду относятся формулирование задач научной организации розыскной работы, которые были провозглашены на первом Всероссийском Съезде руководителей административных отделов и подотделов уголовного розыска (март 1922 г.). Большая работа по научному обеспечению ОРД аппаратов уголовного розыска проводилась в рамках созданного в составе Центророзыска научно-технического отдела, а также межведомственного института по изучению преступности и преступника.
НКВД РСФСР и других республик проводил серьезную работу по совершенствованию системы дактилоскопической и оперативно-розыскной информации, упорядочению организационно-структурных вопросов деятельности уголовно-розыскных служб, организации взаимодействия в борьбе с преступностью, подготовке специалистов розыскного дела и т.п.
В 30-х годах разрабатывается и издается ряд наставлений и инструкций по организации всесоюзного розыска скрывшихся преступников, взаимодействия оперативных аппаратов милиции (уголовный розыск и БХСС) с местами лишения свободы. Начинается углубленная разработка вопросов организации, и тактики оперативно-розыскных мер борьбы с хищениями государственного и общественного имущества, связанная с образованием в системе советской милиции аппаратов БХСС (1937 г.).
В 40-х и первой половине 50-х годов интенсивность научных исследований в области ОРД заметно падает. В этот период развитию теории ОРД препятствовал подход к ней как к сугубо практической дисциплине. В результате длительное время теория ОРД не выходила за рамки простого изучения опыта работы, его популяризации и элементарных обобщений. Этому способствовала обстановка преувеличенной секретности, характерная для определенных периодов деятельности органов НКВД—МВД, в результате чего представители правовых наук практически не имели возможности участвовать в исследовании проблем ОРД.
Дальнейшее развитие уголовно-процессуального законодательства, науки уголовного права, процесса и криминалистики послужили толчком к самостоятельному развитию теории ОРД, признанию ее в качестве самостоятельной научной дисциплины.
Решающий вклад в дело становления и развития ОРД как учебной дисциплины и научного ее осмысления внес коллектив Центральной школы милиции, впоследствии преобразованной в Высшую школу МВД СССР (1954 г., а в 1973 в Академию МВД СССР /в настоящее время Академия управления МВД России/).
Еще в военное время Центральная школа милиции подготовила и издала учебные материалы по курсу «Оперативная работа милиции» В 1944 г. издан сборник фактически по всем темам курса «Агентурно-оперативная работа милиции». Годом позже издается ряд лекций по вопросам работы с негласными сотрудниками. В конце 40-х и первой половине 50-х годов Высшая школа от конспектов и стенограмм лекций перешла к изданию учебников по основным темам курса «Агентурно-оперативная работа», которые использовались и как учебный материал, и как практические пособия для оперативных аппаратов милиции и исправительно-трудовых учреждений страны.
В 1956 г. - в ВШ МВД СССР была образована кафедра оперативной работы, где был разработан и начал преподаваться курс «Оперативно-розыскная деятельность». (В ВШ КГБ он назывался «Контрразведывательная деятельность»).
Под теорией ОРД понимается научная система знаний о практике специфического вида деятельности правоохранительных органов и спецслужб, обобщающая и вскрывающая основные закономерности ОРД.
ОРД является юридической наукой;
Предмет ОРД - практика борьбы с преступностью с использованием специальных сил и средств;
Теория ОРД исследует:
- средства и приемы;
- организацию и тактику ОРД;
- правовое регулирование ОРД;
- правоотношения в ОРД;
- морально-этические и психологические сферы ОРД и т.д.
6.1 Система и структура курса «Основы ОРД».
ОРД как учебная дисциплина (учебный курс) есть основанная на научно-теоретических исследованиях устоявшаяся система знаний о сущности и содержании ОРД, служащая цели обучения специалистов в области юриспруденции (прежде всего, подготовки профессиональных кадров для правоохранительных органов и спецслужб России).
Как правило, в основе учебных курсов юридических дисциплин лежит изучение той или иной отрасли права (например, уголовного и уголовно-процессуального). Такой же подход взят на вооружение и в преподавании ОРД.
Основой учебного курса является нормативно-правовой материал, составляющий законодательство в области ОРД,
Предметом же открытой учебной дисциплины «Основы оперативно-розыскной деятельности» являются объективныезакономерности, обусловливающие необходимость применения российскими оперативно-розыскными органами специальных сил, средств, методов (гласных и конфиденциальных) для защиты человека, общества и государства от преступных посягательств.
Кроме научных знаний учебная дисциплина включает знания эмпирического свойства. Поэтому в целом предметом учебного курса является оперативно-розыскная теория и практика оперативно-розыскных органов.
Курс состоит из Общей и Особенной частей.
Изучение включенных в программу тем Общей части дает первоначальные знания о: понятии ОРД; ее истории, содержании правового регулирования сыскной работы; законодательстве в области ОРД как новом нормативно-правовом образовании; правовом положении осуществляющих ОРД субъектов, их обязанностях, правах и ответственности; законодательной регламентации принимаемых в ходе оперативно-розыскного процесса решений и совершаемых действий; оперативно-розыскном обеспечении уголовного судопроизводства; контроле и надзоре за ОРД; организации ОРД; информационном и ином ее обеспечении.
В Особенной части изучается организация и тактика деятельности различных оперативных подразделений с преступлениями, относящимися к их компетенции.
Лекция № 2
«Сущность ОРД, ее значение в борьбе с преступностью»
Вопросы:
1. Задачи ОРД, обозначенные в законе, их связь с задачами уголовного судопроизводства.
2. Сущность принципов ОРД.
3. Содержание принципа «Законность в ОРД»
4. Содержание принципа «Уважение прав и свобод человека и гражданина в ОРД».
5. Содержание принципа «Конспирации в ОРД»
6. Содержание принципа «Сочетание гласных и негласных методов и средств в ОРД»