Тема 3: Административно-правовые формы и методы реализации государственного управления

1. Понятие и виды административно-правовых форм реализации государственного управления.. Правовые и неправовые формы государственного управления.

2. Виды правовых форм управления.

3. Правовые акты управления: понятие и классификация.

4. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.

5. Действие правовых актов управления. Их законная сила.

6. Отмена, приостановление правовых актов управления.

7. Нормативные и индивидуальные правовые акты управления.

8. Административно-правовой договор.

9. Понятие, основные черты административно-правовых методов управления.

10. Метод административного санкционирования, применяемый публичной администрацией.

11. Методы административного наблюдения, применяемые публичной администрацией.

12. Убеждение как метод государственного управления.

13. Понятие и классификация мер административного принуждения.

14. Административно-предупредительные меры.

15. Меры административного пресечения.

16. Понятие административно-правового режима и его черты.

17. Виды административно-правовых режимов.

18. Режим чрезвычайного положения.

19. Режим военного положения.

20. Пограничный режим.

21. Режим защиты государственной тайны.

Терминологический диктант:административное принуждение; методы государственного управления; формы государственного управления; конклюдентные акты государственного управления; правовой акт государственного управления; убеждение.

Тематика докладов и презентаций:Сущность и виды классификаций административно-правовых методов государственного управления. Сущность и классификация административно-правовых форм деятельности публичной администрации. Правоохранительные акты в сфере административно-правового регулирования. Административно-правовые методы, применяемые органами местного самоуправления.

Задание № 1

Министерство внутренних дел РФ подготовило проект инструкции о порядке производства дел об административных правонарушениях, совершаемых в сфере экологической безопасности. Инструкцию подписал заместитель министра внутренних дел РФ, исполняющий его обязанности в этот период времени, и направил данную инструкцию в Министерство юстиции РФ для государственной регистрации. Инструкция содержала также дату ее подписания и присвоенный номер. Министерство юстиции РФ возвратило инструкцию через 45 дней после ее получения с решением об отказе в государственной регистрации, так как считает, что Министерство внутренних дел нарушило порядок представления акта на государственную регистрацию.

Одновременно Министерство юстиции РФ представило в Правительство РФ предложение о приостановлении действия указанной инструкции.

Кто прав в данной ситуации?

Задача № 2

Отвечая на семинаре, студент отнес к мерам административного пресечения: конфискацию предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения; применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; личный досмотр; принудительное лечение; административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы; отчисление из учебного учреждения; запрещение движения на участке улицы, пользование которым угрожает безопасности дорожного движения; административное задержание.

Какие ошибки допущены в ответе?

Задача № 3

Какие методы административно-правового регулирования применяются в следующих ситуациях:

1) инспектор ГИБДД наложил штраф на правонарушителя;

2) инспектор ГИБДД устно предупредил пешехода о недопустимости переходить дорогу на красный свет светофора и разъяснил возможные негативные последствия несоблюдения этого правила;

3) Министерство внутренних дел РФ и Федеральная служба безопасности РФ согласовали свои действия по борьбе с организованной преступностью;

4) федеральный орган исполнительной власти установил льготы для хозяйствующих субъектов, уменьшающих выбросы вредных веществ в атмосферу.

Рекомендованная литература:

Основная:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.).

2. Административное право Российской Федерации: Учебник для бакалавров / отв. Ред. Л.Л. Попов. – Москва: РГ – Пресс, 2014. – 568 с.

Дополнительная:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

2. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ "О военном положении"

3. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"

4. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с изм. и доп.)

5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (с изм. и доп.)

6. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп.)

7. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изм. и доп.)

8. Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изм. и доп.)

9. Закон РФ от 15 января 1993 г. "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (с изм. и доп.)

10. Закон РФ от 20 марта 1992 г. "Об установлении Звания Герой Российской Федерации и учреждении знака особого отличия – медали "Золотая звезда"

11. Барашев В.В. Становление института административного принуждения в России // Юристъ-Правоведъ. – 2006. - № 4.

Семинарское занятие № 21, 22, 23, 24 (8 часов)

Наши рекомендации