Тема 8. Административный процесс
Юридический процесс – это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера. Особенности юридического процесса состоят в том, что это, во-первых, властная деятельность государственных органов и должностных лиц; во-вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами; в-третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные правовые акты) или индивидуального (акты применения права) характера.
Административный процесс - это урегулированная административно-правовыми нормами деятельность уполномоченных органов и лиц (органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также судей) по рассмотрению и разрешению конкретных случаев в сфере государственного управления.
Анализ административного законодательства позволяет выделить следующие виды административно-процессуальной деятельности:
1) административно-процедурная деятельность;
2) административно-юрисдикционная деятельность.
Административно-процедурная деятельность – это совокупность совершаемых органами исполнительной власти, уполномоченными должностными лицами административных процедур различных видов позитивной управленческой деятельности, а также процедур, связанных с организацией работы аппарата органов исполнительной власти. Можно выделить следующие административные процедуры (производства):
- производство по принятию правовых актов управления;
- регистрационное производство;
- лицензионно-разрешительное производство.
Производство по принятию правовых актов государственного управления состоит из нескольких последовательно осуществляемых стадий:
1. Подготовка проекта нормативного акта государственного управления.
2. Рассмотрение проекта и принятие нормативного акта государственного управления.
3. Государственная регистрация нормативного акта государственного управления.
4. Опубликование и вступление в силу нормативного акта государственного управления.
Регистрационное производство –это система административно-процессуальных действий, обеспечивающих разрешение индивидуального регистрационного дела, осуществляемых органами исполнительной власти (регистрирующими органами), состоящих в принятии решения о государственной регистрации, внесении данных в реестр и выдаче свидетельства о государственной регистрации или другого документа либо соответствующей документальной записи (надписи).
Регистрационное производствообеспечивает государственный учёт субъектов и объектов государственной регистрации, создаёт необходимые условия для реализации и обеспечения защиты гражданами и юридическими лицами своих прав, свобод и законных интересов.
Этот вид административного производства охватывает широкий круг общественных отношений, участниками которых, с одной стороны, являются органы исполнительной власти, специально на то уполномоченные должностные лица, а с другой стороны – граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, общественные объединения, предприятия, учреждения и иные юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.
В зависимости от объектов регистрации можно выделить такие виды регистрационного производства, как:
а) производство по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
б) производство по государственной регистрации общественных объединений;
в) производство по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
г) производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
д) производство по регистрации иностранных граждан в Российской Федерации;
е) производство по государственной регистрации транспортных средств;
ж) производство по государственной регистрации актов гражданского состояния;
з) производство по государственной регистрации оружия и патронов к нему;
и) производство по государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации;
к) производство по ведению реестра дисквалифицированных лиц.
Основную работу в этой области проводят Федеральная регистрационная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная миграционная служба, Министерство внутренних дел РФ и его территориальные органы.
Юридическая природа актов государственной регистрации проявляется в том, что только с момента государственной регистрации, например, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и общественный объединений, возникает их правоспособность.
Лицензионно-разрешительное производство является самостоятельной формой процессуальной деятельности.
Федеральным законом от 8 августа 2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.
Лицензированию в Российской Федерации подлежат следующие виды деятельности:
- деятельность кредитных организаций;
- деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
- деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- частная охранная деятельность;
- частная детективная (сыскная) деятельность;
- производство лекарственных средств;
- медицинская деятельность;
- фармацевтическая деятельность;
- образовательная деятельность и ряд иных видов деятельности.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.
Административно-юрисдикционная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц заключается в разрешении во внесудебном порядке споров в административно-правовой сфере и привлечении лиц к юридической ответственности.
Можно выделить следующие виды административно-юрисдикционного производства:
а) производство по обращениям (предложениям, заявлениям и жалобам) граждан;
б) производство по делам об административных правонарушениях;
в) дисциплинарное производство.
Производство по обращениям направлено на защиту прав и законных интересов лиц, подавших предложение, заявление или жалобу, в сфере административного права. Согласно ст.33 Конституции граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Процедура производства по обращениям регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Производство по делам об административных правонарушениях определяется нормами КоАП РФ и является административно-процессуальной деятельностью, осуществляемой органами исполнительной власти и их должностными лицами.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Производство по делам об административных правонарушениях включает в себя следующие стадии:
а) возбуждение дела об административном правонарушении;
б) рассмотрение дела об административном правонарушении;
в) пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
г) исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
Дисциплинарное производство заключается в применении к государственным служащим, совершившим правонарушение в виде должностного проступка, дисциплинарных взысканий, предусмотренных правовыми нормами. При этом под должностным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
Характерным для дисциплинарного производства является то, что дисциплинарное взыскание налагается в порядке служебного подчинения, т.е. должностным лицом, которому государственный служащий подчинен по службе. Так, согласно Федеральному закону от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя (руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным вышеуказанным законом.