Административно-правовые формы государственного управления: понятие и виды
Задачи и функции государственного регулирования реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, осуществляющих государственное управление.
Административно-правовая форма государственного управления есть внешнее выражение сущности деятельности органов исполнительной власти или его должностного лица, осуществлённое в рамках его компетенции. Характерная черта правовой системы управления заключается в том, что здесь наиболее отчетливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Многообразие задач и функций государственного управления обуславливает существование различных форм управленческой деятельности, предусмотренные законодательством.
Формы деятельности органов исполнительной власти подразделяются на правовые и неправовые.
1. Правовые формы управленческой деятельности влекут за собой наступление юридических последствий в виде возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений.
2. Неправовые формы управленческой деятельности не влекут за собой наступление юридических последствий.
Правовые формы государственного управления классифицируются следующим образом.
Правовые формы государственного управления | |
Основания классификации | Виды правовых форм |
По содержанию | 1) правотворческая форма государственного управления: издание нормативных актов управления, регулирующих общественные отношения в сфере управленческой деятельности; 2) правоприменительная форма государственного управления - разрешение на основе норм права конкретных управленческих дел. - издание не носящих нормативный характер (индивидуальных} актов управления; - осуществление иных юридически значимых действий (выдача паспорта, загранпаспорта, получение лицензии (патента), регистрация по месту жительства гражданина, составление протокола т.д.). - заключение административных договоров; - административные процедуры: порядок проведения конкурса или аукциона на получение государственного заказа. Правоприменительная форма государственного управления подразделяется на регулятивную форму правоприменения и правоохранительную. Регулятивная форма используется в процессе государственного управления в различных сферах государственной деятельности (экономической, социально-культурной, внешнеполитической и др.) Правоохранительная форма используется при применении мер принуждения к лицам, нарушающим нормы административного права, при осуществлении защиты субъективных прав граждан и организаций, а также разрешения споров, возникающих в сфере управления. |
По целенаправленности | 1) внутренняя (решение штатных вопросов, управление внутриорганизационной структуры); 2) внешняя (выполнение возложенных на орган задач и функций). |
По способу выражения | 1) письменная форма (подготовка и принятие правовых актов управления, оформление документов управленческого характера: протоколов, актов, справок и др.) 2) устная форма (издание устных приказов, распоряжений, команд, которые имеют юридические последствия). |
Одной из основных административно-правовых форм государственного управления является издание правовых актов управления, регулирующих общественные отношения в сфере управленческой деятельности.
По юридическому содержанию правовые акты управления подразделяются на нормативные и индивидуальные.
Нормативными являются те акты управления, которые содержат в себе нормы права. регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления, рассчитанные на длительный срок действия и не имеют конкретного персонифицированного характера.
Индивидуальные акты управления не содержат в себе норм права. Они разрешают конкретные вопросы управления на основе действующего законодательства, т.е. являются актами применения норм права к конкретным случаям. Эти акты вызывают юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений (например, указ Президента РФ о присвоении воинского звания высшего офицера).
По органам, их издающим, правовые акты управления подразделяются на:
- указы и распоряжения Президента РФ по вопросам в сфере государственного управления;
- постановления и распоряжения Правительства РФ;
- постановления, приказы, распоряжения, положения, правила, инструкции федеральных органов исполнительной власти;
- постановления, приказы, распоряжения, положения, правила, инструкции федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ.
По территории действия правовые акты управления подразделяются на акты, действующие на всей территории РФ, территории субъекта РФ, акты, действующие на территории муниципального образования (территория района, города).
Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
К числу административно-правовых форм государственного управления относятся и административно-правовые договоры.
Административный договор - это основанный на нормах административного права соглашение двух или более субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект государственного управления, заключаемое с целью урегулирования отношений, складывающихся в сфере государственного управления.
В настоящее время к числу административных договоров следует отнести:
1. Договоры о разграничении компетенции (например, договоры Российской Федерации с её субъектами о разграничении предметов ведения).
2. Контракты с государственными служащими (военнослужащими, сотрудниками полиции и т.д.).
3. Договоры об охране имущества (например, вневедомственной охраны при ОВД с администрацией особо важных объектов, перечисленных в постановлении Правительства РФ).
4. Договоры о сотрудничестве (например, договор с гражданином о конфиденциальном сотрудничестве в целях борьбы с преступностью, заключаемый на основании Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности") и др.
Неправовые формы управленческой деятельности не влекут за собой наступление юридических последствий. Видами неправовых форм государственного управления являются:
1. Проведение организационных мероприятий - это разнообразные проявления управленческой деятельности в целях чёткой и эффективной работы органов управления: совещания; контроль; инструктирование сотрудников; оказание практической помощи; изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы; разработка и внедрение в практику методических рекомендаций; подготовка и рассылка для изучения информационных писем; проведение комплексных и контрольных проверок и т.д.
2. Осуществление материально-технических операций: составление различных справок, отчётов, оформление документов, регистрация предложений, заявлений, жалоб граждан.
3. Осуществление информационного обеспечения.
Следует отметить, что в государственном управлении органы исполнительной власти и должностные лица должны использовать только те формы деятельности, которые установлены нормами административного права. несоблюдение норм права влечёт за собой недействительность действий органа исполнительной власти или должностного лица.