V. Правовая экспертиза законопроектов, подготовленных
Федеральными органами исполнительной власти
39. Законопроекты до их внесения в Правительство Российской Федерации подлежат обязательной правовой экспертизе, осуществляемой в месячный срок Министерством с участием при необходимости Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Законопроекты, представленные на правовую экспертизу, должны соответствовать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. N 347 "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" и требованиям Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 604 (в ред. от 05 октября 2000 г. N 760) "Вопросы организации деятельности Правительства Российской Федерации".
40. По итогам правовой экспертизы Министерство дает по законопроектам, представляемым на рассмотрение Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, правовые заключения об их соответствии Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, а также правилам юридической техники.
41. Правовое заключение Министерства должно содержать следующие сведения:
предмет правового регулирования и его соответствие сфере федерального ведения или совместного ведения, установленной Конституцией Российской Федерации (с указанием конкретных статей и пунктов);
включение законопроекта в планы законопроектной деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации;
состояние нормативного регулирования в данной сфере, необходимость и достаточность указанного законопроекта для урегулирования затрагиваемых общественных отношений с учетом компетенции Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;
оценка формы законопроекта (новый акт, внесение изменений и дополнений в действующие акты и т.д.) и соответствие его текста правилам юридической техники;
соответствие содержания законопроекта нормам Конституции Российской Федерации, общепринятым нормам и принципам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, а также юридической практике;
иные юридические особенности законопроекта.
VI. Подготовка проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации по законопроектам, находящимся на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации
42. Министерством в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, готовятся проекты заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации.
43. При подготовке проекта заключения в нем следует отразить следующие сведения:
об оценке положений законопроекта с учетом финансово-экономического обоснования, представленного субъектом права законодательной инициативы;
о возможности финансирования предполагаемых расходов, связанных с реализацией законопроекта;
о позиции Правительства Российской Федерации в отношении принятия (частичного принятия) или отклонения основных положений, отсрочки принятия, даты вступления в силу законопроекта;
иные сведения.
44. Структурное подразделение Министерства, ответственное за подготовку проекта заключения, обеспечивает в течение 20-дневного срока с даты поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации подготовку проекта заключения и представляет его в Правительство Российской Федерации.
45. При невозможности представить заключение в указанный срок Министерство согласовывает с субъектом права законодательной инициативы его продление и вносит в Правительство Российской Федерации предложения об установлении иного срока подготовки проекта заключения.
46. Проекты официальных отзывов должны содержать четкую позицию Правительства Российской Федерации.
47. Структурное подразделение Министерства, ответственное за подготовку проекта официального отзыва, обеспечивает в течение срока, указанного в поручении Аппарата Правительства Российской Федерации, подготовку проекта официального отзыва и представление его в Правительство Российской Федерации.
48. При подготовке проекта официального отзыва Правительства Российской Федерации в нем следует отразить следующие сведения:
о соответствии (непротиворечии) положений принятого закона (законопроекта) Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
о вопросах финансовой обеспеченности закона (законопроекта) в случае, если его реализация потребует средств из федерального бюджета;
о возможных социальных и экономических последствиях принятия законопроекта;
о полноте учета Государственной Думой заключения, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации на законопроект;
иные сведения.
49. Структурное подразделение Министерства, ответственное за подготовку проекта поправок, обеспечивает в течение срока, указанного в поручении Аппарата Правительства Российской Федерации, подготовку проекта поправок и представление его в Правительство Российской Федерации.
50. Поправки к законопроекту представляются в Правительство Российской Федерации в виде изменений редакции абзацев, пунктов, статей или дополнений законопроекта конкретными словами, абзацами, пунктами, статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, предложений, статей, других его частей.
51. Направляемые в Правительство Российской Федерации проекты заключений, поправок и официальных отзывов Правительства на законопроекты должны быть завизированы заместителем (первым заместителем) Министра юстиции Российской Федерации, курирующим их подготовку при условии информирования о направлении документов статс-секретаря - первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации.
52. Копии подготовленных Министерством проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации Департаментом делопроизводства направляются в Департамент по координации законопроектной деятельности.
VII. Информационное обеспечение законопроектной деятельности Министерства
53. Электронная база данных о законопроектной деятельности Министерства формируется из поступающих в Министерство и исходящих из Министерства законопроектов и иных документов с учетом организационных и программно-технических возможностей.
54. Электронная база данных о законопроектной деятельности Министерства содержит следующую информацию:
заголовок и текст законопроекта;
наименование органа государственной власти, разработавшего законопроект, либо структурного подразделения Министерства, являвшегося головным разработчиком законопроекта (по законопроектам, разрабатываемым Министерством);
наименование структурных подразделений Министерства, на рассмотрении которых находился законопроект;
позицию Министерства по законопроекту (копии правовых заключений на законопроекты, вносимые федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации, а также проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации с указанием реквизитов исходящих писем Министерства);
отзыв (письмо) Президента Российской Федерации на законопроект, заключение Правительства Российской Федерации, Государственной Думы, Совета Федерации (при их наличии).
55. Ведение электронной базы данных о законопроектной деятельности Министерства осуществляется Департаментом делопроизводства, а ее информационное обеспечение - Департаментом правовой информатизации.
56. Департамент правовой информатизации обеспечивает доступность электронной базы данных о законопроектной деятельности Министерства для структурных подразделений Министерства в порядке, устанавливаемом Министром юстиции Российской Федерации.
VIII. Участие Министерства в работе палат Федерального Собрания
Российской Федерации
57. Участие Министерства в законопроектной деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется в соответствии с решениями Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и по согласованию с полномочными представителями Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.
58. Не допускается передача в палаты Федерального Собрания Российской Федерации проектов законодательных актов, а также иных материалов по вопросам, связанным с законопроектной работой, без предварительного согласования с полномочными представителями Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.
59. Организация работы по участию Министерства в законопроектной деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется статс-секретарем - первым заместителем Министра юстиции Российской Федерации.
60. В целях обеспечения участия Министерства в работе палат Федерального Собрания Российской Федерации статс-секретарь - первый заместитель Министра юстиции Российской Федерации:
организует представление законопроектов, внесенных Правительством Российской Федерации, а также официальных отзывов, заключений и поправок Правительства Российской Федерации на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий;
организует сбор и обобщение информации о рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетах и комиссиях законопроектов и законов по предметам ведения Министерства, осуществляет подготовку предложений об отношении Правительства Российской Федерации к этим законопроектам, и оперативно информирует об этом полномочных представителей Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации;
организует подготовку Министерством проектов официальных отзывов, заключений и поправок к законопроектам;
информирует комитеты и комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации о позиции Правительства Российской Федерации по законопроектам, внесенным другими субъектами права законодательной инициативы;
организует работу Министерства с парламентскими и депутатскими запросами, обращениями членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы по вопросам законопроектной деятельности;
взаимодействует с членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями.
61. Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности статс-секретаря - первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации осуществляется Департаментом по координации законопроектной деятельности.
62. Заместители Министра юстиции Российской Федерации могут быть назначены официальными представителями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при рассмотрении законопроектов и федеральных законов палатами Федерального Собрания Российской Федерации.
63. Заместители Министра юстиции Российской Федерации, назначенные официальными представителями при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов и федеральных законов, внесенных Правительством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы:
представляют в Государственной Думе, в том числе в комитетах и комиссиях, законопроекты, внесенные Правительством Российской Федерации;
разъясняют положения внесенных законопроектов, отстаивают позицию Правительства Российской Федерации при рассмотрении поправок к законопроектам;
участвуют в рассмотрении Советом Федерации, в том числе в комитетах и комиссиях, федеральных законов, принятых Государственной Думой по инициативе Правительства Российской Федерации.
64. Структурные подразделения Министерства в соответствии со своей компетенцией обеспечивают подготовку материалов, необходимых для представления в палатах Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов, официальных отзывов, заключений и поправок Правительства Российской Федерации.
65. Представители Министерства юстиции Российской Федерации по решению палат Федерального Собрания Российской Федерации могут быть приглашены на их заседания для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Государственной Думой законопроектам и иным вопросам.
66. Представители Министерства юстиции Российской Федерации могут входить в состав рабочих групп, создаваемых комитетами Государственной Думы для работы над законопроектами, а также в состав рабочих групп, образованных комитетами и комиссиями Совета Федерации для подготовки вопросов организации парламентских слушаний.
67. В качестве представителей Министерства юстиции Российской Федерации могут выступать заместители Министра юстиции Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей, руководители структурных подразделений в пределах своей компетенции, а также иные сотрудники Министерства по решению статс-секретаря - заместителя Министра юстиции Российской Федерации.
68. По результатам деятельности представителей Министерства юстиции Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации составляется справка.
69. Копия справки передается в Департамент по координации законопроектной деятельности.
70. Департамент по координации законопроектной деятельности информирует статс-секретаря - первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации об участии представителей Министерства юстиции Российской Федерации в работе палат Федерального Собрания Российской Федерации, обобщает данную информацию и готовит предложения по совершенствованию организации указанной деятельности.
71. Департамент по координации законопроектной деятельности обобщает практику подготовки законопроектов федеральными органами исполнительной власти, а также материалы о рассмотрении законопроектов в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.
72. Департамент по координации законопроектной деятельности ежемесячно готовит аналитическую справку о рассмотрении законопроектов в палатах Федерального Собрания Российской Федерации. После согласования со статс-секретарем - первым заместителем Министра юстиции Российской Федерации справка рассылается заместителям Министра юстиции Российской Федерации и структурным подразделениям Министерства.
73. По результатам работы за полугодие Департамент по координации законопроектной деятельности готовит отчет об участии Министерства в работе палат Федерального Собрания Российской Федерации.
В отчете об участии Министерства в работе палат Федерального Собрания Российской Федерации указываются:
законопроекты, рассмотренные за полугодие Федеральным Собранием Российской Федерации;
информация о подготовленных Министерством проектах заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации, а также об участии Министерства в подготовке проектов указанных документов;
информация об участии заместителей Министра юстиции Российской Федерации в качестве официальных представителей Правительства Российской Федерации при рассмотрении законопроектов в Федеральном Собрании Российской Федерации;
информация об участии представителей Министерства в работе палат Федерального Собрания Российской Федерации.
РЕГЛАМЕНТ