Глава 2. Методы предвыборной агитации
Агитация в СМИ
В современное время СМИ являются наиболее популярным источником информации. Существование большого разнообразия их видов обусловило необходимость их законодательного закрепления. Так В 1991 году был опубликован Закон «О средствах массовой информации», регулирующий их деятельность. Не случайно СМИ даже называют «четвертой властью», то есть ставят непосредственно после трех основных ветвей. Поэтому нет ничего необычного в том, что СМИ активно участвуют в избирательных кампаниях, а точнее в ведении предвыборной агитации. Этот источник доступен каждому и поэтому информация, которую кандидат хотел бы донести до избирателей, распространяется на наибольшее число лиц. Зачастую именно СМИоказывают наибольшее воздействие на окончательный выбор граждан. И если он будет сделан с нарушениями, он будет незаконен, что может привести к подрыву демократических устоев общества. Поэтому необходимо пресекать все возможные нарушения, возникающие в ходе избирательной кампании. Отчасти это возможно обеспечить путем законодательного регулирования предвыборной агитации через СМИ. Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы[4]. СМИ в избирательных кампаниях может использоваться в разных формах как по субъекту, так и по содержанию. По первому признаку можно выделить формы использования СМИ: избирательными комиссиями, органами местного самоуправления, кандидатами, избирательными объединениями, блоками. В зависимости от содержания СМИ необходимы: для информирования и для предвыборной агитации.
Предвыборная агитация в СМИ проводится в виде публичных дебатов, круглых столов, дискуссий, пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, избирательном объединении, избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах. Следует заметить, что данное положение является недоработанным, поскольку все указанные в законе формы имеют четкие определения, как правило, в инструкциях ЦИК, а «иные формы, не запрещенные законом» также называются законодателем, но без расшифровки. Такая неточность может вызвать противоречия во время прохождения избирательной кампании и привести к неблагоприятным последствиям для какого-либо кандидата. Также, если проанализировать указанное положение, можно заметить, что все перечисленные в законе формы относятся к электронным источникам, а печатным источникам почти не уделяется внимания. Но это достаточно нетрудно можно объяснить. Действительно, через электронные СМИ обеспечивается непосредственная наглядная агитация, имеющая максимальное воздействие на электорат. Еще одним плюсом электронных СМИ является удобство их использования участниками избирательного процесса. Этими причинами и обусловлена такая законодательная регламентация.
Размер и условия оплаты эфирного времени и печатной площади должны быть равными для всех участников выборов, имеющих право на проведение предвыборной агитации через СМИ. Причем эта информация должна стать им известна не более чем за 20 дней со дня официального назначения выборов должны из массово распространяемого печатного издания, в котором она была опубликована.
Законодательно закрепленным является порядок распределения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, порядок определения доли каждого кандидата, действий по вычислению этой доли. СМИ должны следить за тем, чтобы не было перерасхода кандидатами определенной печатной площади и установленного эфирного времени. Установлено, что не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть отведено исключительно для совместного проведения дискуссий, «круглых столов», иных совместных агитационных мероприятий[5], причем существует возможность отказа от участия в таких мероприятиях. Вероятно, что закрепление обязательного участия кандидатов в подобного рода мероприятиях будет способствовать формированию наиболее четкого представления избирателей о личности кандидата, его взглядах, позициях и целях.
Также регулируется и распределение платного эфирного времени и платной печатной площади между участниками избирательной кампании. В данном случае также соблюдается принцип равенства всех участников выборов, который проявляется в равных условиях оплаты, осуществляемой исключительно из избирательных фондов. С помощью жеребьевки, определяются даты выхода агитационных материалов в эфир или их выпуска в печатном издании. Кандидат имеет право отказаться от определенных платных источников.
В целях наибольшей эффективности агитации предоставляемое эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.