Тема 3. Конституционно-правовой статус человека и гражданина.
Вопросы:
1. Понятие основных прав и свобод человека и гражданина, их конституционное закрепление. Классификация основных прав и свобод
2. Личные и политические права и свободы.
3. Социально-экономические и культурные права и свободы.
4. Конституционные обязанности. Гарантии конституционных прав и свобод. Законодательно-допускаемые ограничения прав и свобод. Международные средства защиты прав и свобод человека.
5. Граждане, иностранцы и лица без гражданства (апатриды): различные правовые режимы. Многогражданство. Институт убежища.
6. Гражданство (подданство) в зарубежных странах (понятие, основные принципы).
7. Основания и порядок приобретения гражданства. Гражданские цензы.
8. Основания и порядок прекращения гражданства.
Права и обязанности человека и гражданина. Начиная с французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство конституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению обоих этих субъектов.
Права человека — это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.
Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному государству, политическому сообществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение в политические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (например, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиций и других обстоятельств.
В странах тоталитарного социализма, где, как уже отмечалось, не принято различать права человека и права гражданина, особое значение придается другому различию — правам граждан и правам трудящихся. В некоторых конституциях (например, в китайской) отдельные социально-экономические права (право на отдых, на образование и др.) предоставляются только трудящимся гражданам.
Конституции многих стран различают также обязанности человека (например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). Иногда в науке некоторые права и обязанности характеризуются как позитивные (например, избирательные права гражданина или та же обязанность любого лица соблюдать конституцию и законы). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государственным принуждением, в том числе судебным. Другие права и обязанности, хотя они и записаны в конституции, рассматриваются как моральные и непосредственно не защищаются судом; защищаются лишь производные от них, более конкретные права и обязанности. К числу моральных относят, например, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депутатов отдавать все силы служению народу (как это зафиксировано в китайской конституции).
Многие права и обязанности человека и гражданина возникают только с достижением определенного возраста, например право на труд обычно с 16 лет, воинская обязанность — с 18—19 лет. Многие права возникают с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения: наследниками могут стать дети, родившиеся после смерти наследодателя.
Международное право и правовой статус личности. В современных условиях некоторые основы правового статуса личности, а в определенных аспектах и гражданина (например, по вопросам избирательного права) в значительной степени определяются международным правом, его общепризнанными принципами и нормами. В конституциях многих государств содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека ООН 1948 г., на Международные пакты о правах человека 1966 г. (вступили в силу в 1976 г.). Международные акты, ратифицированные государством, могут действовать непосредственно и применяться судами страны как ее внутреннее право, причем некоторые конституции устанавливают примат (верховенство) международного права над внутренним (помимо ратифицированных государством актов это положение относится и к общепризнанным принципам международного права). Нормы международного права по вопросу о правах человека могут действовать и через внутреннее право, если они имплементированы (включены) в законодательство страны (в ряде случаев международное право предусматривает такую имплементацию для государств, подписавших и ратифицировавших соответствующие международные документы).
Международное право устанавливает:
1) внутреннее законодательство не может противоречить зафиксированным в международных актах основным правам человека и общечеловеческим ценностям;
2) нет абсолютной свободы и абсолютных прав; они могут быть ограничены, но только на основе закона и в той части, в какой это допускает конституция в соответствии с требованиями международного права и в точно определенных целях (сохранение общественного порядка, публичной морали, здоровья населения и т.д.);
3) запрещается злоупотребление правами, т.е. использование их с целью нанесения ущерба правам и законным интересам других физических или юридических лиц;
4) права личности ограничены правами других лиц.
Правовые системы и права личности. Хотя принципиальные положения международного права о правах человека приняты большей частью государств мира, конкретно правовое положение личности в обществе зависит от существующей в данной стране правовой системы, от соответствующего правового регулирования. В условиях демократической правовой системы (независимо от особенностей англосаксонской или, например, германо-романской «правовой семьи») преобладает индивидуалистический подход к правам человека и гражданина, исходящий из приоритета личности перед обществом и государством. Главный акцент делается на личных и политических правах и свободах, в то время как социально-экономическим правам не уделяется особого внимания. Хотя в новейших конституциях (бразильской, итальянской, перуанской и др.) перечень социально-экономических прав довольно широк, они сформулированы скорее как пожелания. В одних конституциях (индийской и др.) эти права рассматриваются лишь как ориентация для деятельности правительства, в других (например, в США) многие социально-экономические права (кроме права собственности и некоторых других) вообще не упоминаются. Они не рассматриваются как права в подлинном смысле, поскольку, как считается, их невозможно обеспечить путем судебных исков и решений.
Социалистическая концепция прав человека (в трактовке тоталитарного социализма) исходит из коллективистских принципов, придавая приоритет обществу и государству, коллективу перед личностью. Ее сторонники считают, что человек живет в обществе и не может быть свободным от общества. Поэтому права человека и тем более гражданина могут быть реализованы только в сообществе и обеспечены государством. Основная роль в наделении личности (гражданина) правами отводится государству, а прирожденные права в принципе отвергаются. Как отмечалось, при данном подходе приоритет отдается различию прав трудящихся и нетрудящихся граждан и в отличие от индивидуалистской концепции основное внимание уделяется социально-экономическим правам, как имеющим особое значение для трудящихся.
Подход к правам человека в мусульманском праве в значительной мере связан с религиозной и половой принадлежностью лица. Существуют преимущества для мусульман по сравнению с немусульманами, по классическому мусульманскому праву мужчины имеют преимущества перед женщинами. В ряде стран женщинам не предоставляются избирательные права; женщины-наследницы получают лишь половину той доли, которую получают мужчины; в суде показания двух женщин приравниваются к показанию одного мужчины и т.д.
Классическое мусульманское право действует в своем прежнем виде лишь в немногих мусульманских государствах, в большинстве же стран оно подверглось влиянию общечеловеческих норм и принципов, воздействию международного права, но тем не менее по конституциям большинства мусульманских стран источником законодательства является шариат.
В обычном праве (например, система устных правовых обычаев племен в Тропической Африке, Океании) правовой статус лица зависит от его принадлежности к определенному племени. Нормы обычного права сохраняются в памяти вождей, старейшин и распространяются только на соплеменников. Согласно представлениям, господствующим среди толкователей обычного права, лицо может реализовывать свои права и выполнять свои обязанности, вытекающие из его племенного статуса, только в данном племени. На деле сфера действия племенного обычного права весьма ограниченна, хотя там, где оно действует, большинство населения руководствуется именно его правилами, а не писаными законами. Кроме того, некоторые нормы обычного права включены в тексты законов. Обычное право не применяется для регулирования уголовных, административных отношений, в сфере финансового и многих других отраслей права, распространяясь только на земельные, семейные отношения (порядок обработки общинной земли, распределение выпасов для скота, обрядовые ритуалы при вступлении в брак и др.). На практике, однако, рядовые соплеменники выполняют также натуральные повинности по отношению к старейшинам и вождям (например, обрабатывают их семейные земельные участки).
Классификация прав и свобод личности. Существуют различные классификации прав и свобод личности, а также граждан (одни права относятся к личности в целом, другие — только к гражданам, третьи — к определенной группе граждан, например достигших определенного возраста для обладания политическими правами).
Чаще всего конституционные права и свободы делятся на группы:
социально-экономические и культурные права, создающие юридические условия для активного участия личности в социально-экономической и культурной жизни общества (например, право на труд и свобода труда, право на использование достижений культуры);
политические права и свободы граждан, связанные с их участием в политической жизни общества, предоставляющие им возможность участия в управлении обществом и государством (например, свобода объединения, используемая, в частности, для давления на государственную власть);
личные права и свободы, гарантирующие свободу, неприкосновенность, достоинство личности.
Помимо индивидуальных выделяют также коллективные конституционные права.
Кроме того, принято, особенно в международном праве, различать права первого, второго, третьего и даже четвертого поколений. К первому, традиционному поколению обычно относят личные и политические права, первоначально появившиеся в конституциях, ко второму — социально-экономические права, к третьему — права, связанные в основном с глобализацией общественной жизни, с коллективными требованиями народов (например, право народов на мир, на развитие, на самоопределение), а также так называемые гуманитарные права, к четвертому — группу прав, связанную прежде всего с условиями и результатами научно-технической революции (например, право на здоровую окружающую среду).
Следует, однако, учитывать, что все эти классификации имеют условный характер: одно и то же право может быть отнесено к нескольким группам. Так, право на использование достижений культуры — это социально-экономическое право и одновременно право личности, гуманитарное право, в котором нашли отражение новые сдвиги в сознании людей в эпоху научно-технической революции и информатизации. Это право может приобрести и политический характер.
Отношение к социально-экономическим правам в различных странах неодинаково. В государствах тоталитарного социализма им придается особое значение, и они находятся на первом месте в главе конституций о правах и обязанностях граждан. В постсоциалистических конституциях они оттеснены назад естественными правами человека. В конституциях капиталистических стран, а также многих развивающихся стран они обычно перечисляются вперемежку с другими правами.
В конституциях, принятых до первой мировой войны, не говорилось о социально-экономических правах личности и граждан. Включение таких положений в широком масштабе связано с опытом России, затем СССР и других стран тоталитарного социализма. После второй мировой войны положения о социально-экономических правах граждан стали включаться в конституции капиталистических стран. Однако и сейчас не только в действующих старых конституциях (например, США), но и во многих новых основных законах нет норм о социально-экономических правах граждан, а во многих случаях (в том числе и в некоторых постсоциалистических государствах) соответствующие положения сформулированы как пожелания, как определенные намерения государства. К тому же нормы о социально-экономических правах допускают иные варианты (право на труд не исключает безработицы). В ряде стран положения о социально-экономических правах включены в разделы о директивных принципах политики государства и рассматриваются не как субъективные права, защищаемые судом, а лишь как ориентир для деятельности правительства (Индия, Нигерия, Филиппины и др.).
К числу социально-экономических прав относится прежде всего право собственности и ее наследования.
О праве собственности в том или ином объеме говорится практически во всех конституциях (кроме временных основных законов). Во многих из них уже нет прежних формулировок о священной и неприкосновенной частной собственности, вместо этого говорится о социальных функциях частной собственности, о том, что она обязывает собственника (Бразилия, ФРГ, Италия и др.). Согласно конституциям, собственность может быть изъята для государственных и общественных нужд в интересах общества. Возможна национализация отдельных отраслей хозяйства, обслуживающих общественные потребности (электроэнергетика, вода, газ, нефть, автомобильные заводы), впрочем, на практике это положение толкуется весьма расширительно: национализация самых различных объектов происходила в Великобритании, Египте, Италии, Франции, Мексике и т.д.. В условиях военного положения возможна реквизиция — временное изъятие собственности, например для целей обороны государства, но за плату, возможно временное изъятие на таможне запрещенных к вывозу предметов, может быть ограничено право собственника распоряжаться землей (в городах, сельскохозяйственными землями и др.). Однако конкретное имущество у собственника (кроме реквизиции и некоторых других случаев) может быть изъято только в общественных целях, на основе закона, по решению суда и при равноценном возмещении, которое в спорных случаях также определяется судом и зачастую должно быть предварительным.
Можно обладать любой собственностью, не запрещенной законом. Однако во многих странах иностранцы не имеют права собственности на землю, на природные подземные богатства. Кроме того, некоторые объекты изъяты из оборота и не могут находиться в собственности отдельных лиц (яды, определенные виды оружия и др.). По классическому мусульманскому праву четыре «стихии» — пастбища, вода, воздух, огонь — являются предметами общего пользования и не могут находиться в собственности частных лиц. На самом же деле на землю и воду во многих мусульманских странах давно утвердилась частная собственность.
В конституциях тоталитарных социалистических стран существует другой подход к праву собственности. Частная собственность рассматривается как эксплуататорская и в принципе считается несовместимой с социализмом, хотя в последние годы в сохранившихся странах тоталитарного социализма (кроме КНДР и отчасти Кубы) частная собственность и предпринимательская деятельность допускаются в довольно широких масштабах. Конституции стран тоталитарного социализма исходят из деления собственности на предметы производства и предметы потребления (обихода). Последняя форма собственности характеризуется конституциями как личная собственность, ее защита гарантируется. Допускается также частная трудовая собственность: собственность единоличных крестьян, кустарей, ремесленников на ограниченные по размерам средства производства, орудия труда и т.д.
Конституции стран тоталитарного социализма устанавливают неравноправное положение различных видов собственности. Законом установлены преимущества для социалистической собственности (государственной и общественной, т.е. собственности различных объединений работников, прежде всего производственных кооперативов крестьян), причем высшей среди них считается государственная, подлежащая повышенной правовой защите.
d современных конституциях все чаще говорится об интеллектуальной собственности, связанной с творческим трудом (например, об авторских правах). Речь идет о нематериальной собственности, например на имя автора, на неприкосновенность произведения, изобретения, на право извлекать доходы из авторства и т.д.
С правом собственности связано право на свободную хозяйственную инициативу, на предпринимательскую деятельность. Это право заниматься любой деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность не запрещена законом (может быть запрещено, например, производство ядов, оружия). Для предпринимательской деятельности существует государственная регистрация, выдается свидетельство, лицензия с указанием разрешенных видов деятельности.
Злоупотребление этим правом недопустимо. Во многих странах запрещена монополистическая деятельность — создание объединений с целью вытеснить конкурентов с рынка и установить монопольные цены на свою продукцию, запрещено ограничивать свободу законной конкуренции, действуют специальные законы о защите прав потребителей, организованы специальные общества потребителей (общественные объединения), деятельность которых обычно довольно эффективна.
К числу важнейших социально-экономических прав относятся права, связанные с трудовыми отношениями. Это прежде всего право на труд и свобода труда. Конституция и законы регулируют коллективный труд в обществе, а не индивидуальный для себя. Конституции стран тоталитарного социализма ограничиваются положениями о праве на труд (о свободе труда не говорится), под которым обычно понимается обеспечение государством гарантированной работой всех трудоспособных и желающих трудиться, а также ликвидация безработицы. Действительно, во многих таких странах (но не во всех) массовая безработица через 10— 15 лет после социалистических революций была ликвидирована, правда, за счет переизбытка рабочих мест и связанной с этим крайне низкой оплаты труда: заработная плата, по существу, делилась между всеми работниками, в том числе и лишними. В капиталистических странах положение о праве на труд было включено в конституции, как правило, после второй мировой войны и сопровождалось оговоркой о помощи со стороны государства безработным. Оно было дополнено положением о свободе труда, т.е. о праве заниматься любым видом труда по своему желанию, если эта форма работы не запрещена законом. Эта формулировка одновременно была направлена против принудительного труда, практиковавшегося в тоталитарных, фашистских государствах, и против обязательного принуждения к труду. В демократических странах принудительный труд допускается на военной службе, по приговору суда, в условиях чрезвычайного положения.
Право на труд и свобода труда дополняются конституционными положениями о безопасных и здоровых условиях труда, о праве на свободный выбор профессии, на достойное вознаграждение (в социалистических конституциях обычно говорится об оплате труда в зависимости от его количества и качества, а иногда — от общественной значимости), о праве на справедливую оплату труда. Законами установлен обязательный почасовой (в США) или помесячный (во Франции) минимум оплаты труда. Существует государственное пособие в случае вынужденной безработицы. Обычно оно составляет определенный процент от предыдущей средней заработной платы (в Великобритании — 50—60%, в Германии _ 30—35%) и выплачивается не более года (в Канаде — 8 месяцев) и только тем лицам, которые выплачивали ранее из заработной платы страховые взносы по безработице (в большинстве стран такое пособие получают лишь от 2/3 до 1/2 безработных). Размер пособия понижается через каждые несколько месяцев. При отказе дважды от предложенной работы безработный может быть снят с пособия.
Среди социально-экономических прав конституции зарубежных стран называют также право на отдых. Оно означает предоставление одного или двух выходных дней в неделю, которые оплачиваются работодателем (иногда этих дней больше, если проводится вынужденное сокращение рабочего времени с целью повышения занятости), установление законом предельной продолжительности рабочей недели 40 часов (чего, однако, не существует во многих развивающихся странах), ежегодный оплачиваемый отпуск. Во многих развитых капиталистических странах продолжительность такого отпуска по закону составляет 3 (Германия) — 5 (Испания, Франция) недель, но по статистике он длится дольше (например, в Германии, 2/3 работающих отдыхают, включая праздники, 36 дней), так как по коллективным договорам работодателя и профсоюза отпуск может быть увеличен, что и делается. В Италии отпуск длится в среднем 4 недели, а США — 23 дня. Самый короткий отпуск в Японии: по статистике 7,6 дня в году. Во многих развивающихся странах законов об отпусках не существует, как, впрочем, и самого отпуска для многих категорий работников, особенно в сельском хозяйстве, сфере обслуживания.
В подавляющем большинстве стран конституции предусматривают право на забастовку (стачку) — коллективное прекращение работы с выдвижением определенных требований к работодателю или государству. Забастовки должны осуществляться в рамках закона о разрешении трудовых конфликтов. Прежде всего это означает, что требования бастующих могут иметь лишь экономический характер (повышение заработной платы, улучшение условий труда и т.д.). Политические забастовки (с выдвижением политических требований), всеобщие забастовки (прекращение работы по всей стране), стачки солидарности (не ради собственных требований, а в поддержку бастующих других предприятий) законами обычно запрещены. Не разрешаются также забастовки на предприятиях жизнеобеспечения (снабжение водой, электроэнергией и т.д.), на транспорте — железнодорожном, воздушном, а иногда и на других видах транспорта, работникам отдельных профессий (например, правоохранительным органам, государственным служащим). Правда, из этих запретов иногда делаются исключения, а иногда, напротив, ужесточается перечень запрещений.
Проведение забастовки подчиняется установленным в законе правилам: предварительное уведомление работодателя о готовящейся забастовке (обычно за неделю, за пять дней), проведение предварительных примирительных переговоров (Франция), арбитраж — добровольный (Италия) или обязательный (Австралия), опрос или даже голосование коллектива по вопросу о согласии на забастовку. На предприятиях, имеющих значение для национальной безопасности, проведение забастовок может быть запрещено или отложено правительством (главой государства) на определенный срок (в США такой «период охлаждения» может длиться до 80 дней).
Забастовки, не соответствующие требованиям закона, по иску работодателя или правительства (министерства труда) признаются судом незаконными. Участники такой забастовки могут быть уволены без выплаты компенсации, организаторы — подвергнуты наказанию (вплоть до уголовного наказания по суду), а профсоюзы, поддержавшие или организовавшие незаконную забастовку, — оштрафованы судом. Штрафы бывают обычно очень крупными и, по существу, разоряют не только местный, но и отраслевой профсоюз.
Конституции стран тоталитарного социализма, как правило, не содержат положений о праве на забастовку: они не разрешены, но и не запрещены. Теоретически считается, что трудящиеся, которым принадлежит политическая власть и коллективная (социалистическая) собственность, не будут бастовать против самих себя. В условиях военных режимов в отдельных развивающихся странах всякие забастовки запрещены.
К числу социально-экономических прав относится право на здоровую окружающую среду, на охрану здоровья (положения об окружающей среде появились в новейших конституциях и связаны с современными экологическими проблемами). Реальное осуществление права на охрану здоровья зависит от системы здравоохранения, существующей в данной стране. В США и некоторых других странах действует система либеральной медицины: пациент сам оплачивает прием у врача и стоимость лекарств. При данной системе есть, конечно, и муниципальные больницы, но ими могут пользоваться только наименее обеспеченные слои населения. В Германии, Польше, Франции существует страховая (социальная) медицина. В этом случае создается специальный общегосударственный фонд здравоохранения, куда средства вносят государство из бюджета (это основная часть фонда, обычно 70—80%), предприятия (работодатели) и сами работники (в последнем случае это так называемая медицинская страховка, в Германии она составляет 6,5% от заработной платы), но в некоторых странах работники таких отчислений не делают. В данном случае медицинское обслуживание и лекарства, по крайней мере во время пребывания в больнице, а часто и вне ее, бесплатны, однако до определенного предела: очень дорогие лекарства и операции дополнительно оплачиваются пациентом. В Великобритании, Дании, Италии, ряде тоталитарных социалистических стран существует государственная медицина: расходы целиком оплачиваются из бюджета, пациент затрат не несет. В некоторых странах с государственной медициной бесплатными являются и лекарства для амбулаторных больных (всегда при стационарном лечении), в других — лекарства для амбулаторных больных платные, но существует много льгот и скидок в цене. Кроме того, дорогостоящие лекарства и операции также могут дополнительно оплачиваться пациентом. Число стран с государственной медициной невелико. Законы о государственной медицине принимали социал-демократы, когда они были у власти. Во многих странах государственная медицина существует только для неимущих слоев населения. Применяются также различные смешанные формы медицинского обслуживания, чаще всего речь идет о государственно-социальной (страховой) медицине.
Конституции зарубежных стран, принятые в последние годы, содержат положения о праве работников на участие в управлении предприятиями (обычно через своих делегатов). В соответствии с этим в ряде стран действуют законы о рабочих, заводских, производственных и иных советах, которые отчасти избираются работниками, а отчасти делегируются работодателями. Они, однако, решают главным образом вопросы социального характера и не вправе вмешиваться в полномочия собственника и администрации предприятий. Хозяйственная власть на предприятии не может быть разделена — таково требование работодателей.
К рассматриваемой группе прав относится право на образование и свобода образования (в конституциях стран тоталитарного социализма говорится только о праве на образование). Положение о праве на образование обычно дополняется указанием на необходимость определенной степени обязательного и бесплатного образования, которое гарантируется созданием государственных и муниципальных школ. Во многих развивающихся странах обязательным и бесплатным является только начальное образование, но и этот стандарт удается выдержать не всегда из-за нехватки учителей, школьных помещений, нежелания посылать детей в школу (речь идет, например, о племенах пигмеев в Африке). Во многих развитых капиталистических странах обязательным является девяти-, а иногда одиннадцатилетнее образование. В большинстве постсоциалистических стран установлено обязательное и бесплатное восьми- или девятилетнее образование.
Свобода образования — это право учить детей и получать образование взрослым любым способом: в государственных, муниципальных, церковных школах, самостоятельно, экстерном и т.д., но всегда предусматриваются экзамены. Государственные школы, как и муниципальные, бесплатны, однако можно получать образование также в частных школах, частных пансионах, где число учеников в классе значительно меньше (в Великобритании, например, почти в 2 раза) и качество образования, как правило, выше (в постсоциалистических странах — далеко не всегда), но за учебу приходится платить довольно дорого. Высшее образование тоже может быть государственным и частным. В некоторых странах обучение в государственных университетах бесплатное, в других за него тоже надо платить, хотя и меньше, чем в частных университетах. В большинстве стран студенты не имеют государственной стипендии, хотя многие получают ее от благотворительных фондов, муниципалитетов, предприятий. В странах тоталитарного социализма высшее образование бесплатное, все успевающие студенты получают стипендии, правда, их размер зачастую гораздо ниже прожиточного минимума. Аналогичная ситуация существует и в большинстве постсоциалистических стран.
С правом на образование связана академическая свобода — свобода обучения, преподавания в соответствии с взглядами и концепциями преподавателя. Вместе с тем существуют государственные образовательные стандарты, определяющие объем и уровень необходимых знаний (во многих странах, например в США, стандартов нет и преподаватель вправе читать лекцию по любой проблеме, которая объявляется заранее, а студенты по собственному желанию записываются на прослушивание ее).
Законодательство запрещает при обучении внушать насилие, презрение к другим народам, нарушать моральные принципы. Иногда принцип академической свободы применяется только к высшей школе.
Конституции многих стран, особенно принятые после второй мировой войны, говорят о праве на социальное обеспечение (иногда — на социальную помощь) или на пенсию. Пенсии обычно подразделяются на трудовые и социальные. Первые выплачиваются государством при двух условиях: достижении определенного возраста и наличии необходимого трудового стажа. За рубежом пенсионный возраст обычно составляет 60—65 лет для мужчин и 55—60 лет для женщин (иногда он бывает выше), а стаж — 20—25 лет для женщин и 25—30 лет для мужчин. При неполном стаже работы выплачивается частичная пенсия. В одних странах можно одновременно работать, получая заработную плату, и иметь пенсию по возрасту (Куба, Румыния и др.), в других такое совмещение запрещено (Франция). Для выплаты пенсий в государстве создается пенсионный фонд, состоящий из средств из бюджета, отчислений предприятий, нередко из налоговых отчислений от заработной платы (по желанию самих работников). Для получения права на пенсию работник должен сделать определенное количество таких ежемесячных отчислений (в некоторых странах 40—50).
Социальные пенсии выплачиваются при инвалидности (в том числе инвалидам с детства, не имеющим возможности трудиться), в случае потери кормильца, для воспитания малолетних детей, в других случаях, установленных законом. Кроме государственных пенсий, определенным категориям лиц выплачиваются муниципальные пенсии или муниципальные доплаты к государственной пенсии. В развитых странах, как правило, выплачиваются дополнительно пенсии от фирм, в основном работникам, которые долго в них работали. По законодательству некоторых стран разрыв между минимальной и максимальной пенсией не должен быть значительным (например, в Швейцарии не более чем в 2 раза). Право на социальное обеспечение может включать социальное обслуживание (например, содержание в домах престарелых, инвалидов).
В последние десятилетия в конституциях ряда стран (даже развивающихся) появилось новое социально-экономическое право — право на жилище. Оно обычно толкуется так, что каждый вправе приобретать себе жилище в любом районе страны (исключение составляют военные городки, закрытые зоны), а малоимущим гражданам жилье за низкую цену или бесплатно предоставляют муниципалитеты из государственных или муниципальных жилищных фондов. При аренде жилья наймодатель не вправе произвольно расторгнуть договор. Выселить арендатора можнс лишь в судебном порядке и по основаниям, указанным в законе (это не соблюдается во многих развивающихся странах). В постсоциалистических странах, где в городах жилье в основном принадлежало государства или местным органам власти и сдавалось гражданам в аренду по очень низким, просто символическим ценам, теперь разрешена приватизация государственного, муниципального, ведомственного (принадлежащего органам управления) жилья: по желанию квартиросъемщика оно бесплатно переходит в его собственность, и в отличие от прежнего порядке новый собственник должен сам заботиться о нем, проводить необходи мый ремонт. Собственник вправе продать жилище или иным образов» распорядиться им. Выселение лица из арендуемого жилья возможно только по судебному постановлению.
Среди социально-экономических прав и прав в области культуры конституции обычно называют свободу литературного, художественного научного и других видов творчества. Интеллектуальная собственность (право автора на свое произведение, идеи), о которой все чаще говорите? в конституциях, охраняется законом. В конституциях содержатся также положения о праве на участие в культурной жизни, праве пользоваться достижениями культуры, о доступе к культурным ценностям и другие положения, касающиеся прав в области культуры. В странах тоталитарного социализма творчество в области культуры должно соответствовать официальной идеологии (например, идеям чучхе в КНДР).
Политические права связаны с участием в общественно-политической жизни, с формированием органов государства, с организованным давлением на государственную власть (например, путем политических демонстраций). Эти права принадлежат, как правило, лишь гражданам данного государства. Только в некоторых странах и лишь отдельными политическими правами (например, избирательными) могут пользоваться лица без гражданства и иностранцы (последние — обычно лишь н< основе взаимности, по соглашениям государств).
К числу политических прав, давно получивших закрепление в конституциях, относится свобода мысли, слова, печати. По существу, все это, хотя и в разных конституционных формулировках, означает свободу выражения мнений публично и по общественно значимым вопросам. В те далекие времена, когда никаких конституций еще не было, первым средством такого выражения были устные выступления, в частности на народных собраниях. Затем появилась печать, а в настоящее время большее значение приобретают электронные средства массовой информации, особенно телевидение. Новейшим выражением свободы слов, стали конституционные формулировки о свободе информации. Незаконное получение информации, например подслушивание телефонных переговоров политических оппонентов, иных лиц без санкции судьи, влечет ответственность