Адм. процедура издания индивидуальных актов гос. администрации (регистрационные, лицензионные, правопредоставительные)
Это из бреда на консультации
Разработка и регистрация:порядок понятия наличия юридического факта,может быть выявлено органом,а может являться результатом обращения заинтересованного лица. Предъявляются определенные требования кто уполномочен проверять. Последовательность: проверка юр факта, сбор информации по делу где должностное лицо осуществляет действия по сбору информации. Проект решения(согл внутри органа). Руководитель принимает индивидуальный акт
38Адм. регламенты деятельности фед. органов исполнительной власти: общая характеристика, содержание.
39Понятие, признаки, виды норм. актов гос. администрации.
акты государственной администрации - это особый вид подзаконных, официальных юридических актов, принимаемых субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащих односторонние властные волеизъявления и влекущих юридические последствия.
Виды:
1. по уровню публичной власти, на которой принимается акт:- РФ- субъекты- муниципалитеты- локальные акты
2. по форме акта
- приказ- положение- правила- инструкция
3. по порядку принятия- единоначально- коллегиально
- совместно несколькими органами. Каждый орган принимает в зависимости от своей организации деятельности. Совместный акт на уровне субъекта может быть принят коллегиально и единоначально.
- одним органом по согласованию с другим. Принятие актов в порядке согласования является формой контроля за законностью издания актов. Отличие от предыдущего порядка: здесь обсуждает 1 орган, а другой орган либо согласует, либо отказывает. В предыдущей ситуации – оба органа обсуждают.
4. по цели принятия
- правоустанавливающий характер, когда закрепляются правила поведения, права или обязанности
- формализационный характер, когда НА конкретизирует положения вышестоящего НА.
- интерпретационные акты = акты толкования. Нужно отграничивать акты толкования, являющиеся НА от актов толкования, не явл. НА (инструктивные письма, телеграммы).
5. по сроку действия- срочные- бессрочные. Срок м.б. определен наступлением какого-либо события, до конкретной даты или до издания опред.акта.
41Президентский и парламентский контроль в сфере испол. власти.
Государственный контроль в сфере исполнительной власти Исходя из установленного Конституцией России разделения госу дарственной власти на самостоятельные ветви, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, различаются следующие виды государственного контроля :
1) Президентский контроль;
2) контроль законодательных (представительных) органов власти;
3) контроль в системе органов исполнительной власти;
4) судебный контроль.
Основные цели контроля — соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования. Его основные принципы: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, со хранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
Президентский контроль осуществляемый непосредственно Президентом. Президент в соответствии с Конституцией Российской Федерации обладает большими полномочиями по контролю за исполнительными органами.
Президентский контроль осуществляемый Администрацией Президента
Контроль в сфере исполнительной власти Президент осуществляет лично и через соответствующие президентские структуры, прежде всего Администрацию Президента. Тоесть Администрация Президента является главным контрольным управлением как подразделение Администрации Президента: организует систематический контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, подразделе ний Администрации, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций и их руководителей;и тд.
Другой функцией в сфере контроля над органами исполнительной власти Президента является полномочие назначать и освобождать от должности министров и иных руководителей федеральных ведомств, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации (ст. 85) и другими полномочиями, предоставленными ему Конституцией.
можно выделить основные особенности президентского контроля:
• он охватывает все сферы деятельности федеральной, а также некоторые региональной исполнительной власти;
• он состоит в проверке выполнения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента и Правительства России;
• в основном он осуществляется структурными подразделениями и должностными лицами, находящимися в системе Администрации Президента;
• его результаты могут быть использованы Президентом России для принятия мер воздействия, предусмотренных Конституцией, привлечения виновных к дисциплинарной ответственности, поощрения отличившихся;
• субъекты, осуществляющие контроль, вправе доложить Президенту об обнаруженных недостатках, а сами могут вносить представления, делать предписания. Они не могут вмешиваться в деятельность проверяемых организаций, применять какие-либо принудительные меры, наказывать виновных. Они обеспечивают Президента необходимой информацией, а он решает, какие следует принять меры.
ПАРЛА́МЕНТСКИЙ КОНТРО́ЛЬ, форма государственного контроля; носит общий политический и административный характер. Главными методами и формами парламентского контроля являются постановка вопроса о доверии, резолюция порицания(одна из форм контроля парламента за деятельностью правительства в парламентарных странах - предложение, исходящее от установленного конституцией (регламентом парламента) числа депутатов с требованием к правительству уйти в отставку по мотивам, указанным в Р.п. Резолюция обсуждается с последующим голосованием. Наиболее сильное контрольное полномочие парламента) , интерпелляция(обращенное к правительству или отдельному министру требование группы депутатов дать объяснение по поводу проводимой им внутренней или внешней политики или по какому-либо конкретному вопросу), парламентские запросы, парламентское расследование.
Из учебника: фкдкральное собрание рф вправе контролировать фед исполнит органы,а законодательные органы субъектов рф-соответств органы республик,краев.областей,округов,городов. К-я РФ предоставила ФС РФ ограниченные возможности для контроля за фед органами исп власти. Главным образом они принадлежат гос думе,которая дает согласие през рф на назначение председателя правительства рф.ГД может выразить недоверие правительству в кач-ве постановления о недоверии ему. ГД может влиять на исп власть с помощью бюджета(дает оценку фед бюджета и утверждает). ГД и СФ формируют счетную палату.она должна выполнять такие задачи как:контроль за своевременным испл-ем доходных и расходных статей фед бюджета,определенние целесообразности расходов гос средств и использования фед собственности.оценка обоснованности доходных и расходных статей,финансовая экспертиза проектов ФЗ и НПА,контроль за законностью использования средст фед бюджета
42Специальные адм.-правовые режимы: понятие, виды, структура.
Под административно-правовым режимом понимается особый правовой режим деятельности физических и юридических лиц в сфере исполнительной власти, который устанавливается федеральным законодательством и обусловлен обстоятельствами чрезвычайного характера или особенностями вида деятельности
Основания для установления сапр-экстраордиарные ситуации социального и природно-техногенного характера
Виды:если в качестве критерия выбрать объект-носитель режима то выделяют:территор режимы(режим ЗАТО,военное положение,карантин,исключит экономич зона,лечебно-оздоровительных местностей,континентального шельфа),объектовые режимы(режим объекта атомной энергетики,режим водохранилица,режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог и др), режимы обращения с предметами,представляющими повышенную обществ опасность или имеющте важное гос значение(режим оружия,нарк веществ,ядов.документов с гос тайной,паспортный режим), функционально-деятельностные режимы(режимы деятельности органов мчс.противопожарный режим.эвакуационный режим,таможенный режим и пр) сапр можно разделить по предмету рерулирования-природоохраняемые режимы,режимы обеспечения гос безопасности,режимы охраны обществ порядка.так же по критерию юридических своист режимы делятся на ординарные и экстраординарные(особый правовой режим жизнидеятельности населения,где возникла угроза безопасности и которая признана зоной чс,зоной вооруж конфликта и зоной воен действий. Экстраординарный режим это временныи режим только на время чс.существуют три типа экстраординарного режима:чрезвычайное,военное и особое положение.
43Поощрение в деятельности гос. администрации: понятие. значение, признаки, производство.
Поощрение- спосб воздейст-я, кот ч\з интерес направл волю людей на совершение полезн с т з поощряющ-го дел. Поощр воздейств-е возбужд интерес к соверш опред дел, получению мат, моральн и иного одобрения. Как метод деят-ти исп вл пооощр характериз след осбенностями: -фактич осн для него явл деяние, положит оцениваемое субъектом власти; - связано с оценкой уже соверш деяний; - персонифицир-но; - состоит в моральн одобрении, наделении правами, льготами, мат ценностями; - косвенно возд на волю поощряем-го, стимулируя, побуждая его. Осн принципы поощр: обоснованность, оперативн-ть, гласность, разнообразие. Все средства поощр по способу их воздействия м делить на: моральн, материальн, смешан, статутные. Материальн- премии ( гос, правит-ые, губернаторск) и ценн подарок. Моральн-присвоение очредн\ внеочередн звания. Смешан (моральн и матер)- присвоение очередн звания и увелич оклада. Статутные- измен прав статус гр-на на всю оставш жизнь (заслуж артист, почетн гр-н города, лауреат гос премии)
44Лицензионно-разрешительный и гос. – регистрационные процедуры: понятие, значение, признаки, виды.
И лицензионно-разрешительные, и регистрационные отношения связаны с инициативной реализацией невластным субъектом своих прав и обязанностей, для реализации или исполнения которых необходимо взаимодействие с публичной администрацией.
Гос.регистрация – деятельность представителей гос.администрации, состоящая в непосредственном выполнении обязанностей по ведению гос.учета объектов или объективных состояний. → форма реализации метода удостоверения публично значимых состояний и представляет собой наиболее мягкий способ исполнительно-распорядительной деятельности.
Отказ в регистрации возможен в том случае, если объект (или право) фактически не соответствует установленным требованиям.
2 группы регистрационных отношений:
v Гос-во осуществляет учет. → функция только знать, что объект существует, он такой, какой должен быть. Основанная функция – ведение учетных документов (реестров, кадастров, регистров)
v Отношения, в которых гос-во путем регистрации наделяет субъекта специальным админ.-правовым статусом. (ИП, беженцы, вынужденные переселенцы, жертвы политических репрессий). В этой ситуации учет выступает вспомогательной функцией. Основная цель – проверка спец. правосубъектности.
Регистрационные отношения обеспечивают функционирование системы учета юридических фактов, добровольного удостоверения юридических фактов, наличие которых важно для защиты и реализации прав граждан и организаций. Регистрация обеспечивает учет объектов, имеющих публичное значение.
Разрешительная система представляет собой урегулированную правом совокупность общественных отношений публичной администрации с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности. Цель – обеспечение безопасности граждан, общества и государства.
По форме выражения разрешения могут быть следующих видов:
v лицензия
v свидетельство
v акты аккредитации
v квалификационные аттестаты
v удостоверения
v специальные разрешения и т.д.
По объему предоставляемых полномочий разрешения можно разделить на генеральные, управомочивающие совершать неограниченное количество сделок с определенным товаром, работами, услугами (лицензия на осуществление медицинской деятельности). Разовые – позволяют совершить 1 операцию с ограниченным сроком исполнения (ввезти на территорию РФ опред.товар). В сфере пользования объектами животного мира могут встречаться единичные разрешения (отстрел одной косули).
45Понятие и общ. характеристика ад.- правового принуждения: цель, основания, признаки, меры.
А-п принуждение-это особый вид правового принуждения,состоящий в приминении субъектами публичной функциональной власти установленных нормами адм права принудительных мер в связи с неправомерными действиями. Административное принуждение полностью регулируется нормами административного права. Ап принуждение один из видов правового принуждения. Поэтому ему присущи все признаки последнего(это правоприминительная деятельность.она призвана обеспечить защиту правопорядка,реализуется в рамках охранительных правоотношений и др)
Цель:обеспечить защиту порядка.
Виды:все меры адм принуждения можно разделить на те.которые могут приминяться во внесудебном порядке, и на те, которые могут применяться лишь в судебном порядке.
Особенности:
1. Меры административно-правового принуждения применяются в связи с антиобщественными деяниями, нарушающими правовые нормы, охраняемые административно-принудительными средствами.
2. Административно-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения, при отсутствии организационного, линейного подчинения между сторонами этого охранительного правоотношения. Оно применяется субъектами функциональной власти и является одним из способов реализации функциональной власти.
3. Множественность субъектов, осуществляющих административную юрисдикцию, — еще одна важная его особенность. Применять меры административного воздействия вправе десятки видов органов (государственных, муниципальных, общественных).
4. Административному воздействию подвергаются не только отдельные лица, но и организации, коллективные субъекты.
5. Административно-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения.
46Меры ад-пресечения: поянтие. виды и особенности.
Меры административного пресечения - это максимально эффективный и широко разветвленный комплекс средств административного принуждения, используемый в сфере обеспечения правопорядка.
Единой классификации мер нет,у каждого автора учебника она своя.вот одна из них:
К общим мерам относятся: превентивное задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы, предписание (предостережение), запрещение эксплуатации, приостановление работ и др.
Специальные меры пресечения применяются только к гражданам, они нарушают их физическую неприкосновенность для того, чтобы быстро прекратить противоправное поведение. В их числе средства простого физического воздействия (приемы боевой борьбы, использование служебных собак); воздействие с помощью технических средств (дубинок, наручников и т.д.); использование огнестрельного оружия, боевой техники.
Процессуальные меры пресечения названы в 238-247 и др. статьях КоАП РСФСР. Особая цель их применения - обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях: не позволить виновному уклониться от ответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнение постановления. К процессуальным мерам относятся: доставление, задержание, привод, личный досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами, его задержание, замена исправительных работ арестом.
Лекции:
Меры административного пресечения
Цель:
1. предотвращение противоправного действия. Могут применяться и после завершения противоправных действий с целью привлечения лица к ответственности.
Черты:
1. Главная отличительная черта – для применения мер пресечения всегда должно иметь место противоправное действие, выражающееся в правонарушении (вне зависимости от отраслевой принадлежности).
2. Как правило, силовые меры, предполагающие ограничение личных прав.
3. Применяются в условиях ограниченности времени и неочевидности всех обстоятельств.
4. Применяются к самому широкому кругу субъектов.
Основания применения мер пресечения:
1. совершение правонарушения или объективно противоправного деяния.
Виды мер пресечения:
1. общие меры пресечения
- требование прекратить противоправное поведение
- требование устранить допущенные нарушения
Могут применяться в самом широком перечне ситуаций. Специфика мер: связаны с наименьшим ограничением прав и свобод, имеют наиболее простой порядок применения, применяются ко всем – самый широкий круг субъектов.
2. специальные меры пресечения.
- применение физической силы
- применение специальных средств
- применение огнестрельного оружия
Чем значимее ограничиваемое право и чем более неблагоприятным последствиям могут привести применение меры – тем больше требований к данным мерам пресечения, тем больше обстоятельств, при которых конкретная мера специального пресечения не может быть применена в принципе.
Регламентация применения осуществляется в отношении каждого специального средства или в отношении оружия.
МВД =>Закон «О милиции».
3. процессуальные меры пресечения.
Применяются в рамках того или иного производства/процедуры. Не связаны с применением физической силы, специальных средств и как правило являются результатом контрольно-надзорной деятельности. => приостановление действия лицензии и т.д.
47Специальные меры ад. пресечения: применения физ. силы, специальных средств, оружия.
Специальные меры пресечения применяются только к гражданам, они нарушают их физическую неприкосновенность для того, чтобы оперативно прекратить противоправное поведение. Эти меры применяются в исключительных случаях, когда общие меры пресечения не дали должного результата. Специальные меры пресечения применяются только компетентными органами, уполномоченными на то законодательством (правоохранительные органы, в том числе и ОВД).
К специальным мерам пресечения относятся:
- применение физической силы.
- применение специальных средств.
- применение оружия.
ФЗ «О полиции» статьи 20,21,23
Применение физической силы
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
Применение специальных средств
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
2) для пресечения преступления или административного правонарушения;
3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:
1) палки специальные 2) специальные газовые средства 3) средства ограничения подвижности При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;
4) специальные окрашивающие и маркирующие средства 5) электрошоковые устройства 6) светошоковые устройства 7) служебных животных 8) световые и акустические специальные средства 9) средства принудительной остановки транспорта 10) средства сковывания движения 11) водометы 12) бронемашины 13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, 14) средства разрушения преград
Применение огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
48Процессуальные формы деятельности гос. администрации ( ад. процесс): понятие, виды, основные черты.
Административные процессы-это властная деятельность публичной администрации,осуществляемая в рамках административно-процессуальной формы в решении определенных дел путем принятия и исполения административных актов.
Виды:
1.Административно-правотворческий процесс-деятельность публичной администрации по принятию нормативных административных актов в порядке,установленном административно-процессуальной формой(можно выделить производства по принятию:актов правительства рф,актов центральными федеральными органами исполнит власти,указов и др актов главами исп власти субъектов рф)
2.административно-правонаделительный процесс-деятельность субъектов публичной исполнительной власти по принятию и исполнению оперативно-распределительных,правонаделительных и иных правоприменительных актов,направленная на организацию исполнения законов и иных ПА.осуществляемая в административно-процессуальной форме(такие производства как: по комплектованию личного состава(прием в вузы,призыв на воен службу,прием на гос должности),по приватизации гос и муниципального имущества,по распределению ресурсов(квартир.денежных средств,зем участков и тд),по выдаче разрешений(лицензий,допусков,прав на управление),по регистрации(транс средств,граждан рф,иностр гр-ан,сделок с недвижимостью),по аттестации качества продукции и услуг и др.)
3.административно-юрисдикционный процесс-деятельность субъектов публичной исполнительной власти по разрешению споров между различными субъектами.а так же по применению мер административного и дисциплинарного принуждения,осуществляемая в административно-процессуальной форме(производства:по жалобам граждан,по делам об администр правонарушениях,дисциплинарное(по привлечению служащих,студентов и иных субъектов к дисциплинарной и материальнои отве-и),исполнительное(исполнение актов судов и иных уполномоченных органов о передаче денежных средств и иного имущества либо совершения определенных действии в пользу др граждан,организации),по прим мер администр пресечения(принудительного лечения,задержания граждан,задержания транс средств и др)).
49Адм. процедуры в деятельности публ. администрации: понятие, признаки, виды.
Под административной процедурой понимается нормативно установленный последовательный порядок реализации административно-властных полномочий, направленный на разрешение индивидуального административного дела, или выполнение управленческой функции. Под индивидуальным административным делом понимается возникающий в сфере гос.управления вопрос, связанный с применением адм.норм, и требующий в целях его разрешения оперативно-исполнительных действий полномочных органов и должностных лиц публичной администрации.
=> административная процедура – алгоритм действий, который д.выполнить публичная администрация для решения конкретного дела.
Характер процедур (виды):
- процедуры реализации права посредством обращения в орган власти. Возможность закрепления след. прав: предоставления доп.документов, заявление ходатайств, право быть проинформированным о ходе процедуры, право отозвать заявление. П: регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обязанности: предоставить доп.документы, получить согласование, явиться в орган, дать пояснения
- контрольно-надзорная процедура. Права: знать о проведении проверки и присутствовать при её проведении, право давать пояснения с занесением их в акт проверки, знакомиться с документами, оформляющими наиболее важные этапы проверки и её результат. Обязанности: не препятствовать проведению проверки, в т.ч. в предоставлении доступа к объекту проверки.
- процедура разрешения споров. Права: присутствовать при разрешении споров, заявлять ходатайства, представлять доказательства, получить итоговое решение. Как таковой обязанности нет.
- конкурсные или аукционные процедуры. Права: право быть проинформированным о проведении конкурса, знакомиться с результатами основных этапов конкурсной или аукционной процедуры, присутствовать при вынесении решения, право знать о мотивах принятия решения. Общая обязанность – соблюдение требований, предъявляемых к участникам процедур.
50Общая характеристика ад. судопроизводства: понятие, виды, адм- правовые споры, процессуальная форма их разрешения.
Судебный контроль за управлением в рф принято называть административной юстицией(или административным судопроизводством).
административная юстиция - это установленный законом порядок рассмотрения и решения в судебной процессуальной форме дел, которые возникают в области государственного управления между гражданами или юридическими лицами, с одной стороны, и органами государственного управления (должностными лицами), - с другой, осуществляемый общими или специально создаваемыми для решения правовых споров судами
два его основных вида: 1) осуществление административно-юрисдикционной деятельности общими судами; 2) осуществление такой деятельности специальными административными судами.
Административно правовой спор-разногласия между субъектами управленческих правоотношений, возникающего в связи с реализацией, применением или толкованием норм административного права. Административно-правовой спор - это выраженное в юридически значимых действиях разногласие между субъектами административного права по вопросу различно понимаемых прав и обязанностей и/или законности правовых актов управления.
Данное определение позволяет охватить две основные разновидности административных споров:
· Споры об объективном административном праве - споры, предметом которых является только законность правовых актов управления;
· Споры о субъективном административном праве, необходимым элементом предмета которых является вопрос о субъективных правах и обязанностях участников публичных правоотношений.
Административные споры можно подразделить на имущественные (например, налоговые) и неимущественные (избирательные споры). В зависимости от сущности, причин возникновения возможна классификация этих споров на споры о праве, связанные с реализацией и применением норм административного права и споры о факте (например, установлении юридических фактов, касающихся публично-правового статуса гражданина или организации).
51Адм-деликтное право: общая характеристика КоАП РФ.
Административно-деликтное право - это подотрасль административного права. Оно представляет собой совокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи с совершением административного правонарушения (деликта). Нормы административно-деликного права выполняют функцию охраны правопорядка, прав и свобод граждан. В сферу его правового регулирования включаются, с одной стороны, отношения, связанные с противоречивым поведением субъектов административного права, а с другой, деятельность компетентных органов по пресечению, по расследованию противоречивых деяний юрисдикционному разбирательству дел об административных правонарушениях Система административно-деликтного права включает: КоАП РФ, специальные законы, полностью посвященные административной ответственности, специальные законы, имеющие форму кодекса и действующие автономно (например, Таможенный кодекс РФ), законодательные акты субъектов Федерации (например, Кодекс Свердловской области об административной ответственности) и др.
Административно-деликтное право содержит материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы определяют понятие административного правонарушения, цели и виды административного наказания, состава административных правонарушений в различных сферах государственного управления, полномочия и виды органов, компетентных рассматривать это правонарушение. Процессуальные нормы определяют порядок производства по делам об административных правонарушениях..
КоАП РФ берет под правовую защиту широчайший круг общественных отношений — права и свободы человека и гражданина, собственность, общественную безопасность, экономические интересы физических и юридических лиц и др. он адресован практически всем гражданам, должностным лицам, индивидуальным предпринимателям, организациям, правомерное поведение которых связывается с соблюдением установленных в КоАП РФ запретов. КоАП РФ определяет рамки законной деятельности органов, должностных лиц по применению норм административной ответственности, демократическую процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях. Он состоит из пяти разделов, включающих в себя 32 главы, которые содержат более 600 статей