Corpus juris civilis: структура и общая хар.-ка.
«Corpus juris civilis» (свод права гражданского) — крупнейший источник римского права,содержавший все-все важнейшие нормы права, т. е. это полное собрание римских законов и сочинений юристов Был создан в первой половине 6в н.э. по указанию византийского императора Юстиниана. На протяжении многих веков служило главным источником права большинства европейских стран; остается основой европейского, так называемого романо-германского права. Основа кодификации Юстиниана — римское право, переработанное с учетом новых экономических условий. Сам Юстиниан назвал свое творение «храмом римской юстиции», средневековые юристы присвоили ему наименование «Корпуса гражданского права» .
Свод состоял из 4х основных разделов:
I. Институции (533г) — свод норм частного римского права. Состояли из 4х книг: 1о лицах, 2о вещах, 3о договорах, 4об исках.
II. Дигесты — состоят из трудов 38 известных римских юристов (Ульпиана, Гая, Модестина, Павла, Папиниана и др.). раздел состоял из 50 книг: 1)вводная, 2-46) гражданское право, 47-48) уголовное право и процесс, 49) финансовое и военное право, 50) муниципальное и административное право
III. Кодекс включал в свой состав 12 книг: все конституции римских императоров ( от Августа Октавиана до Юстиниана).
IV. Новеллы включали в свой состав 168 конституций(законов) самого императора Юстиниана, которые он издал с 535 по 565гг.
Ко́декс Юстиниа́на (лат. Codex Iustiniani) — часть законодательной компиляции Юстиниана; содержит в себеимператорские конституции, вошедшие в кодексы Грегориана, Гермогениана и Феодосия и сохранившие силу до Юстиниана, дополненные позднейшими новеллами и видоизменённые согласно потребностям времени.
Необходимость в подготовке Кодекса была связана с большим числом старых предписаний, потерявших всякую практическую цену, но включённых в старые Кодексы. Комиссия, назначенная в феврале 528 г., должна была выработать новый Кодекс, имея в виду лишь современные ей практические нужды. Комиссии было предоставлено право не только делать сокращения (вычеркивать введения, обращения, заключительные слова и т. д.) в конституциях, но и выбрасывать все отжившее или отменённое позднейшими узаконениями; не только исправлять текст, но и уточнять его, изменять и дополнять, соединять многие конституции в одну и т. д.
Работа продолжалась около 14 месяцев. 7 апреля 529 г. Кодекс был обнародован и с 16 апреля вступил в действие. С изданием Дигест и Институций возникла необходимость в переработке кодекса, которая была совершена Феофилом,Трибонианом и тремя адвокатами высшего суда. Итогом работы стало издание в 534 году нового кодекса, названногоCodex repetitae praelectionis («Кодекс второго издания»).
Кодекс состоит из 12 книг, книги, в свою очередь, состоят из титулов, титулы разделяются на отдельные императорские постановления (лат. leges или constitutiones), которые делятся на параграфы.
Системы и источники частного римского права.
Система права
Римское право не было единым и неизменным в процессе развития в нем выделились 3 системы норм:
1. Квиритское правомочные
2. Преторское правомочные
3. Право народов
Источники права
В развитии права значительное место занимают важнейшие источники права.
1. Основополагающим важнейшим источником римского права является обычное право. Т.е. обычаи и традиции, которые создаются и существуют с молчаливого согласия общества на протяжении многих столетий. Гос-во признает некоторые обычаи и преобразует их в законы. Первым письменным сводом норм обычного права становятся законы 12 таблиц.
2. Легес – закон.
Этот источник становится основополагающим в период республики.
Все легес должны были иметь четко определенную структуру, трехсоставную:
- Надпись (вводная часть). В ней излагалось: автор закона, причины появления данного закона и орган, утвердивший данный закон.
Образование Французского гос-ва. Реформы Людовка 9.
В 9 веке огромная франкская империя распадается на несколько самостоятельных государств. Все земли к западу от реки Рейн переходят Карлу лысому. 843г-основание французского гос-ва.
Франция представляла из себя слабое аморфное государство, состоявшее из самостоятельных герцогств,графств(власть короче на этих территориях номинальная). Феодальные землевладельцы добровольно признавали власть короля над собой. Заключали договор вассалитета- король обязан защищать интересы своих вассалов, а они обязывались: 1) не наносить вреда своим сеньорам; 2) оказывать материальную помощь в определ.ситуациях; 3) служить определенное количество дней; 4) выкупать сеньора из плена.
Власть королей усиливается, за счёт королевской долины(земель). В середине 13века король Людовик 9 проводит ряд реформ(усилившие власть короля)-переход от системы вассалитета к сюзиринитету (все жители становятся поданными королю независимо от статуса). Реформы: военная(основн.армии является городское ополчение, заинтересованное в твёрдой царской власти); денежная(распространение королевских монет на всей территории Франции); судебная(создаётся высший орган, который призван разрешать все разногласия между дворянами-феодалами). К нач.14века до н.э. во Франции создаются посылки укрепления королевской власти и авторитет парламента.
Cословно-представительная монархия во Франции.
Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви и др.
После реформ Людовика 9 королевская власть во Франции укрепилась, был совершен переход от системы вассалитета к системе сюзиринитета.
Таким образом, все жители Франции становятся подданными короля. Однако, для укрепления своей власти французскими монархам необходимо было опираться на поддержку сословий для принятия наиболее важных решений. И в 14 веке начинают формироваться сословные органы и в Париже в 1307 году создаются общегосударственные сословноепредставительские органы — Генеральные штаты.
ГШ становятся высшим законосовещательным органом страны. Состоит из 3 сословий:
1. Духовенство
2. Дворянство
3. Представители свободного населения — бюргеры, из которых появился класс буржуазии.
Каждая палата состояла из 300 человек, избираемые по указу короля. Каждая палата обладала 1 голосом.
Первые две палаты обладали значительными правами и представители этих патал никаких налогов и гос повинностей не платили. А налогооблагаемым сословием было третье — прав никаких, много обязанностей.
Первоначально, у ГШ не было конкретного регламента работы и они созывались по указам короля. И большинство депутатов ГШ такое положение не устраивало и они стремились к более конкретным и реальным правам в полит сфере.
В 15 веке ГШ перестают существовать и начинается постепенный переход к абсолютной монархии.