Принципы организации и деятельности органов судебной власти в РБ.
Отправление правосудия как вида государственной деятельности по рассмотрению и разрешению конфликтов по поводу действительного или предполагаемого права должно осуществляться в соответствии с конституционными принципами, присущими правовому демократическому государству.
К принципам организации и деятельности судебной власти следует отнести ее независимость при отправлении правосудия, несменяемость судей (назначение после первых пяти лет работы пожизненно).
Правосудие отправляется только законно избранным судьей.
Важнейшим принципом организации и деятельности судебной власти является участие в отправлении правосудия представителей народа в качестве народных заседателей.
Суды подчиняются только Конституции и Закону. Они независимы от влияния иных властных структур, руководителей политических партий и других общественных объединений, своих личных пристрастий и симпатий.
Для отправления правосудия характерна гласность разбирательства. Лишь в исключительных случаях процесс может быть объявлен закрытым для всех, кроме участников.
Конституция закрепляет коллегиальность рассмотрения дел в суде, и только в предусмотренных законом случаях оно может осуществляться единолично судьями.
Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.
Система судебных органов.
Судебная система – это совокупность судов, осуществляющих правосудие на территории РБ в соответствии со своей компетенцией и в установленном законом порядке.
Основным правовым актом, определяющим судебную систему, является Конституция РБ. Так, в ст.109 Конституции записано «Судебная власть в РБ принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается.» Статья 116 Конституции определяет компетенцию Конституционного Суда, а статьи 110, 115 Конституции определяют компетенцию общих и хозяйственных судов.
Подробно систему судов и их компетенцию определяет Кодекс РБ «О судоустройстве и статусе судей в РБ». В статье 1 указано, что судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами РБ.
К общим судам в РБ относятся:
Верховный суд РБ, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды.
К хозяйственным судам относятся:
Высший Хозяйственный суд РБ, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды.
В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий.
Систему общих судов возглавляет Верховный суд РБ как высший судебный орган, который осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов РБ. Этот надзор распространяется и на военные суды.
Военные суды также состоят из трех звеньев: основное, первое звено – межгарнизонные суды; среднее звено – Белорусский военный суд. Высшее, третье звено – военная коллегия Верховного суда РБ.
Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом компетенции, и поэтому, следует различать звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое место в судебной системе, относят к одному звену судебной системы. Например, все районные (городские) суды образуют первое звено судебной системы. Все областные суды и Минский городской суд образуют второе звено судебной системы. Верховный суд РБ образует высшее (третье) звено судебной системы.
Систему хозяйственных судов представляют Высший Хозяйственный суд РБ, хозяйственные суды областей города Минска, а также специализированные суды, действующие в сфере хозяйственных отношений. На территории РБ в настоящее время действует названная система хозяйственных судов.
Конституционный суд РБ занимает особое положение в судебной системе РБ. У этого суда специфические полномочия. Он призван осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.
По процессуальной компетенции суды разделяются на судебные инстанции.
Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу конкретного дела. Он исследует доказательства в судебном заседании, выносит решение. В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд. Например, областной суд рассматривает дела и в качестве суда первой инстанции, хотя областной суд рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Суд второй (кассационной) инстанции на основании кассационного протеста прокурора или жалоб заинтересованных лиц проверяет законность и обоснованность решений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу. Эти решения вступают в силу в течение десяти суток. В этот срок можно обжаловать (опротестовать) решение суда. Суд кассационной инстанции вправе отменить решение или прекратить производство по уголовному делу. Областные суды, Минский городской суд являются судами второй инстанции по отношению к районным (городским) судам.
В уголовном судопроизводстве широкое признание получил термин «надзорная инстанция». К ней относятся суды, наделенные правом проверять законность и обоснованность вступивших в законную силу решений судов первой инстанции, а также решений судов кассационной инстанции или нижестоящей надзорной инстанции. Например, Верховный суд в отношении областных судов и Минского городского суда.
Суд высшей инстанции или вышестоящий суд занимает наиболее высоку4ю ступень по отношению к другим судам. К ним, в частности, относятся высший Хозяйственный суд, Верховный суд РБ.
Верховный суд РБ.
В соответствии с Кодексом РБ «О судоустройстве и статусе судей в РБ» Верховный суд РБ осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов РБ в порядке, установленном законодательством.
Верховный суд РБ состоит из:
- Председателя суда
- Первого заместителя Председателя
- Заместителей Председателя
- Судей Верховного суда
Верховный суд РБ действует в составе:
- судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РБ
- судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РБ
- Военной коллегии Верховного суда РБ
- Судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда РБ
- Президиума Верховного Суда РБ
- Пленума Верховного Суда РБ.
Согласно статье 84 Конституции РБ Президент РБ с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Верховного Суда, судей Верховного Суда, иных судей РБ, а также освобождает от должности Председателя и судей Верховного Суда по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлениям Совета Республики.
Полномочия Верховного Суда РБ определены в Кодексе РБ «О судоустройстве и статусе судей в РБ», в соответствии с которым он:
1. в пределах своих полномочий рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами РБ.
2. Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства РБ, возникающим при рассмотрении судебных дел. Разъяснения Пленума Верховного суда РБ являются обязательными для судов, иных оргаов и должностных лиц, применяющих закон.
3. Осуществляет контроль за исполнением судами РБ разъяснений Пленума Верховного Суда.
4. Вносит предложения в Конституционный суд о проверке конституционности тех или иных нормативных актов.
5. Оказывает помощь судьям по применению законодательства.
6. Решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров РБ.
7. Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Районный (городской) суд.
Основным звеном в системе общих судов является районный (городской) суд, который рассматривает основную часть гражданских, уголовных и административных дел.
Для районных (городских) судов вышестоящими судами являются областные и Минский городской суд. Организационное обеспечение деятельности районных (городских) судов осуществляет Министерство юстиции РБ и Управление юстиции областей и города Минска, которые в то же время не вправе вмешиваться в судебную деятельность по отправлению правосудия.
В соответствии с Кодексом РБ «О судоустройстве и статусе судей в РБ» районные (городские) суды состоят из:
- председателя суда;
- судей;
- судей по административным делам;
- судей по исполнительным производствам.
При наличии пяти и более судей в составе районного (городского) суда вводится должность заместителя председателя этого суда. Число судей зависит от количества гражданских, уголовных, административных и других дел с жалобами и представления, поступающими для рассмотрения в данный суд.
Все судьи и председатель вправе рассматривать любое дело, подсудное данному суду. Председатель суда распределяет дела между судьями, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению жалоб и заявлений, организует работу судебных исполнителей и аппарата суда.
Кодекс РБ «О судоустройстве и статусе судей в РБ» определяет полномочия районного (городского) суда. В соответствии с этой статьей районные (городские) суды рассматривают все гражданские, уголовные и административные дела, за исключением дел, отнесенных законом к компетенции иных судов.
В состав одного судьи рассматриваются дела об административных правонарушениях и дела, вытекающие из исполнительного производства, а также уголовные дела о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, до десяти лет – по ходатайству обвиняемого.
В составе трех судей рассматриваются уголовные дела о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет, а также гражданские дела в случаях, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством.
Областные, Минский городской суды.
Областные, Минский городской суды являются вторым звеном судебной системы общих судов РБ. Они функционируют в каждой области и в г. Минске. Эти суды находятся между районными (городскими) судами и Верховным судом. Они наделены широкими полномочиями. Так, согласно Кодексу РБ «О судоустройстве и статусе судей в РБ » эти суды:
1. Рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
2. Осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, оказывают им помощь в применении законодательства.
3. Изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.
4. Осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Областные и Минский городской суды являются вышестоящими судами по отношению к районным (городским) судам, осуществляют надзор за деятельностью последних.
Областные, Минский городской суды состоят из:
- Председателя суда
- Заместителей председателя суда
- Председателей судебных коллегий
- Членов суда.
Все они действуют в составе президиума суда и двух судебных коллегий - судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным судам.
Коллегии рассматривают дела по первой инстанции и в кассационном порядке (когда приговор районного суда не вступил в законную силу).
Президиум суда рассматривает дела в порядке надзора по протестам на кассационные определения этого суда и на вступившие в законную силу приговоры районных ( городских ) судов.
Хозяйственные суды в РБ.
Хозяйственные суды в РБ являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией РБ в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами РБ, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.
Хозяйственные суды являются юридическими лицами и составной частью судебной системы РБ. Единую систему хозяйственных судов составляют:
1. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.
2. Хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска, а также специализированные хозяйственные суды ( по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом РБ по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.
Высший Хозяйственный суд РБ возглавляет систему хозяйственных судов, несет ответственность за выполнение задач, возложенных на хозяйственные суды, а также за организацию, состояние и совершенствование их деятельности. Он является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров.
Основными задачами Хозяйственного суда являются:
- обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности путем осуществления правосудия;
- обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;
- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.
Высший Хозяйственный Суд РБ состоит из судей высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя высшего Хозяйственного Суда РБ, первого заместителя и заместителей Председателя. Численность заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда определяется Президентом. Количественный состав Высшего Хозяйственного суда устанавливается Президентом по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.
Высший Хозяйственный Суд РБ действует в составе:
- Пленума Высшего Хозяйственного Суда
- Президиума Высшего Хозяйственного Суда
- Коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов
- Судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров.
В высшем Хозяйственном Судей действует также квалификационная коллегия судей.
Пленум высшего Хозяйственного суда решает важнейшие вопросы деятельности хозяйственных судов и действует в составе Председателя Высшего Хозяйственного суда, первого заместителя и заместителей Председателя, судей высшего Хозяйственного Суда, председателей хозяйственных судов областей.
Полномочия Высшего Хозяйственного суда РБ определяются в ст.12 закона РБ «О хозяйственных судах в РБ», в соответствии с которой он:
1. рассматривает в первой инстанции дела, отнесенные ХПК к его подсудности.
2. Рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов.
3. Пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
4. Изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики.
5. Разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.
6. Осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт их работы.
7. Осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РБ, Законом РБ «О хозяйственных судах в РБ» и другими законодательными актами.