Объединение Германии в XIX столетии. Конституция Германской империи 1871 года.
Ответ:В 1871 г. была принята Конституция Германской империи, которая в значительной мере воспроизвела конституцию Северо-Германского союза, а также учла договоры с южно-германскими государствами путем ряда конституционных новаций.
Составители Конституции 1871 г. законодательно закрепили ту же "жесткую" модель федеративно-административного политического устройства, которая разработана была их франкфуртскими предшественниками, передав федеральному собранию законодательную компетенцию по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и пр. При этом Конституцией предписывалось, что "имперские законы имеют преимущество перед законами земельными".
В статьи третьей главы Конституции 1871 г. "Союзный совет" включены положения, закрепляющие организационную структуру весьма своеобразной формы германской федерации, получившей название "союза неравных". Конституция 1871 г. не знала принципа "ответственное правительство", ставшего лозунгом либеральной буржуазии, выступавшей против "мнимого конституционализма" Германской империи, за парламентскую монархию вестминстерской модели. На исполнительную власть по Конституции фактически не возлагалось никакой ответственности. Почти самодержавная власть германского императора должна была сдерживаться лишь правом канцлера на Контрасигнатуру. Конституция 1871 г. не провозглашала даже формально принципа "народного суверенитета", который приходил в полное противоречие с консервативными представлениями правящих кругов о государственной власти монарха, воля которого является высшей. От имени императора осуществлялась и исполнительная, и законодательная власть, определялась компетенция государственных учреждений и должностных лиц. Бурные споры при создании конституции вызвал вопрос о вознаграждении депутатов.
68. Общая характеристика Германского гражданского уложения 1896/1900 годов. Категории лиц и их правовой статус.
Ответ:В отличие от французского кодекса, ГГУ построен по пандектной системе. В соответствии с этой системой: Во-первых, общие для всех институтов нормы содержатся в общей части — первой книге. Во-вторых, гражданско-правовые институты сводятся в отдельные книги: вещное, обязательственное, брачно-семейное и наследственное право. В-третьих, при характеристике ГГУ целесообразно, проводя сравнение его пандектной системы с институционной системой ФГК, выявить технико-юридические отличия двух кодексов, их языка и стиля. Язык, которым изложены нормы ГГУ, сложен. Он отличается насыщенностью специальными терминами и большим количеством отсылочных норм. Главной целью здесь является максимальная точность понятий и формулировок, сведение к минимуму возможностей их двойного толкования. Содержание «каучуковых» норм определяется судом в каждом конкретном случае особо, в зависимости от обстоятельств дела, поведения сторон и исходя из обычаев гражданского оборота. Это предоставляет широкие правомочия суду. Однако, как показала практика и вся история развития и существования гражданского права, обойтись без таких норм невозможно. Их введение в текст кодекса является как бы «платой» за точность и однозначность формулировок, не допускающих, в противном случае, никакой возможности для свободы усмотрения судьи. Говоря об общих чертах кодекса, следует, прежде всего, отметить, что его создатели так и не смогли решить задачу полной унификации германского гражданского права, оставив нетронутыми ряд положений местного (земского) права, связанных преимущественно с земельной собственностью (см. Вводный закон к ГГУ).
Внимание должно быть сосредоточено на выявлении правового статуса не только физических, но и юридических лиц. Упомянув обе разновидности юридических лиц: публичные, создаваемые государством для выполнения государственных или общественно-полезных, в том числе хозяйственных функций и частные — создаваемые частными лицами, основное внимание необходимо уделить юридическим лицам частного права — союзам и учреждениям. В статьях кодекса закреплены контрольные полномочия государства в отношении их образования, направлений деятельности, а также — при определенных обстоятельствах — лишения их правоспособности.
Союзы с хозяйственными целями, о которых говорится в I книге ГГУ, не следует смешивать с объединениями в форме торговых товариществ. Создание и деятельность торговых товариществ регулировались нормами торгового, а не гражданского права и для них значительно раньше был установлен регистрационный или явочно-нормативный порядок возникновения.
В ГГУ нашел отражение компромиссный вариант решения дискуссионного вопроса об условиях получения правоспособности юридическими лицами. Для обществ с хозяйственными целями требовалось разрешение государственного органа, для обществ с идеальными целями — простая регистрация, что и создало противоречия соответствующих норм гражданского и торгового права.
При характеристике физических лиц как субъектов права студенту следует обратить внимание на расширение круга дееспособных лиц за счет детей (начиная с семилетнего возраста), обладающих ограниченной дееспособностью, и замужних женщин и объяснить причины этих изменений по сравнению с ФГК 1804 г.