Термин государственное (конституционное) право в РФ.
Термин государственное (конституционное) право в РФ.
Термин “конституционное право” применяется в 3-х значениях:
- Это отрасль права в России - она регулирует общественные отношения.
- Это юридическая наука - она изучает саму отрасль и общественные отношения, которые данная отрасль регулирует.
- Это учебная дисциплина - она не изучает, а содержит сведения о науке и отрасли.
Различие Государственного права и конституционного права
1.Традиция правовых школ и правовых семей. В Анло-саксон. «Конституционное право» т.к. огромная роль отведена роли суд. Прецедентам. В Романо-герман. Правовой школе «Государственное право» т.к. основной источник гос. Права являются акты гос-ва.
2. Личные научн пристрастия конкретных авторов
3. Идеологические соображения: там где воплощается социально-правовое гос-во , то конст.право, там где большое значение имеет гос регулирование там гос. Право.
В царской России было государственное право.
В 38г на съезде юристов был поставлен вопрос вопрос о восстановлении гос права (после революции оно было отменено).Выходит первый учебник по государ праву. А в 1975—Русинова выпускает учебник «Советское конституционное право».
Сторонники термина гос. Право утверждают, что к гос праву относится не только конституция, а противники—фактич. Констит—это гос строй→констит право.
Государственное (конституционное) право как отрасль права РФ: понятие и предмет.
Гос. Право как отрасль рос. Право. Отрасль регулирует (не изучает). Гос право состоит из норм права т.е. из отдельных правил поведения. Гос. Правовоые нормы—это правила поведения общего характера регулирующие гос правов отношения. Гос правов. Нормы объединяются в гос правов институты. Гос правов институты объединяются в подотрасли гос права. Подотрасли в совокупности образуют орасль гос права в целом. Другое значение гос право как отрасль законодательства. Законодательство—внешняя форма существования отрасли права. Она обеспечивает существование гос правовых норм.
Гос право как отрасль законодательства состоит из статей. Эти статьи могут объединятся в институты закон-ва, подотрасли закон-ва, отрасли закон-ва. (Законодательство совокупность источников права: законы, подзакон акты, договора) В узком значении закон-во—законы и подзаконные акты.
Предмет правового регулирования.Предмет правового регулирования отрасли государственное права РФ. Это государственно-правовые отношения, если сказать совсем примитивно. Есть точки зрения, что это отношения власти, но этот подход не вносит конкретики. Для предмета этой отрасли характерно:
1. Что признак властности не единственный.
2. Участие в этих отношениях органов государственной власти.
3. Связан с особым регулированием в государственно-правовых отношениях, которые регулируются преждевсего
конституцией и законами, а кроме того и указами президента и постановлениями палат Федерального собрания президента.
4. Специфика состоит в том, что они [отношения]складываются по поводу реализации народного суверенитета или
народовластия.
Предмет гос права выстраивается из:
-Принцип конст строя (достаточно условно выделяется)
-Взаимоотнош-ия индивида и гос-ва
-Политико-территориальное устройство и форма гос единства России
-Избирательное право и избирательная система
-Система высших органов гос власти (президент, фед собрание, правит-во, органы правосудия и прокурорский надзор)
-Констит основы власти в субъектах РФ и конституц основы местного самоуправ-ия
Государственное (конституционное) право РФ как отрасль российской юридической науки: понятие, предмет, объект научного исследования.
Гос право как отрасль юр науки изучает:
-Гос-правов отношения
-Саму отрасль гос права.
-Практику применения гос правов. Норм
-Выевляет правовые проблемы.
-Разрабатывает вопросы совершенствования гос права и гос правовой жизни.
Наука гос права состоит из взглядов, теорий, концепций. Оперирует гос-правов терминами, конструкциями и категориями.
Наука гос права делится на отрасли и подотрасли. Отрасли гос права как система норм.
4. Государственное (конституционное) право РФ как учебная дисциплина.
Гос право как учебная дисциплина. Она содержит сведения об отрасли права, закон-ва, науки гос и права, необходимых для подготовки юристов с высшим образованием
Виды гос-прав норм
Государственно-правовая норма это правила поведения общего характера, изданная и гарантированная государством с целью регулирования народовластия. Она имеет свои особенности:
1. Государственно-правовая норма регламентирует отношения по реализации народного суверенитета.
2. Государственно-правовая норма как правило содержится в законах и изредка в подзаконных актах.
3. Государственно-правовая норма является правовой основой деятельности нашего государства в целом.
4. Государственно-правовая норма имеет специфику закрепленную в нормативных актах, т.е. в науке. Государственно-правовые нормы не полноценные, в них диспозиция или гипотеза и диспозиция. Но на самом деле всене так,на самомделе путают норму и отражение нормы в статье закона (отражение может быть более или менее полным). Нормы государственно-правовые могут иметь бланкетный и отсылочный характер. Отсылочный - разные части нормы содержатся в других статьях тогоженормативного акта. Бланкетный - разные части нормы находятся в других нормативных актах.
Этапы развития кон-ии РФ.
1) закончился 10 июля 1918 некодифицирован кон-ии Рос.
2) 1918—по сей день кодифицированный этап конституции России.
10 июля 1918—1-ая кон-ия России как высший юр закон.
В зависимости от социал сущностиполит власти 2-й этап можно поделить на:
1) сер 18-36г диктатура пролетариата
2)1936-1977г период гос-ва трудящихся
3)1977-1993 период общенародного гос-ва
4) 1993-… период демократич реформ либерально-демократич гос-ти в России.
Кон-ия 1918 г. Оставила не однозначный след в истории
Кон-ия 1936/37 ликвидировала диктатуру пролетариата. Уравняли в правах рабочих и крес-н. отменила систему съездов советов. Прописали права и свободы..
Конс-ия 77 СССР и 1978 РСФСР критиковали за положения развитого социализма, руководящую роль КПСС и т.д. руководящая роль партии признак фашисткого гос-ва
Ст 6 кон-ии говорила, что КПСС является ядром полит системы и руковод направляющей силой об-ва. Правящая партия всегда является руководящей направляющей. Но ядром никогда не является. Таким ядром является гос-во. Кон-ия утверждала гос-ую общенародную собст-ть, что являлось нарушением граж-го права. У гос-ной и общенарод соб-ти разные собственники. Гос соб-ть, кот владеет/пользуется гос-во; общая соб-ть, кот владеет все население страны ( может на долях и т.д.).сформировались разные производительные силы ( ручной труд). Кон-ия утверждала, что в СССР сформировался один народ. Это было не наэтнич основе, а на единстве территории, единстве полит власти, един эконом системы и граж-ва т.е социал-полит об-ть
Общая хар-ка кон-ии 1993
Кон-ия состоит из преамбулы и 2-х разделов. Преамбула—вводная статья в кон-ию. В миров практике по данному ? сложилось различ точки зрения. Есть преамбулы, кот содержат юр нормы. К таким относят кон-ию Болгарии 1946г. Первые советские кон-ии содержали в преамбулах юр нормы. По другому подходу—в преамбулах содержаться сведения историко-полит и справочного хар-ра ( цели, условия принятия кон-ии). Преамбула кон-ии необходима т.к. это не только правовой но и полит документ, но содержать юр нормы не должна.
Раздел 2-й кон-ии РФ называется заключит и переход положения т. К. Кон-ию принимали референдумом, а 2-й раздел вводит кон-ию в действие, то без него обойтись нельзя. В других странах введение кон-ии в действие обеспечивает специальный закон.
В наше время раздел 2 утратил свое значение кроме пунктов 1 и 2.
1 глава (основы конституционного строя]. Основами можно назвать кодифицированный нормативный акт, закрепляющий принципы правового регулирования в той или иной сфере. Основами конституционного строя является конституция в целом, поэтому первую главу следовало бы назвать (принципы конституционного устройства или принципы государственно-правовой организации]
2 глава (права и свободы гражданина и человека] посвящена статусу индивида. Здесь говорится об обязанностях и гарантиях статуса индивида. Юридически не корректно закреплять в конституции права и свободы человека. В государстве нет человека (есть гражданин, лица без гражданства, иностранные граждане) и следует говорить правовом статусе гражданина. Правильно назвать эту главу конституции было бы (конституционный статус индивида в РФ].
3 глава (федеративное устройство] без комментариев.
4 глава (президент РФ; без комментариев.
5 глава (Федеральное собрание] без комментариев.
6 глава (правительство РФ] без комментариев.
7 глава (судебная власть] не надо было включать статью о прокуратуре, поскольку она не принадлежит к судебной власти, наиболее подходящее название (правосудие и прокурорский надзор]. Статья о прокуратуре попала туда исключительно стараниям Казанника т. К. Проект вообще не предусматривал статей о прокуратуре.
8 глава (конституционные основы местного самоуправления] без комментариев.
9 глава (внесение поправок и изменений] без комментариев.
У нашей конституции комбинированный порядок изменения, это сделано дам обеспечения максимальной ее стабильности. Нормы нашей конституции имеют единую юридическую значимость. Главы с 3 по 8 могут изменяться Федеральным Собранием, главы 1, 2,9 изменяются конституционным собранием. Но пока у нас нет закона о конституционном собрании, хотя проектов было очень много, среди них можно выделить следующие направления:
Традиционный американский манер, т.е. собрать самых выдающихся представителей юриспруденции и на их базе создать
конституционное собрание. Положительное в этом то, что конституцию будут писать (изменять) не для себя. Минус этой идеи v для обеспечения беспристрастности юристов необходимо ограничить их политическую активность, что будет ущемлять их права.
Оставить Федеральное Собрание ядром, дополнить его конституционным собранием, добавить туда судей и еще много кого из
власти. Но при такой организации, конституцию будут писать для себя, и ни чего путного из этого не выйдет.
Его надо избрать заново.
1,3 варианты наиболее уместны. Единое пожелание, чтобы было в Конституционном собрании как можно больше юристов, хота там нужны экономисты и прочие. Нельзя в собрание включать людей, которые были наказаны за какие-либо преступления, они всегда будут озлоблены на власть (кроме редкого исключения), и объективного отношения опять не будет. Предусматривается референдум. Процедура изменения с главы с 3 по 8 изменяется федеральным собранием в порядке предусмотренном конституционным законом, но с одним дополнением (требуют одобрения 2/3 субъектов федерации). Если же надо изменить главы 1, 2, 3 Федеральное собрание прекращает свое действие и начинает действовать Конституционное собрание.
Понятие кон-го строя.
Общ-нный стой—фактич кон-ия об-ва т.е. реальное соотношение социал сил и основанная на нем система институтов соц направления.
Гос строй—форма гос-ва. Это форма правления, гос единства и полит режим.
Конст строй—разные подходы Румянцев считает, что кон-ый строй это такое гос-обществен единство, при кот воплащается и реально существуют принципы правового и социал гос-ва.
Т.е. плюрализм форм соб-ти и плюрализм в пол-ке права чел-ка, гос защита этих прав и свобод вплоть до судебн защиты, социал защита.
Кон-ый строй это форма. За основу надо брать наличие в гос-ве юр кон-ии, кот обладает высшей юр силой, это реальная кон-ия. Под кон-ым строем мы понимаем гос строй в стране с реальн кон-ей. Кон-ый строй может быть правовым ( справедливым), где воплощается принцип правового социал гос-ва и наоборот.
Соотношения понятий кон-ый строй и законности.
Эти понятия близки. Законность—верховенство закона, обусловленная с законом деятельность всех внутри гос-ва. Конституц—это такая законность, во главе кот стоит кон-ия в форме основного закона.
Принципы кон-го строя.
Существует мнение, что эти основы кон-го строя перечислены в ст1ч1гл1. но поскольку там не перечислены такие важные принципы как суверенитет, то эта статья содержит общую политико-юрид хар-ку госуд-ти, а не принципы конст строя.
Принципы:
-приоретет высшей ценности прав и свобод чел-ка и граж-на (ст2). Речь идет о правах и свободах идеала, кот нигде не реализуется. При возникновении коллизий, когда с одной стороны меры возможного поведения индивида, а с другой—меры возможного поведения других субъектов, то надо принять такое решение, по кот выиграл бы права и свободы чел-ка. Так же когда с одной стороны право, а с другой обязанности, то решение в сторону права ( в идеале). Этот приоретет соблюдается при прочих равных условиях:
А) если реализация прав и свобод конкретным субъектом не нарушает права и свободы других субъектов.
Б) признание прав и свобод означает, что гос-во провозглашает данные права и свободы в кон-ии и др отраслев закон-ве.
В) соблюдение прав и свобод означает, что гос-во в своей целос-ти способствует реализации прав и свобод и не нарушает их.
Г) защита прав и свобод означает, что гос-во применяет воздействие, юр санкции к тем, кто посягает на права и свободы.
Теория прав и свобод чел-ка.
Теория прав и свобод чел-ка является составной частью инст-та конституц статуса физ лица среди субъектов гос права и участников гос-прав отнош-ий. Статус—форма имеет содержание, что является элементом состава статуса. Первичное содержание статуса—состав, в кот входят субъекты, объекты, принципы статуса, меры возможного и должного поведения субъектов ( содержание статуса 2го порядка), гарантии статуса ( спорный вопрос. Гарантии бывают разные. Одни гарантии—организ юр меры со стороны гос-ва они в статус не входят и имебт внешний хар-р, а гарантии в виде дополнит прав входят в состав статуса физ лица—право на судеб защиту и т.д.)
Субъектом статуса физ лица используются термины: личность, граж-н, чел-к, иностранец, лицо без граж-ва, лицо с множествен граж-вом.
Чел-к—категория биологическая и международ правовая. Если исходить из международного права, то статус чел-ка можно понимать как некий идеал правового положения физ лица, признанный миров сообществом, к установлен кот стремится каждое гос-во (но он не достижим). Если исходить из биологич понимание чел-к—это хорошо организованное животное. Выделяют 3 права: право на жизнь, право на сохранение популяции, право на охрану здоровья.
Личность в отличии от чел-ка имеет не только права но и обязанности. Круг прав у личности намного шире т.к. личность это чел-к, кот осознает себя в об-ве и об-во вокруг себя. Личность осознает свои действия и их последствия. Личность руководит своими действиями следоват-но личность обладает более широким кругом прав и обязанностей. Личн-ть подлежит ответственности. Лич-ть и чел-к категории не юрид. Такими категориями является граж-н гос-ва (лицо кот обладает граж-ом данного т гос-ва), иностран граж-н (лицо кот находясь в данном гос-ве не обладает его граж-ом, но обладает док-вом о принадлежности граж-ва к другому гос-ва), лицо без граж-ва ( лицо кот не имеет док-ва граж-ва ни одного гос-ва), лицо с множеств граж-вом ( лицо кот является граж-ном нескольких гос-в). Термин чел-к в междунар праве охватывает все вывшее перечис категории.
Объект статуса
Понимаются все ценности, кот становятся доступны лицу обладающим ….
Содержание констит статуса.
Физ лица в узком смысле являются меры возможного поведения:
1) права и свободы, устанавливаются законом меры возможного поведения физ лица.
В констит праве под правами понимаются меры возможного поведения, кот реализуются в конкрет правоотн. Под свободами—меры кот реализуются вне конкрет правоотнош. Под реализ праввот-ий необходимиа процедура реализации (т.е. опосредовано). Свободы реализуются непосредственно т.е. не надо процедуры. Права реализуются при волеизъявлении другого субъекта. При реализации свобод такого нет. Наличие права подтверждается специал документом. Реализации права требует большего объема нормативн регулирования. Свобода м/б использована как мера защиты того права, кот по вашему мнению нарушено.
2) законные интересы общие с правом и свободой в том, что право и свободы юр определены ( прописаны в кон-ии). Закон. Интерес в норме не прописывается. Меры поведения бывают разрешительными и свободными. Интерес субъекта—осозная им потребность саморазвития в конкретн напрвлении. Потребность—объективна, интерес—субъективен. Притязания— что субъект захотел получить. Гос-во оценивает притязания с позиции пользы об-ву. Те притязания, кот основаны на базе позитив права, гос-во оформляет их виде юр прав и свобод ( наиболее важные интересы). Те интересы, кот имеют значения для всех и обеспечиваются гос-вом провозглашаются виде обязанностей. Обязанность—это установленная в законе мера должного поведения субъекта. Актив обязанть требует определ действий от субъекта и реализуется в конкретном правоот-ии. Пассивная обязанность—воздерживаться от действий, с негатив последствиями. Есть такие ценности и интересы, кот гос-во безразлично или не успело зафиксировать, а так же на них нет запрета, то они осуществляются в рамках свободной модели поведения. Законные интересы—меры возможного поведения, кот не прописаны прямо в законе, но и не запрещены им и не нарушают права и свободы других субъектов. В разрешител модели можно делать только то, что разрешено законом. В условиях демократ гос-ва—это модель применима лишь к юр лицам, гос власти, органам местного самоуправлен и хоз субъектам. В условиях тоталитарного гос-ва разришительная модель охватывает и физ лиц.
Принципы правового статуса индивида (физ лица).
Эти принципы перечислены в статьях 17-19 кон-ии РФ. Еще надо обратить внимание на ст6 кон-ии РФ. В ней сказано, чтокаждый граж-н РФ обладает равными правами и свободными и равными обязанностями (принцип юр равенства). В ст 19 говорится только о равноправии. Равноправие—это юр равенство прав и свобод, но не обязанностей. Юр равнопр-ие—лишь один из возможн элем-тов юр равенства. Самый главный принцип физ лица—это принцип юр равенства граж-н (ст6). Существование 2-х отдел принципов обусловлено тем, что есть разные категории граж-н ( иногстран, лица без граж-ва, граж-не), кот обладают разными правами обязанностями. Принцип юр равенства распространяется только на граж-н, а юр равн-ия на иностранцев. Юр равен-во может быть, а может и не быть у граж-н, иностранцев, лиц без граж-ва, соответственно не м/б юр равноправия.
Ст.19п.1: все равны перед законом и судом. ( термин все следовател и граж-не и неграж-не, формулировку нужно толковать разрешительно: включить под законные акты, все равны не только перед судом, но и перед органами публич власти.).
Ст19п3: муж и жен имеют равные права и свободы и равные возможн их реализации. ( надо толковать с уменьшением объема т.к. говорится не только о юр возможностях, но фактич возможностях, только равенство юр имеет место быть).
Ст19п2: гос-во гарантирует равен-во прав и свобод чел-ка и граж-на независимо от пола, расы,……
Юр гарантировать ценность—это запретить ее нарушать и установить санкции за данные нарушения. 11 позиций в списке прописаны конкретно, а 12 позиция согласно перечню любое ограничение противоправно. С точки зрение юр логики должны провозглашаться ценности и запрещение их нарушений. В первом предложении статьи перечень открыт, во 2-м, где содержаться запреты—закрыт. Кон-ия не дает реальных гарантий равноправия. Эти признаки кот перечислены во 2-м предложении невозможны иметь ограничения. А другие признаки (1 предложение), кот не вошли в это предложение на основании ст 55ч3 ограничиваются :
Только в соответсвии ФЗ, только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конст-го строя, нравственности, здоровья и законных интересов др лиц, обеспечения обороны страныи безопасность гос-ва. Гос-во должно заботиться о правах своих граж-н т.е. права охраны рос. Граж-н являются приоритетом охраны.
в ст17 утвер-ся принцип признания и гарантированности прав и свобод согласно общепринятым нормам международ права и настоящ кон-ии.
Если в ч1 сделать вывод, то при рассмотрении любого вопроса надо смотреть нормы международ прав, потом рос право. Если есть коллизии то приоритет международного права. Неотъемлемость и принадлежность каждому от рождения основных прав и свобод (п2). В этом принципе находит проявление прин гос права. Никак нельзя лишить чел-ка права и свободы. Права и свободы провозглашаются кон-ей; права и своды необходимый минимум мер возможного поведения физ лиц, без кот не возможно его развитие. По Симонову права и свободы—это закрепленные в кон-ии меры возможного поведения физ лиц, без кот не возможно его дальней развитие.
Ваше права заканчиваются там, где начинаются права другого индивида.
Ст 18. закрепляет принципы непосредственного действия прав и свобод и принцип реального действия . в 1-м предложении говорится о непосредственном действии во 2-м реальное. Не сами права и свободы, а констит нормы о правакх и свободах действуют прямо. Права действуют опосредованного, кроме тех случаях когда нет процедуры.
Гарантии статуса физ лица
Гарантии меры обеспечивающие реальное существование прав и свобод физ лица в целом.
Гарантии делятся на
1) фактич, кот хоть и не закреплены в законе, но реально существуют.
2) Юр гарантии—это совокупность норм права, кот закрепляют установлен гос-вом мере по защите статуса физ лица
Юр гарантии по своему содержанию делятся на
1) материальные—закрепленные в юр нормах ценности, подлежащие охране и защите.
2) Процедурные –гос правов закрепление механизма реализации статуса физ лица.
3) Процессуальные—закрепление в законе мер по защите нарушенного статусафиз лица.
В лит-ре нередко отождествляются процессуальные гарантии и процедурные.
По источнику закрепления гарантии дел-ся на:
1) конституц.
2) Гарантии кот содержаться в законах—фкз, фз, в законах субъекта фед-ии.
По объему гарантии дел-ся на
1) общие гарантии—все меры поведения, всего статуса в целом, для всех его носителей.
2) Специальные—кот распространяются на опред круг лиц (специал субъекты) ( различ виды льгот)
3) Институциональные—кот распространяются на определ иституциональн группу.
4) Эксклюзивные—кот гарантируются на отдел лиц персонально.
5) Частные—кот распространяются на конкрет меры поведения ( гарантии права на жизнь,труд, обучение).
По хар-ру мер обеспечения гарантии дел-ся на
1) Экономико-юрид.
2) Политико-правов
3) Социал-правов
4) Культ-правов
55. Гражданство общие вопросы.
Это принцип взаимоотношения индивида и гос-ва. Гос-во не одинаково относится к людям.
1) наличие взаимных прав у гос-ва и физ лица
2) наличие взаимных обязанностей между ними
3) наличие взаимной ответсвенности.
Если такие 3 элем-та присутствуют во взаимоотношен-х у людей и гос-ва, то таких людей можно назвать либо подданными (права и обязанности перед личностью монарха, подданство прежде всего определ на обязанности лица перед монархом) либо граж-н
В вопросе о граж-ве сложилось
1) граж-во это принадлежность лица к об-ву или гос-ву, (нельзя говорить о принадлежности т.к. это категория гражд-правов т.к. она означает собственность т.е гос-во владеет и расп-ся граж-ном, вне гос-ва граж-на не существует ( при минит и к об-ву).
2) Граж-во—это правоотношения. Правоотношения требуют чтобы участник правоотнош-ия был дееспособным, но они не учитывают статус граж-на, след-но, не корректно.
3) граж-во—это особая политико-правов связь гос-ва, кот служит юр предпосылкой появлению статуса граж-на.
(граж-во только политико-правовая связь т.к. наличие граж-ва является суверен признаком гос-ва, что есть политико-госудкатегория).
Закон РФ о гражданстве 1993 г говорил:
Граж-во—это особая политико-юрид связь гос-ва и лица, кот обладют взаимными правами, обязанностями, ответственностью.
Действующий закон говорит только о взаимных правах и обязанностях и усматривает лишь юр связь. Гос-во имеет право расширять в своих законах содержание международ-прав нормы и конретиз их.
Гос-во и полит партии.
Гос-во—ядро полит системы, концентрирует функции полит сис-мы, обладает суверенитетом, власть гос-ва—формально определена и универсальна (т.е. властные решения воплощаются в юр нормы и обязательны для всех субъектов на территории гос-ва), применяет меры принуждения.
Полит партии можно квалифицировать по разному:
-корпаративные (жесткая структура и персональное членство).
-парламиентские (нет индивидуального членства)
Могут привлекаться сторонники партий на выборах.
Так же партии делятся (по членству) дел-ся на:
-персональные
-коллективные т.е. участие в партии других организаций.
-асоотивные—состоят главным образом из коллективных субъектов
-полное членство
По территориальному-полит организации
-национальные, кот действуют на территории одного гос-ва
-интернациональные—на территории нескольких гос-в
По отношению к власти
-правящие, кот формируют прав-во. В парламентс-ой рес-ке та, котимеет большенство в парлам-те. В президентской—та кот привела президента к власти. В смешенных рес-ах могут быть и 2 правящие партии.
-оппозиционные партии т.е. кот не учавствуют в формировании правительства. Парламентские—т.е кот в парламенте, но не в большинстве; внепарламетские, те кот в парл-те но не в боль-ве. Внепарламентские, т.е. те кот в парламент не вошли.
Парламентская оппозиция формирует теневой кабинет. Если вдруг эти партии приходят к власти то теневой кабинет становится кабинетом министров.
Решения правящих партий прямым действием не обладают. Эти решения проходят через законодател процесс.
Правящ полит партия—направл силаполит системы и всего об-ва в период нахождения у власти
Принципы полит системы.
1) принцип идиологич многообразия. Никакая идеология не может быть установлена общеобязательной (ст.13 кон-ии) никакая идеология не может быть установлена в качестве обязательной. Гос-во это полит механизм, кот должно иметь свою гос идеологию. Гос идеология должна быть: гос патриотизм; взаимная защита и ответственность гос-ва и граж-на.
2) Принцип полит многообразия. Наше гос-во понимает это в узком смысле: многообразие деятельности обществен объединений и партий (ст13).наибольшими правами обладают полит партии, хотя кон-ия провозглашает равенство.
Партии, с одной стороны это самоуправляемое объединение людей, с другой близость к власти. Деятельность фактически действия общественных орган-ий и отдел его членов противоправного хар-ра.
3) принцип светского гос-ва. Существует несколько видов взаимоотношения церкви и гос-ва:
– в клирикальных гос-ах нет гос органов как таковых, их деятел заменяют гос органы.
-в теократич гос-ах существует и гос власть и церковн власть. Все назначения на гос долж-ти проходят предворител санкционирования с церквью. Глава церкви выше главы гос-ва.
-гос-ва с протекториатом гос-ва над церковью 2 власти светская и церковная. Вышая власть-светская, кот назначает церковн деятелей.
-светское гос-во церковь и гос-во существуют независимо друг от друга. (независимость эта условная). Гос органы и церковн органы формируются без формал зависимых санкций. Гос-ое и муниципальное образование отделено от церкви (т.е. нет религиозных предметов). В условиях светского гос-ва именно гос-во должно взять в свои руки моральное развитие всего об-ва. Моральн устои об-ва имеют коллективн хар-р. Никакая религия не может быть ущемлена гос-ом.
68. Государственный суверенитет.
Субъектом гос суверенитета является гос-во в целом, оно носитель гос-го сувер-та. У гос-ва суверен-т присутствует в единственном числе. Гос сувер-т имеет 2 сферы реализации: внешн и внутрен.
Сувер-т гос-ва как колект категория—все полномочия гос-ва в лице его органов. Возможно существование ограниченного суверенитета. (прусский вариант). В кон-ии 24 и 36 г был закреплен суверенитет СССР и огранич суверенитет рес-к.
Как качественное состояние сувер-т это форма, содержанием кот является гос-но властные полномочия. Гос сувер-т—неотъемлемый, качественный признак гос-ва. Гос-во в лице его органов:
-верховно внутри гос-ва
-независимо на международ арене
-едино в выражении властной воли.
Есть другая интерпретация, кот подменяет гос-во на гос власть. На бытовом уровне различий нет. Хотя власть гос-ая сама по себе не существует. Без гос-ва не может быть гос власти. Верховенство гос-ва может быть только внутри страны, на международ арене этого быть не может. Независимость гос-ва только на международ арене. Гос власть внутри страны зависимо от воли народа. Единство гос воли означает, что решения гос-ва должны учитывать интересы бол-ва об-ва, власть осуществляется на основе единых принципов, гос власть осуществляется через единую систему гос органов, кот предполагает:
- подчинение ниже стоящих вышестоящим органам
-нижестоящие органы в праве контролировать деятельность вышестоящих органов и обжаловать их неправомерные решения в соответствии с законом.
-гос органы представляют аппарат кот осуществляет конкрет функцию.
-гос органы не имеют права подменять друг друга и дублировать функции, но могут контиролировать друг друга.
Симонов считает, что власть делить нельзя (по поводу разделения властей) делить необходимо гос функции и сферы их реализации. В кон-ии власть делится на исполнител, судебн, законодат. Это утверждение устарело надо
1)функциональное разделение сфер гос власти
Т.е. органы деляться на:
-законодательн органы
-исполнител органы
- судеб власть( судебн сфера реализации гос власти)
-прокурорский надзор, кот существует самостоятел в РФ на уровне самостоятел гос органа в лице пркуратуры.
-президент (ст 80 кон-ии) орган кот координирует и направляет работу гос органов, т.е. координационной сферы гос власти.
-центробанк орган эмиссионной сферы гос власти
-избирательн комиссии
Есть нарушения полномочий властей например импичмент президента т.к. это
Судебная процедура но решает ее парламент.
Разделение властей является одной из форм разделения труда и управленческом процессе в этой связи является закономерным явлением.
Властные функции каждого вида и каждого уровня должны осуществляться обособленно или относительно автономно системы государственных органов.
Каждая сфера и уровень реализации государственной власти должны иметь собственные предметы ведения и полномочия. Государственные органы разных ветвей и уровней власти должны оказывать влияние друг на друга с целью создания системного единства власти и предотвращения ее узурпации. Идеальной схемы разделения властей нет. В нашей стране можно выделить также более 4-х сфер власти:
1. Функциям, каждая функция осуществляется своей группой государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной). В 17 в. говорили именно об этих 3-х сферах, сегодня говорят о 4-х, а, например, в Португалии выделяют 8-9 сфер. Юридические знания развиваются в как общем так и з частности. Например, к какой сфере отнести прокуратуру. У нас в конституции ее отнесли к судебной власти, это было заимствовано их предыдущих конституций. Нерсесянц говорит, что прокуратура относится к исполнительной власти, но она не подчинена государству, т.е. занимает не правовое положение.
2. Органы прокурорского надзора являются обособленной сферой реализации государственной власти.
3. Президент - глава государства, но он не является в чистом виде главой исполнительной власти, а скорее всего имеет функции координационные.
4. Центробанк, однако в систему правительства он не входит, не подчиняется главе исполнительной власти. Центробанку принадлежит сфера деятельности денежно-эмиссионная.
5. Избирательные комиссии. Это обособленные государственно-общественные органы. Но это название происходит из способа формирования, а по функциям у них своя сфера отдельная или полу отдельная.
6. Пресса. Очень трудно назвать отдельной сферу реализации политической и государственной власти, т.к. она не принимает юридически значимых предписаний. СМИ (средства массовой информации) обеспечивают деятельность государственных органов или зависят от государства (дотации, договор о совместной деятельности). Но, все-таки, СМИ считать отдельной сферой деятельности нельзя
Разделение властей это 5 глобальное разделение труда
2)уровневое деление а)общефедерал уровень
Б)региональны уровень
В) муниципальный (локальный уровень реализации гос власти, когда на муниципальн уровне образуются гос органы.
Одни говорят, что уровня 2: общегосударственный и уровень субъектов РФ. Другие считают, что есть 3-й уровень - это местное самоуправление осуществляемое аппаратом местного самоуправления и муниципальными служащими. Местное самоуправление должно быть одноуровневым, производить за счет местного бюджета решение вопросов под собственную ответственность. Такими органами могут быть комитет общественного управления, сельские старосты, председатель квартального комитета и т.д. Это западный взгляд на данную проблему. Парижская коммуна, на их взгляд, была идеалом схемы местного самоуправления. Причем работа в органах местного самоуправления добровольная и без отрыва от основных занятий. В РФ муниципальные служащие ничем от государственных не отличаются. Действительно существует 3 уровня управления, но местное самоуправление находится в некотором обособленном состоянии
Компетенция гос-ва
—совокупность прав, обязанностей, полномочий гос-ва в лице его органов осуществляемых
Полномочия гос-ва:
1) полномочие—это совокупное прав и обязанностей
2) особая разновидность мер поведения гос органов, кот являются и правами и обязанностями.
Предмет веления—круг вопросов, по кот гос орган реализует свои права и обязанности.
Минимум компетенции, без кот суверенное гос-во не может существовать образуют суверенные принципы гос-ва
1) учредительная власть, т.е. кот устанавливает общественно значимые ценности и защищает их
2) собственная территория, как пространственный предел
3) территориальное верховенство гос-ва
- власть в гос-ве распространяется на всю территорию
-территория гос-ва не может меняться без его согласия.
4) наличие кон-ии и отраслевого законодат-ва
5) наличие собственной системы гос органов, решения кот имеют прямое действие на всей территории гос-ва
6) наличие собственного граж-ва и право решать ? с приобретением/утратой его.
7) наличие собственн бюджета, гос собственности, источника их формирования
8) наличие собственной денежн и эмиссионной еденицы
9) наличие вооруженных сил
10) осуществление дипломатич деят-ти (посольства, кон-ва) признания гос-ва суверенным другими гос-вами
11) наличие собствен гос символов (гербы, флаги, столица)
Любое ущемление ведет к уничтожению гос-ва. Гос-во добровольно может пойти на ущемления этих признаков (пр. конфедерация). Но гос сувер-т не утрачивает, а перераспр<