Место конституционного права в системе отраслей права.

Государство в системе основ конституционного строя РФ.

Конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятии "конституционный строй" включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное: государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.

Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Оно обусловлено помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки. Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом.

Значение гл.1 Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формируется гуманистическая направленность конституционного строя. Принципы организации государства закрепляются здесь в общей форме, создавая фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции. Очень важное указание "Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции России устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14 – как светское.

Основы конституционного строя закрепляют форму Российской Федерации как государства, устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия, определяют пространственные пределы действия суверенитета Российской Федерации. Формулируются также принципы федеративного устройства России, закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации. Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности.

Государство утрачивает свое безраздельное господство в политической системе общества. Основы конституционного строя закрепляют в Российской Федерации идеологическое и политическое многообразие, в том числе многопартийность. Каждой партии предоставляется возможность беспрепятственно действовать, разрабатывать собственную идеологию, завоевывать симпатии и поддержку у населения, рекрутировать членов в свои ряды.

Принципы конституционных основ государственного устройства

РФ.

Под основами конституционного строя Российской Федерации принято понимать положения (нормы, статьи) Конституции, в которых отражены наиболее важные и принципиальные черты государства. Ни одна норма права не может противоречить основам конституционного строя. Не могут противоречить им и решения должностных лиц, государственных органов и граждан
Основы конституционного строя закрепляют форму государственной власти в стране. "Российская Федерация, - отмечается в статье 1 Конституции, - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления"
Россия - демократическое государство

Принципы государственного устройст­ва Российской Федерации представляют собой руково­дящие начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном договоре и других ак­тах конституционного права. Эти принципы нашли свое конституционное воплощение в государственном уст­ройстве многонациональной России.

Основными принципами федеративного националь­но-государственного устройства Российской Федерации являются:

1. Добровольность объединения наций и народно­стей. Добровольность объединения наций и народностей в Российской Федерации подтверждается содержанием Преамбулы Конституции РФ 1993 года, а также Преам-булы документов, составляющих Федеративный договор, подписанных представителями субъектов Федерации.

2. Суверенность и равноправие наций. Сущность этого принципа состоит в признании суверенного права всех наций и народностей на свободное самоопределение политической формы существования. Уже в Преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональ­ный народ Российской Федерации принимает свою Кон­ституцию, "исходя из общепризнанных принципов рав­ноправия и самоопределения народов". В ст. 5 Конституции РФ среди принципов, лежа­щих в основе федеративного устройства, содержится также принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и авто­номией. Многонациональный характер, сложный ис­торический путь развития обусловили воплощение в национально-государственном устройстве России всех известных форм государственности. Россия обладает всеми признаками Федерации: на­личием федеративной территории и территории субъек­тов; федеративного гражданства и гражданства респу­блик, входящих в Федерацию; общефедеративной кон­ституции и конституций республик и т.д. Вместе с тем Российская Федерация имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно-территориальные единицы. Унитаризм в национально-государственном уст­ройстве Российской Федерации проявляется в том, что суверенные республики, входящие в состав России, яв­ляются унитарными государствами, „имеющими своютерриторию, гражданство, конституцию и другие приз­наки государственности.

4. Национально-территориальный принцип образо­вания форм государственности в сочетании с территори­альным принципом образования субъектов Федерации. Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов Федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием нацио­нального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся экономически целостной, как правило, территории. По этому принципу созданы все республики в со­ставе Российской Федерации, автономная область и ав­тономные округа.

5. Государственная целостность Российской Феде­рации. Этот принцип включен в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и за­креплен в ст.5 п.З Конституции РФ, которая устанавли­вает, что "федеративное устройство Российской Федера­ции основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти...". Важнейшей правовой гарантией сохранения госу­дарственной целостности России является отсутствие права выхода субъектов из состава Российской Федера­ции. Кроме того, в Конституции РФ содержатся и дру­гие нормы, гарантирующие единство и целостность Рос­сии

6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов. Статья 5 Конституции РФ, закрепляя принципы федеративного устройства Российской Федерации, предусматривает и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федера­ции и органами государственной власти ее субъектов. Реализация этого принципа осуществляется с по­мощью закрепления в ст. 71 Конституции РФ предмета ведения Российской Федерации. В отличие от ранее дей­ствовавших конституций. Конституция РФ 1993 года устанавливает исчерпывающий перечень полномочий Федерации.

7. Равноправие субъектов Федерации. Этот прин­цип вытекает из более общего принципа государственного устройства Российской Федерации -суверенности и равноправия наций. Анализируя сущ­ность принципа равноправия субъектов Федерации, не­обходимо отметить, что они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм госу­дарственности. Каждый из видов субъектов обладает различным кругом полномочий. Статья 5 Конституции РФ закрепляет: "Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Россий­ской Федерации между собой равноправны".

19.Российская Федерация – демократическое государство.

ст. 1 Конституции:

1. РФ – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

=> народовластие; разделение властей; политическое многообразие; наличие местного самоуправления.

- ст. 3 – носитель суверенитета и единственный источник власти – многонациональный народ РФ: признание народовластия.

«Народ»: 1. с юридической точки зрения => приравнивается к значению «гражданин» (принадлежность ассоциированной рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству).

«Власть»: характеризуется наличием суверенитета.

Наличие государственного аппарата.

Формы власти народа: гос. власть + местное самоуправление.

Признание народа верховным носителем полноты власти – выражение народного суверенитета (осуществление власти народом независимо и самостоятельно без воздействия никаких социальных сил в собственных интересах).

}народовласте есть прнинадлежность

20.Росийская федерация - правовое государство

Российская Федерация, - отмечается в статье 1 Конституции, - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления"
Это предполагает установление и поддержание взаимоотношений с гражданами и их различными объединениями на основе норм закона, права. Высшей юридической силой обладает Конституция Российской Федерации. Она имеет прямое действие и применяется на всей территории России без ограничения и изъятия каких-либо положений. Законы и иные акты должны исходить из Конституции, верховенство которой обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы страны.
Среди основных направлении формирования правового государства можно отметить следующие: развитие экономики рыночного типа; обеспечение стабильности государственной власти; недопущение политических, социальных и межнациональных конфликтов;
достижение высокого уровня политическом, правовой и нравственной культуры.
Непременным условием формирования правового государства в России является распространение на ее территории норм международного права. С этой целью Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры нашей страны являются составной частью ее правовой системы.
Россия - федеративное государство
На ее территории сегодня проживает около 130 национальностей и этнических групп. Поэтому важнейшей задачей является обеспечение союза, мира и согласия между ними, сохранение целостности страны. Этому в наибольшей степени соответствует федеративное устройство нашего государства
Оно состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Федерации.
Все они обладают определенным государственно-правовым положением (статусом) Разграничение полномочий между ними и федеральными органами власти осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами Регулирование взаимоотношений между самими субъектами Российской Федерации осуществляется путем заключения договоров и соглашений. При этом Федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой нации и народности.

21.Российская Федерация – суверенное государство.

з) суверенитет – свойство гос-ва самост. и независимо от власти др. гос-в осуществлять свои ф-ции на его территории и в междунар. общении.

Суверенитет означает:

1) верховенство гос. власти

2) единство гос. власти (единая система органов гос. власти)

3) независимость (самостоятельность в отношениях с др. гос-ва)

Декларация о гос. суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 провозгласила суверенитет (гос) РФ на всей территории. Впервые носителем суверенитета и источником гос. власти является многонац. народ и закрепляется его право на непосредственное осуществление гос. власти.

Декларация предусм. политич., эконом. и правовые гарантии суверенитета РФ. Они включают:

1. Полноту власти федерации при решении всех вопросов гос. или общ. жизни

2. Верховенство КРФ и других з-нов на всей территории

3. Исключительное право народа на владение, пользование, распоряжение нац. богатством.

4. Полномочное представительство РФ в зарубежных странах

5. Невозможность изменения границ территории РФ без волеизъявления народа выраженного путем референдума

2.1. Суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя (статья 4, часть 1). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, является ее многонациональный народ (статья 3, часть 1), который, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию Российской Федерации (преамбула).

Суверенитет, предполагающий, по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно - правовой статус.

Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации связывает суверенитет Российской Федерации, ее конституционно - правовой статус и полномочия, а также конституционно - правовой статус и полномочия республик, находящихся в составе Российской Федерации, не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа - носителя и единственного источника власти в Российской Федерации, который, реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, конституировал возрожденную суверенную государственность России как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройстве.

22.Российская Федерация – светское государство.

Ст.14 – РФ светское гос-во.

Светскость обеспечивается отделением государства от церкви, светским хар-ром гос. образования.

Содержание этого положения раскрывается «О свободе совести и религиозных объединения» от 26.09.97.

В РФ гарантируются свобода совести и вероисповедания (исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними) -Альтернативная гражданская служба

По принципу отделения религ. объединений государство:

1. не вмешивается в определение отношения к религии, в воспитание детей,

2. не возлагает на религиозные объединения выполнение ф-ий органов гос. власти,

3. не вмешивается в деятельность религ. объединений,

4. обеспечивает светский характер образования,

5. регулирует предоставление религ. организациям налоговых, иных льгот,

6. оказывает финансовую, материальную, иную помощь в реставрации, содержании и охране объектов, являющихся памятниками, в обеспечении преподавания в образ. учреждениях, созданных религ. организациями.

Религиозное объединение = добровол. объед. граждан, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, обладающее соответствующими этой цели принипами:

-вероисповедание;

-совершение богослужений,

-религиозных обрядов и церемоний;

-обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религ. объединения => в форме религиозные группы / организации (запрещаются религ. объединений, чьи цели противоречат закону).

Группа = добровол. объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Гр-не, образовавшие группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религ. организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления (ф-и: совершать богослужения, другие обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и воспитание своих последователей).

Организация = в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

Местной - не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованной - не менее чем из 3 местных религиозных организаций (не менее 50 лет – возможность использовать в названии "Россия", "российский" и производные от них).

23.Субъекты инициативы проведения референдума.

Статья 14. Инициатива проведения реф-ма

«о референдуме рф»

1. Инициатива проведения реф-ма принадлежит:

1) не менее чем 2, 000, 000 граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;

2) Конституционному Собранию;

3) федеральным органам государственной власти.

2. Инициатива проведения реф-ма, принадлежащая гражданам РФ в не может быть выдвинута в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ на основании решения уполномоченного федерального органа, а также в случае, если проведение реф-ма приходится на последний год полномочий Президента РФ, Гос. Думы РФ.

24.Вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум.

5. На референдум не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса S РФ, закрепленного Конституцией РФ;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Гос. Думы, о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Гос. Думы / о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих гос. должности РФ;

4) о персональном составе фед. органов гос. власти, иных фед. гос. органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц;

8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

10) отнесенные Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

7. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

25.Порядок инициативы проведения референдума гражданами РФ.

. Участники реф-ма образуют инициативную группу по проведению реф-ма.

2. Иниц. группа по проведению реф-ма должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в ½ субъектов РФ. В каждую региональную подгруппу - не менее 100 участников реф-ма, с МЖ на территории S РФ.

3. Гражданин (граждане) РФ, выдвинувший (выдвинувшие) предложение об образовании иниц. группы по проведению реф-ма, не позднее чем за пять дней до дня проведения собрания участников реф-ма для решения вопроса об образовании региональной подгруппы (далее - собрание региональной подгруппы) уведомляет (уведомляют) в письменной форме избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ о месте и времени проведения собрания, а также о вопросе (вопросах) реф-ма.

4. Собрание региональной подгруппы проводится на территории того субъекта РФ, где находится место жительства участников реф-ма, принимающих участие в собрании.

5. Собрание региональной подгруппы правомочно, если в нем принимают участие не менее 100 участников реф-ма, место жительства которых находится на территории того субъекта РФ, где проводится собрание. Подписи указанных участников реф-ма в протоколе их регистрации на собрании региональной подгруппы удостоверяются нотариально.

6. На собрании региональной подгруппы вправе присутствовать представитель избирательной комиссии того субъекта РФ, на территории которого проводится данное собрание, а также представитель Центральной избирательной комиссии РФ.

7. В случае поддержки предложения об образовании иниц. группы по проведению реф-ма и вопроса (вопросов) реф-ма собрание региональной подгруппы принимает решение о создании региональной подгруппы, а также решения:

1) об утверждении формулировки вопроса (вопросов) реф-ма;

2) об образовании иниц. группы по проведению реф-ма;

3) о назначении из числа членов региональной подгруппы уполномоченных представителей региональной подгруппы.

8. Решения собрания региональной подгруппы отражаются в его протоколе.

9. Решение собрания региональной подгруппы считается принятым, если за него проголосовало более половины участников собрания.

10. Уполномоченные представители региональной подгруппы обращаются в избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ с ходатайством о регистрации региональной подгруппы, в котором указывается формулировка вопроса (вопросов) реф-ма, которая утверждена на собрании региональной подгруппы.

11. К ходатайству о регистрации региональной подгруппы должны быть приложены:

1) протокол собрания региональной подгруппы, а также протокол регистрации участников реф-ма на собрании региональной подгруппы;

2) доверенности, оформленные на уполномоченных представителей региональной подгруппы;

3) список членов региональной подгруппы и уполномоченных представителей региональной подгруппы в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией РФ. В списке указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства каждого из указанных лиц, а для уполномоченных представителей региональной подгруппы - также номер телефона каждого из них;

4) письменные заявления членов региональной подгруппы о согласии быть членами иниц. группы по проведению реф-ма.

12. В состав иниц. группы по проведению реф-ма может входить подгруппа участников реф-ма, проживающих за пределами территории РФ. Такая подгруппа создается в порядке, установленном для создания региональной подгруппы. О создании такой подгруппы уведомляется Центральная избирательная комиссия РФ, которая осуществляет регистрацию подгруппы участников реф-ма, проживающих за пределами территории РФ. 13. Избирательная комиссия субъекта РФ, получив ходатайство о регистрации региональной подгруппы, незамедлительно уведомляет Центральную избирательную комиссию РФ о вопросе (вопросах) реф-ма, указанном (указанных) в ходатайстве. Центральная избирательная комиссия РФ в течение 10 дней со дня первого такого уведомления проверяет соответствие вопроса (вопросов) реф-ма требованиям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального конституционного закона, и принимает соответствующее решение.

14. Избирательная комиссия субъекта РФ в течение 15 дней со дня получения ходатайства о регистрации региональной подгруппы проверяет соответствие ходатайства и приложенных к нему документов требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным конституционным законом, и принимает одно из следующих решений:

1) о регистрации региональной подгруппы. В данном решении указываются формулировка вопроса (вопросов) реф-ма, фамилии, имена и отчества всех членов региональной подгруппы (при необходимости - иные сведения о членах региональной подгруппы, перечисленные в пункте 3 части 11 настоящей статьи), а также фамилии, имена и отчества уполномоченных представителей региональной подгруппы;

2) об отказе в регистрации региональной подгруппы.

15. Основанием для отказа в регистрации региональной подгруппы является невыполнение требований, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, частями 2 - 5 и 8 - 12 настоящей статьи, либо несоответствие вопроса (вопросов) реф-ма требованиям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального конституционного закона, установленное Центральной избирательной комиссией РФ. Решение об отказе в регистрации региональной подгруппы принимается также в случае, предусмотренном частью 18 настоящей статьи.

16. Если Центральная избирательная комиссия РФ установила несоответствие вопроса (вопросов) реф-ма требованиям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального конституционного закона, она мотивирует это в своем заключении, которое утверждается решением Центральной избирательной комиссии РФ и незамедлительно доводится до сведения всех избирательных комиссий субъектов РФ. После получения этого заключения избирательные комиссии субъектов РФ не вправе регистрировать региональные подгруппы, обратившиеся с ходатайством о регистрации в целях реализации инициативы проведения реф-ма по данному вопросу (данным вопросам). 17. Решение избирательной комиссии субъекта РФ об отказе в регистрации региональной подгруппы в связи с невыполнением требований, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, частями 2 - 5, 8 - 12 и 18 настоящей статьи, может быть обжаловано в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, автономного округа. Решение Центральной избирательной комиссии РФ, которым утверждено ее заключение о несоответствии вопроса (вопросов) реф-ма требованиям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального конституционного закона, может быть обжаловано в Верховный Суд РФ. Если из заключения Центральной избирательной комиссии РФ, утвержденного ее решением, следует, что данное решение принято в связи с несоответствием вопроса (вопросов) реф-ма Конституции РФ, Верховный Суд РФ направляет запрос в КС РФ. В случае принятия Конституционным Судом РФ решения о признании вопроса (вопросов) реф-ма не соответствующим (не соответствующими) Конституции РФ процедуры по реализации инициативы проведения реф-ма прекращаются.

18. После регистрации избирательной комиссией субъекта РФ региональной подгруппы иная региональная подгруппа, утвердившая на своем собрании такую же по смыслу или содержанию формулировку вопроса (вопросов) реф-ма, не может быть зарегистрирована этой же комиссией до окончания процедур по реализации инициативы проведения реф-ма по данному вопросу (данным вопросам).

19. В случае регистрации региональных подгрупп более чем в половине субъектов РФ уполномоченные представители региональных подгрупп более чем половины субъектов РФ вправе на своем собрании принять решение об обращении в Центральную избирательную комиссию РФ с ходатайством о регистрации иниц. группы по проведению реф-ма и вопроса (вопросов) реф-ма (далее - ходатайство иниц. группы) и обратиться с указанным ходатайством в Центральную избирательную комиссию РФ не позднее чем через два месяца со дня регистрации первой региональной подгруппы. На данном собрании также принимаются решения о назначении из числа участников собрания уполномоченных представителей иниц. группы по проведению реф-ма и ее уполномоченных представителей по финансовым вопросам.

20. В ходатайстве иниц. группы указываются:

1) формулировка вопроса (вопросов) реф-ма;

2) наименования субъектов РФ, в которых зарегистрированы региональные подгруппы и на территориях которых предполагается сбор подписей участников реф-ма, а в случае, предусмотренном частью 12 настоящей статьи, - наименования соответствующих иностранных государств.

21. К ходатайству иниц. группы прилагаются:

1) решения (оригинал или заверенная копия) избирательных комиссий субъектов РФ о регистрации региональных подгрупп;

2) протокол собрания уполномоченных представителей региональных подгрупп и решения, указанные в части 19 настоящей статьи;

3) протокол (оригинал или нотариально заверенная копия) регистрации уполномоченных представителей региональных подгрупп при проведении собрания уполномоченных представителей региональных подгрупп;

4) список уполномоченных представителей иниц. группы по проведению реф-ма и ее уполномоченных представителей по финансовым вопросам в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией РФ. В списке указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), номер телефона каждого из указанных лиц;

5) доверенности, оформленные на уполномоченных представителей иниц. группы по проведению реф-ма и на ее уполномоченных представителей по финансовым вопросам.

22. Если Центральная избирательная комиссия РФ установит соответствие ходатайства иниц. группы и приложенных к нему документов требованиям настоящего Федерального конституционного закона, она в течение 10 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации иниц. группы по проведению реф-ма, регистрирует ее уполномоченных представителей, в том числе уполномоченных представителей по финансовым вопросам, с указанием их фамилий, имен и отчеств и дает разрешение на открытие специального счета фонда реф-ма, а также выдает иниц. группе по проведению реф-ма регистрационное свидетельство и извещает об этом избирательные комиссии субъектов РФ, зарегистрировавшие региональные подгруппы, а в случае, предусмотренном частью 12 настоящей статьи, - также федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел. Форма регистрационного свидетельства устанавливается Центральной избирательной комиссией РФ.

23. В регистрационном свидетельстве, выданном иниц. группе по проведению реф-ма, указывается дата окончания срока сбора подписей в поддержку инициативы проведения реф-ма.

24. В случае, если Центральная избирательная комиссия РФ приняла решение об отказе в регистрации иниц. группы по проведению реф-ма, ей выдается мотивированное постановление, после чего процедуры по реализации инициативы проведения реф-ма прекращаются. Основанием для отказа в регистрации иниц. группы по проведению реф-ма является невыполнение требований, предусмотренных частями 19 и 20 настоящей статьи, а также невыполнение предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом требований к регистрации региональных подгрупп.

25. Решение об отказе в регистрации иниц. группы по проведению реф-ма может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.

26. Если в течение двух месяцев со дня регистрации первой региональной подгруппы в Центральную избирательную комиссию РФ не поступит ходатайство иниц. группы, Центральная избирательная комиссия РФ принимает решение о прекращении процедур по реализации инициативы проведения реф-ма.

27. Иниц. группа по проведению реф-ма до официального опубликования решения о назначении реф-ма вправе отозвать свою инициативу путем представления в Центральную избирательную комиссию РФ протоколов собраний более чем половины входящих в ее состав региональных подгрупп об отзыве инициативы проведения реф-ма. Решение об отзыве указанной инициативы считается принятым, если на собрании региональной подгруппы за него проголосовало более половины членов региональной подгруппы. По результатам рассмотрения представленных документов Центральная избирательная комиссия РФ принимает решение о прекращении процедур по реализации инициативы проведения реф-ма.

Статья 16. Подписной лист

1. В подписном листе указываются:

1) наименование субъекта РФ, на территории которого проводится сбор подписей участников реф-ма (в случае, если сбор подписей проводится среди участников реф-ма, проживающих за пределами территории РФ, в подписном листе указывается наименование иностранного государства);

2) номер регистрационного свидетельства и дата окончания срока сбора подписей в поддержку инициативы проведения реф-ма;

3) формулировка вопроса (вопросов) реф-ма.

2. Подписные листы изготавливаются иниц. группой по проведению реф-ма по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному конституционному закону. Номер регистрационного свидетельства вносится в подписной лист при его изготовлении.

Статья 17. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения реф-ма

1. Иниц. группа по проведению реф-ма обязана собрать в поддержку инициативы проведения реф-ма не менее двух миллионов подписей участников реф-ма. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей участников реф-ма, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Если сбор подписей осуществляется среди участников реф-ма, проживающих за пределами территории РФ, общее количество этих подписей не может составлять более 50 тысяч.

2. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения реф-ма осуществляется в течение 45 дней со дня, следующего за днем регистрации иниц. группы по проведению реф-ма.

3. Право сбора подписей в поддержку инициативы проведения реф-ма принадлежит исключительно членам иниц. группы по проведению реф-ма, входящим в региональную подгруп

Наши рекомендации