Тема 7. Референдум в Российской Федерации.
Семинарское занятие – 2 часа
План
1. Понятие референдума и его виды в РФ.
2. Вопросы, выносимые на референдум.
3. Процедура проведения референдума.
Темы рефератов
1. Референдум в Рязанской области.
2. Законодательство о референдуме СССР и РФ: сравнительный анализ.
3. Референдумы в современной истории России: историко–правовой анализ.
Методические рекомендации
Рассмотрение первого вопроса следует начинать с понятия референдума и видов референдумов в Российской Федерации. Правовые основы организации и проведения референдума в РФ.
Во втором вопросе необходимо уяснить те вопросы, которые не выносятся на референдум. Следует учитывать, что с принятием нового Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. их перечень существенно видоизменился.
В третьем вопросе семинарского занятия, процедура подготовки и проведения референдума нужно по стадиям раскрыть суть проведения референдума. Обратить внимание на юридическую силу решений, принятых на референдуме, и возможность их пересмотра, а так же вступление в силу решений референдума.
Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 29, 40, 45, 49, 64, 67, 72, 76].
Тема 8. Конституционные основы правового статуса личности.
Семинарское занятие – 2 часа
План
1. Понятие и содержание конституционно–правового статуса личности в РФ.
2. Международно–правовые основы правового статуса личности.
3. Конституционные принципы взаимоотношений личности и государства.
Темы рефератов
1. Человек, гражданин, личность: соотношение категорий.
2. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. в свете норм международного права.
3. Особенности правового статуса лиц, осужденных к лишению свободы.
Методические рекомендации
При рассмотрении первого вопроса студентам следует дать понятие правового статуса человека и гражданина, показать его содержание, структуру.
Необходимо обратить внимание на такие элементы правового статуса человека и гражданина:
Правосубъектность.
Гражданство (понятие).
Права и свободы человека и гражданина.
Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Обязанности граждан.
Необходимо показать возможность государства оказывать влияние на развитие и существование человека и гражданина.
По второму вопросу студентам следует исходить из концепции приоритета прав и свобод человека и гражданина Российского государства. Необходимо охарактеризовать исходные принципы конституционного статуса личности:
Свобода личности
Естественный характер прав и свобод человека
Соответствие статуса человека и гражданина в РФ
Всеобщность основных прав, свобод и обязанностей
Юридическое равенство
Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина
Гарантированность конституционного статуса человека и гражданина
В ходе рассмотрения данного вопроса студентам следует опираться на нормы Конституции РФ, особенно ст. 2, 6, 42, 15(ч 2, 4), 77, 18, 19, 55, 64 и др. Не забыть и основные международно–правовые документы, такие как Декларация прав и свобод человека 1948 г. и другие.
Необходимо обратить внимание на правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в РФ. Кто имеет право на право политического убежища в РФ. Следует рассмотреть статус беженцев и статус вынужденных переселенцев.
В четвертом вопросе надо показать конституционное закрепление следующих принципов правового статуса личности, закрепленных в Конституции РФ:
равноправие;
непосредственное действие прав и свобод;
неотчуждаемость основных прав и свобод;
недопустимость произвольного ограничения прав и свобод;
осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц;
гарантированность прав и свобод
приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина.
Подводя итог семинарскому занятию, надо выяснить, какие принципы правового статуса личности распространяются на осужденных к лишению свободы.
Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 24, 25, 26, 27, 29, 33, 42, 46, 48, 51, 55, 66, 67, 69, 96, 98].
Тема 9. Права и свободы человека и гражданина в
Российской Федерации.
Семинарское занятие– 2 часа
План
1. Понятие и юридическая сущность основных прав и свобод человека и гражданина.
2. Личные права и свободы.
3. Политические права и свободы.
4. Социально–экономические и культурные права и свободы.
5. Конституционные гарантии прав и свобод.
6. Конституционные обязанности: понятие, содержание.
Темы рефератов
1. Роль органов юстиции в обеспечении основных прав, свобод человека и гражданина.
2. Уполномоченный по правам человека в РФ.
Методические рекомендации
Рассмотрение первого вопроса следует начинать с понятия основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей граждан РФ. Необходимо определить их сущность. Рассмотреть классификацию конституционных прав и свобод, например, по степени абсолютизации:
Абсолютные права и свободы;
относительные права и свободы.
Необходимо более подробно остановиться на классификации основных прав, свобод и обязанностей, после чего надо охарактеризовать каждую из четырех групп основных прав и свобод:
гражданские (личные) права и свободы;
политические права и свободы граждан России – в публично–политической сфере;
экономические права и свободы;
социально права и свободы;
Культурные и экологические права.
Необходимо обратить внимание на пределы действия конституционных прав и свобод, а так же на конкретизацию конституционных прав и свобод в текущем законодательстве.
При рассмотрении конституционных обязанностей человека и гражданина в РФ и их реализацией необходимо выбрать их в Конституции РФ с указанием статей.
Кроме того необходимо обратить внимание на место и роль органов, исполняющих наказание, в механизме реализации прав, свобод и обязанностей, а так же особенности реализации осужденными конституционных прав и свобод.
При обсуждении вопросов семинара необходимо остановиться на проблемах пределов конституционны прав и свобод личности и возможности их ограничения.
Практическое занятие – 2 часа
1. Изучив положения Всеобщей декларации прав и свобод человека, Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года, нормы Конституции Российской Федерации и международно–правовые акты по правам человека составьте следующие схемы:
– классификация основных прав и свобод человека и гражданина;
– гарантии осуществления прав и свобод человека и гражданина
– международные стандарты прав человека.
2. Составьте перечень основных прав и свобод человека не упоминаемых в Конституции РФ 1993 г.
Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 24, 25, 26, 27, 29, 33, 42, 46, 48, 51, 55, 66, 67, 69, 96, 98].