Местное самоуправление: понятие, принципы
Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Самостоятельное решение населением вопросов местного значения-суть местного самоуправления. Никакой орган не вправе вмешиваться в решение этих вопросов субъектами местного самоуправления, утверждать, отменять или приостанавливать действия их актов, если они приняты в рамках закона.
Выделяют следующие принципы:
1) принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий – текстуально закреплен в Конституции РФ. Он распространяется на все основы местного самоуправления и проявляется как правовая, организационная, экономическая и финансовая самостоятельность в реше
нии вопросов местного значения;
2) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан (выражается в органической связи и взаимообусловленности осуществления местного самоуправления гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления);
3) неподчиненность одного муниципального образования другому муниципальному образованию в пределах своей компетенции;
4) обязательность наличия представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании либо осуществление его полномочий собранием (сходом) граждан;
5) приоритетная роль представительных органов местного самоуправления в системе органов местного самоуправления (их ведущая роль обусловлена тем, что представительные органы выражают волю всего населения муниципального образования, придают ей общеобязательный характер и осуществляют от его имени власть);
6) гласность деятельности по осуществлению местного самоуправления;
7) обеспечение органами государственной власти муниципальным образованиям
минимальных местных бюджетов;
8) гарантированность государством минимальных государственных социальных стандартов по удовлетворению основных жизненных потребностей населения, обеспечение которых отнесено к ведению муниципальных образований;
9) государственные гарантии и поддержка местного самоуправления;
10) принцип субсидиарности, взаимодействия и сотрудничества органов местного самоуправления с органами государственной власти
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Органы местного самоуправления:
1. управляют муниципальной собственностью
2. формируют, утверждают и исполняют местный бюджет
3. устанавливают местные налоги и сборы
4. осуществляют охрану общественного порядка и иные вопросы местного значения.
Эти органы могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для этого материальных и финансовых средств.
В итоге, местное самоуправление-самостоятельная деятельность граждан по регулированию, управлению и решению непосредственно или через формируемые ими органами местного самоуправления значительной части вопросов местного значения в интересах населения данной территории с учётом развития общества.
Особую роль в реализации местного самоуправления играет непосредственная демократия. Она включает различные формы непосредственного волеизъявления населения или его групп, проживающих в границах административно-территориальных единиц.
Важная составная часть системы местного самоуправления-органы местного самоуправления, к которым относятся выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным законом, законами субъектов, уставами муниципальных образований и другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Структура органов местного самоуправления включает:
1. представиельный орган муниципального образования
2. глава муниципального образования
3. местная администрация, т. е. Исполнительно-распорядительный орган
4. иные органы, предусмотренные уставом и обладающие полномочиями
Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования определяется населением на местном референдуме или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе.
Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемые Конституцией РФ, получили развитие в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. В нем определены единые принципы формирования и развития основ местного самоуправления в нашей стране: правовых, территориальных, организационных и финансово-экономических.
Вместе с Конституцией РФ, Европейской хартией местного самоуправления он составляет, таким образом, юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами Федерации.
При этом следует учитывать особую роль Закона об общих принципах организации местного самоуправления в системе федеральных законов.