Предварительного следствия

Статья 208. Основания, порядок и сроки приостановления предварительного следствия

Комментарий к статье 208

1. Под приостановлением предварительного расследования понимается вынужденный перерыв в производстве следственных действий при наличии предусмотренных законом оснований, препятствующих дальнейшему производству по уголовному делу и принятию итогового для этой стадии процессуального решения.

В течение такого перерыва могут проводиться только оперативно-розыскные мероприятия и приниматься иные непроцессуальные меры по устранению оснований, вызвавших приостановление предварительного расследования. Применение по приостановленному производством делу меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении и меры процессуального принуждения в виде временного отстранения обвиняемого от должности не предполагается (см. Определения Конституционного Суда РФ от 19.10.2010 N 1364-О-О, от 29.09.2011 N 1306-О-О, от 25.01.2012 N 31-О-О). По смыслу рассматриваемого института не действуют (не применяются) и другие меры пресечения, иные меры процессуального принуждения (за исключением ареста на имущество), но допускается фактическое задержание подозреваемого, обвиняемого.

В установленный законом срок предварительного следствия, дознания (см. комментарий к ст. ст. 162 и 223 УПК РФ) не включается время, в течение которого расследование по делу не производилось как приостановленное.

2. Предусмотренные в ч. 1 комментируемой статьи четыре фактических основания для приостановления предварительного расследования, производимого как в форме предварительного следствия, так и дознания в общем порядке, являются исчерпывающими.

Следует отметить, что процедура, да и сама возможность приостановления дознания, производимого в сокращенной форме (см. комментарий к ст. ст. 226.1 - 226.9 УПК РФ), в законе не урегулированы. По смыслу этого правового института, требующего от подозреваемого заявления соответствующего ходатайства и признания вины, приостановление дознания по п. п. 1 и 2 ч. 1 комментируемой статьи невозможно. Однако полагаем, что приостановление производства дознания в сокращенной форме допустимо по предусмотренным п. п. 3 и 4 ч. 1 анализируемой статьи основаниям. Например, в случае тяжелой болезни подозреваемого, ходатайство которого о производстве дознания в сокращенной форме удовлетворено. В противном случае отказ в приостановлении производства дознания в сокращенной форме и переход без наличия прямо предусмотренных законом оснований к производству дознания в общем порядке нарушало бы право подозреваемого воспользоваться правом на рассмотрение его уголовного дела судом в порядке, предусмотренном гл. 40 УПК РФ (см. комментарий к ст. ст. 314 - 317 УПК РФ), с назначением в силу ч. 6 ст. 226.9 УПК РФ наказания, не превышающего одну вторую максимального срока или размера наиболее строгого наказания. То есть подозреваемый будет лишен права на рассмотрение уголовного дела с применением более льготной для себя процедуры в части назначения наказания, освобождения от уплаты процессуальных издержек. Однако вопрос о приостановлении дознания, производимого в сокращенной форме, требует законодательного регулирования.

Никакие иные обстоятельства, затрудняющие продолжение и окончание расследования или по объективным причинам увеличивающие его срок (например, отсутствие или болезнь потерпевшего или свидетеля, назначение судебной экспертизы в другом субъекте РФ в связи с отсутствием необходимых экспертов в регионе расследования или сложности экспертизы, стихийное бедствие, военное положение, если они не препятствуют явке обвиняемого, подозреваемого, реорганизация органа предварительного расследования, кратковременные перерывы в транспортном сообщении, большое количество уголовных дел в производстве, болезнь или отпуск самого следователя, дознавателя и т.п.), не могут служить основанием для приостановления производства по уголовному делу. При необходимости в таких случаях срок предварительного следствия или дознания должен быть продлен либо приняты организационные меры для ускорения производства - поручение производства по уголовному делу следственной группе (см. комментарий к ст. 163 УПК РФ) или группе дознавателей (см. комментарий к ст. 223.2 УПК РФ), передача уголовного дела в производство другому следователю, дознавателю (см. комментарий к ст. ст. 39, 40.1 УПК РФ).

По смыслу ст. ст. 96, 98 Закона о Конституционном Суде РФ не является основанием для приостановления предварительного расследования, в отличие от судебных стадий уголовного процесса, принятие Конституционным Судом РФ к рассмотрению жалобы заявителя на нарушение законом, подлежащим применению в конкретном деле, конституционных прав и свобод граждан.

Порочной является практика принятия решений, предусмотренных анализируемой частью статьи, в целях искусственного повышения статистических показателей работы органов предварительного расследования с целью избежать "брака в работе", под которым без каких-либо законных оснований понимается прекращение уголовного дела по реабилитирующим основаниям. Не основана на законе и существующая в некоторых органах предварительного расследования практика приостановления производства по уголовному делу незадолго до окончания срока предварительного следствия с целью избежать продления срока предварительного следствия в общем порядке. В последующем такое заведомо незаконное постановление отменяется руководителем следственного органа, прокурором, и срок предварительного следствия устанавливается в порядке ч. 6 ст. 162 УПК РФ. Недопустимы и иные ведомственные "хитрости", например в целях искусственного увеличения срока расследования и т.п., с помощью которых анализируемый институт, вопреки назначению уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ), используется не по назначению и вопреки смыслу закона.

3. Первое основание приостановления предварительного расследования - лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено - может быть положено в основу соответствующего процессуального решения, когда следователем, дознавателем приняты все возможные меры для установления соответствующего лица, но установить его не удалось или достаточных доказательств для предъявления обвинения конкретному лицу не собрано. Для приостановления предварительного расследования по рассматриваемому основанию необходимо достоверно установить факт совершения преступления. Если факт совершения преступления не установлен, то уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием события преступления (см. комментарий к ст. 24 УПК РФ), а не приостановлению производством.

4. Пункт 2 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает возможность приостановления производства предварительного расследования, если подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам. Место нахождения обвиняемого, подозреваемого может быть неизвестно в силу разных причин. Например, обвиняемый, подозреваемый выехал с постоянного места жительства в неизвестном направлении, утратил связь с родственниками еще до вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого или даже до возбуждения в отношении его уголовного дела. То есть никаких намеренных действий с целью избежать уголовной ответственности он не совершал. В этом случае приостановление производства предварительного расследования не оказывает влияния на общие условия исчисления срока давности (ч. 2 ст. 78 УК РФ), которые исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу.

Местонахождение обвиняемого, подозреваемого может быть неизвестно по причине того, что он скрылся от следствия. Зная об уголовном преследовании, он совершил целенаправленные и осознанные действия, чтобы избежать задержания и привлечения к уголовной ответственности (например, намеренно изменил место жительства, нарушил избранную меру пресечения или процессуального принуждения, приобрел поддельные документы на имя другого лица, изменил внешность и т.п.). После приостановления производства предварительного расследования по указанным основаниям подозреваемый, обвиняемый будет считаться уклоняющимся от следствия и суда, и для него наступают неблагоприятные правовые последствия - в соответствии с ч. 3 ст. 78 УК РФ течение сроков давности приостанавливается и возобновляется лишь с момента задержания указанного лица или явки его с повинной.

Поэтому до вынесения постановления о приостановлении производства предварительного следствия по рассматриваемому основанию необходимо достоверно установить причины, по которым местонахождение подозреваемого, обвиняемого неизвестно органам расследования. Для этого следует провести проверку по месту жительства, работы подозреваемого, обвиняемого, установить круг его общения, опросить членов семьи, соседей, сослуживцев о возможном месте его нахождения, было ли ему известно о возбуждении уголовного дела, получал ли повестки о явке к следователю; при наличии оснований запросить сведения в медицинских учреждениях о нахождении подозреваемого, обвиняемого на стационарном лечении, бюро расследования несчастных случаев об обнаружении трупов со схожими приметами, администрацию мест содержания под стражей обвиняемых, подозреваемых в совершении преступлений о содержании лица, если есть основания полагать, что в отношении его могла быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу по другому делу, и т.п.

Необходимо учитывать, что при применении положений ч. 3 ст. 78 УК РФ о приостановлении сроков давности в случае уклонения лица, совершившего преступление, от следствия или суда требуется проверять доводы лица о том, что оно не уклонялось от следствия и суда, в том числе и тогда, когда в отношении его объявлялся розыск (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности").

5. Еще одним основанием для приостановления предварительного расследования является случай, когда место нахождения подозреваемого или обвиняемого следователю известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует. Это могут быть случаи пребывания подозреваемого, обвиняемого на зимовке, в экспедиции в труднодоступной части Российской Федерации или за рубежом, на находящемся в дальнем плавании морском судне, на территории, временно недоступной в связи со стихийными явлениями (ледоход, наводнение), и т.п. Это основание приостановления может быть применено и в случаях нахождения лица за границей при отказе этого лица вернуться в Россию для участия в уголовном судопроизводстве, а также при отказе в его экстрадиции иностранным государством по месту его пребывания. Для принятия обоснованного решения о приостановлении предварительного расследования необходимо установить, действительно ли подозреваемому, обвиняемому невозможно прибыть к месту производства расследования, как долго могут продолжаться препятствующие этому события или обстоятельства, не созданы ли эти условия намеренно подозреваемым, обвиняемым, а также оценить, все ли процессуальные возможности обеспечения его явки, в том числе из-за границы, использованы. То есть невозможность участия в уголовном деле должна иметь объективный характер.

Сообщение подозреваемого, обвиняемого о невозможности явки к следователю из отдаленного места на территории Российской Федерации или из-за рубежа под предлогом отсутствия требуемых для оплаты проезда денежных средств, необходимости ухода за больными родственниками, участия в производственных или иных мероприятиях и т.п. не является основанием для принятия решения о приостановлении предварительного расследования по причине отсутствия реальной возможности участия в уголовном деле, так как эти препятствия являются устранимыми.

6. В качестве четвертого основания приостановления предварительного расследования законодатель предусмотрел временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствующее его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

По смыслу комментируемой нормы заболевание подозреваемого или обвиняемого должно носить такой характер, который на длительное время исключает его участие не только в следственных, но и иных процессуальных действиях (ознакомление с постановлением о назначении экспертизы, заключением эксперта, ознакомление с материалами уголовного дела и т.п.). Например, основанием для приостановления предварительного расследования может являться нахождение подозреваемого, обвиняемого на лечении в условиях стационара (постельный режим), временное нарушение работы органов чувств (зрения, слуха), инфекционные заболевания и т.п. Перечень таких заболеваний нормативно установить невозможно. В каждом случае наличие предусмотренных анализируемой нормой оснований для принятия соответствующего процессуального решения должно решаться индивидуально.

Не является абсолютным основанием для приостановления предварительного расследования временная нетрудоспособность подозреваемого, обвиняемого, в том числе подтвержденная соответствующим медицинским документом - листком временной нетрудоспособности (см. Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н).

Если у подозреваемого, обвиняемого обнаруживается психическое заболевание, то само по себе это обстоятельство также не является основанием для принятия решения, предусмотренного комментируемым пунктом статьи. Когда психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого вызывает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве, требуется назначение соответствующей экспертизы (см. комментарий к ст. 196 УПК РФ), а не приостановление производства по делу.

По смыслу комментируемой нормы необходимо удостоверение факта тяжелого заболевания подозреваемого или обвиняемого медицинским заключением, что не исключают назначение и проведение медицинской или судебно-психиатрической экспертизы в целях подтверждения этого обстоятельства. При этом необходимость назначения в будущем судебно-психиатрической (как и иной) экспертизы не является основанием для приостановления предварительного расследования.

Закон не раскрывает понятие "медицинское заключение" применительно к условиям принятия решения о приостановлении предварительного расследования. Полагаем, что такой медицинский документ не может иметь форму "справки", "акта", "выписки из истории болезни" и т.п. Заключение должно выдаваться медицинским учреждением по результатам исследования медицинских документов и состояния здоровья больного, на что указывает сам термин "заключение", и содержать соответствующий вывод о возможности его участия в следственных и иных процессуальных действиях. В целях объективности заключения и, как следствие, обоснованности принятого на его основе процессуального решения представляется желательным комиссионное заключение. Заметим по аналогии, что для рассмотрения судом вопроса об освобождении от отбывания наказания лица, заболевшего после совершения преступления тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания (ч. 2 ст. 81 УК РФ), необходимо именно комиссионное заключение о состоянии его здоровья (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 N 8 "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания").

7. Процессуальным основанием для приостановления предварительного расследования является вынесение соответствующего постановления следователем, дознавателем, в производстве которых находится уголовное дело. Это решение не требует согласования с руководителем следственного органа, прокурором. В случае расследования уголовного дела следственной группой или группой дознавателей постановление выносится ее руководителем (см. комментарий к ст. ст. 163, 223.2 УПК РФ). Как и любое постановление, вынесенное в ходе предварительного расследования, постановление следователя, дознавателя о приостановлении предварительного расследования должно быть законным, обоснованным и мотивированным (ч. 4 ст. 7 УПК РФ). Орган предварительного расследования не вправе принимать решение о приостановлении предварительного следствия произвольно и немотивированно, без наличия фактических оснований и без соблюдения условий, закрепленных ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи (см. Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2010 N 242-О-О).

Во вводной части такого постановления приводятся обычные для большинства постановлений следователя, дознавателя сведения - место, дата вынесения постановления, процессуальное положение, наименование должности, специального (воинского) звания лица, вынесшего постановление, его фамилия и инициалы, номер уголовного дела.

В описательно-мотивировочной части постановления должно содержаться указание на дату возбуждения уголовного дела, срок расследования, описание установленных фактических обстоятельств дела, сведения о подозреваемом, обвиняемом (за исключением п. 1 ч. 1 комментируемой статьи), указание на выполнение всех следственных действий, которые возможны в отсутствие подозреваемого, обвиняемого для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, приведены доказательства виновности причастных к преступлению лиц, изложено и мотивировано наличие одного из фактических оснований, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи.

В резолютивной части постановления должно быть сформулировано само решение о приостановлении предварительного расследования с указанием соответствующего пункта ч. 1 комментируемой статьи и других необходимых сведений в зависимости от оснований приостановления (например, о поручении органу дознания установить лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, об объявлении розыска подозреваемого, обвиняемого). Также должен быть указан срок, на который приостанавливается предварительное расследование, например, до обнаружения лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, до отпадения определенных условий, препятствующих явке обвиняемого, до выздоровления обвиняемого и его возможности участия в следственных действиях и т.п. В резолютивной части постановления также указывается об уведомлении о принятом решении заинтересованных участников процесса с разъяснением порядка его обжалования (см. комментарий к ст. 209 УПК РФ).

8. После приостановления расследования сохраняет действие избранная мера процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество. Эта мера может длительное время ограничивать права лица, на имущество которого наложен арест, так как срок ее действия в случае приостановления предварительного расследования не установлен. Следователю, дознавателю необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой не соответствующими Конституции РФ признаны ряд статей УПК РФ, в том числе п. 2 ч. 1 комментируемой статьи, в той мере, в какой они не предусматривают эффективных средств защиты законных интересов собственника имущества, на которое наложен арест для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, в случаях приостановления предварительного следствия по уголовному делу в связи с тем, что подозреваемый, обвиняемый скрылся от следствия (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2011 N 1-П). С учетом приведенной правовой позиции перед принятием решения о приостановлении предварительного расследования следователю, дознавателю требуется рассмотреть вопрос о возможности отмены примененной меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество лица, которое по закону несет за действия подозреваемого или обвиняемого материальную ответственность, вытекающую из причинения вреда.

9. В целях обеспечения надзора за законностью принятого решения копия постановления направляется прокурору. Срок направления постановления законом не определен, но по своим правовым последствиям, в частности возникновению препятствия в доступе потерпевшего к правосудию, это постановление может быть аналогичным постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела. Представляется, что в силу процессуальной аналогии рассматриваемый срок должен соответствовать установленному законом 24-часовому сроку направления прокурору копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 148 УПК РФ). Копии постановлений о приостановлении предварительного расследования, поступившие в прокуратуру, учитываются в книгах раздельно по ведомствам (п. 2.4.3.9 Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 29.12.2011 N 450).

10. Как следует из ч. 3 комментируемой статьи, приостановление предварительного расследования возможно в отношении одного или нескольких подозреваемых, обвиняемых по уголовному делу. В этом случае уголовное дело в отношении этих лиц выделяется в отдельное производство (см. комментарий к ст. 154 УПК РФ), расследование которого приостанавливается. Расследование основного уголовного дела после выделения в отдельное производство уголовного дела в отношении некоторых подозреваемых, обвиняемых производится в обычном порядке. Выделение уголовного дела недопустимо в отношении лиц, которые статусом подозреваемого, обвиняемого не обладают.

11. Согласно ч. 4 комментируемой статьи обязательным условием приостановления производства по уголовному делу по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2 ч. 1 этой статьи, является истечение установленного законом срока предварительного следствия, дознания. Имеется в виду первоначальный срок предварительного расследования, без учета возможности его последующего продления, который для предварительного следствия не может превышать двух месяцев, а для дознания - 30 суток (ч. 1 ст. 162 и ч. 3 ст. 223 УПК РФ). Такое положение закона вызвано необходимостью стимулировать процессуальную деятельность по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, подозреваемого, установлению его места нахождения путем производства именно следственных действий. Если выполнены не все необходимые и возможные следственные действия, то срок предварительного следствия, дознания должен быть продлен.

Производство по уголовному делу по основаниям, предусмотренным п. п. 3 и 4 ч. 1 комментируемой статьи, может быть приостановлено и до истечения срока предварительного следствия (дознания). Но иные необходимые условия для принятия этого решения, в том числе производство всех возможных в отсутствие подозреваемого, обвиняемого следственных действий, необходимых для установления фактических обстоятельств дела, должны быть соблюдены.

12. Как следует из ч. 5 комментируемой статьи, до приостановления предварительного следствия следователь должен выполнить все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и принять меры по его розыску либо установлению лица, совершившего преступление. В этих целях следователь, дознаватель обязаны дать органу дознания поручение о производстве необходимых оперативно-розыскных мероприятий (п. 4 ч. 2 ст. 38, п. 1.1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ), в том числе по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого; обвиняемый может быть объявлен в розыск и т.п. По смыслу закона на принятие этих мер может быть указано непосредственно в постановлении о приостановлении расследования.

Статья 209. Действия следователя после приостановления предварительного следствия

Комментарий к статье 209

1. О приостановлении предварительного расследования необходимо в письменной форме уведомить всех заинтересованных лиц (потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей) путем направления копии соответствующего постановления, разъяснить порядок обжалования принятого решения. Закон не содержит указания на направление именно копии постановления, но это следует из смысла п. 13 ч. 2 ст. 42 УПК РФ, согласно которой потерпевший вправе получать копии ряда постановлений, в том числе о приостановлении предварительного расследования, без какого-либо дополнительного волеизъявления со своей стороны. Кроме этого, получение только "уведомления" о приостановлении предварительного расследования без копии процессуального решения ограничивает возможность его обжалования, так как потерпевшему (как и гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям) в таком случае остается неизвестной мотивировка принятого решения.

О вынесении постановления также уведомляются подозреваемый, обвиняемый и их защитники в случае приостановления предварительного расследования по основаниям, предусмотренным п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ. Срок, в течение которого копия постановления должна быть направлена указанным лицам, законом не определен. Представляется, что, по аналогии, он не должен превышать установленный законом 24-часовой срок направления заявителю копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 148 УПК РФ).

2. Постановление о приостановлении предварительного расследования должно содержать указание на процессуальный порядок его обжалования. Вынесенное следователем постановление может быть обжаловано заинтересованным участником процесса руководителю следственного органа, вынесенное дознавателем - прокурору (ст. ст. 123, 124 УПК РФ). Право отмены постановления, вынесенного дознавателем, принадлежит и начальнику подразделения дознания (п. 3 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ). Так как постановление о приостановлении предварительного следствия затрудняет доступ граждан к правосудию, ограничивает права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, создает гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права, оно может быть обжаловано также в порядке ст. 125 УПК РФ (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1).

С учетом оснований приостановления уголовного дела по п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ подозреваемый (обвиняемый) не может быть уведомлен о принятом решении по объективным причинам (само лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, подозреваемый, обвиняемый скрылся и т.п.). Однако это не лишает подозреваемого, обвиняемого права на обжалование постановления после того, как ему станет о нем известно. Если обвиняемый скрылся от следствия, но в уголовном деле участвует его защитник, он также имеет право получить копию постановления о приостановлении предварительного расследования и обжаловать данное решение.

3. В ч. 2 комментируемой статьи содержится требование к следователю о принятии мер по устранению препятствий для продолжения предварительного расследования, послуживших основанием для принятия решения о его приостановлении в соответствии с п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ. Следователь обязан принять меры по установлению местонахождения лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого, либо объявить его розыск, если подозреваемый, обвиняемый скрылся. Такие меры могут приниматься следователем непосредственно, но без производства следственных действий, например, путем направления запросов о предоставлении сведений в учреждения, предприятия, организации, должностным лицам и гражданам.

Следователь также обязан принять необходимые меры через органы дознания путем дачи письменных поручений (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ) о производстве оперативно-розыскных мероприятий по установлению лица, причастного к совершению преступления, либо установлению его местонахождения. В случае если подозреваемый, обвиняемый скрылся от следствия или его место нахождения неизвестно по другим причинам, следователь обязан объявить его розыск, который поручается органу дознания (см. комментарий к ст. 210 УПК РФ).

Таким образом, основная работа по устранению предусмотренных п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ оснований для приостановления предварительного расследования должна производиться органами дознания, которые в силу ч. 4 ст. 157 УПК РФ и без поручения следователя обязаны принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах. Однако на следователя ложится организационная, а также аналитическая функция, так как поступающие из органа дознания и получаемые следователем непосредственно сведения должны быть изучены и обобщены, с их учетом спланирована работа по дальнейшему розыску подозреваемого, обвиняемого. Именно следователь ответствен за ход и результаты расследования уголовного дела.

4. В ч. 3 комментируемой статьи содержится запрет на производство следственных действий после приостановления предварительного расследования и, соответственно, возложения на лиц процессуальных обязанностей. Такой запрет правомерен, так как производство следственных действий за пределами установленных законом сроков предварительного следствия, дознания означало бы фактически "бессрочное" производство по уголовному делу, сопряженное с возможностью применения мер процессуального принуждения.

Статья 210. Розыск подозреваемого, обвиняемого

Комментарий к статье 210

1. Следователь принимает меры по розыску лишь того подозреваемого или обвиняемого, данные о личности которого известны и который скрылся от следствия (ч. 5 ст. 208, п. 2 ч. 2 ст. 209 УПК РФ). Принимая решение о розыске подозреваемого, обвиняемого, следователь должен убедиться в том, что место его нахождения действительно неизвестно, и привести в подтверждение этого соответствующие доказательства, а также уведомить о принятом решении его защитника, если он участвует в деле. Такая обязанность вытекает как из ч. 2 ст. 48 Конституции РФ, гарантирующей каждому подозреваемому, обвиняемому, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, право на помощь адвоката (защитника), так и из ч. 4 ст. 49 УПК РФ, предусматривающей необходимость обеспечения права на помощь защитника, в том числе при осуществлении в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, процессуальных действий, затрагивающих его права и свободы (см. Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 26-О).

Установление места нахождения скрывающегося лица в большинстве случаев невозможно без проведения оперативно-розыскных мероприятий. Согласно ст. 2 Закона об ОРД осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, является одной из задач оперативно-розыскной деятельности. Поэтому в комментируемой статье предусмотрено поручение этой работы органам дознания, которые располагают необходимыми полномочиями на осуществление такой деятельности. Перечень этих органов установлен ст. 13 Закона об ОРД.

Однако поручение розыска подозреваемого, обвиняемого органу дознания не освобождает следователя от продолжения деятельности по расследованию преступления, производства необходимых следственных, иных процессуальных действий по установлению всех обстоятельств его совершения. Аналогичные решения и действия принимаются также дознавателем после вынесения постановления о розыске подозреваемого по делу, находящемуся в его производстве.

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного расследования (в этом случае выносится отдельное постановление), так и одновременно с его приостановлением (допускается оформление единого постановления). Постановление об объявлении розыска подозреваемого, обвиняемого является правовым основанием для организации и обеспечения розыска. Постановление должно содержать необходимые сведения о разыскиваемом лице. Ведомственными правовыми актами также предусматривается, что подробные сведения о личности разыскиваемого лица должны отражаться в справке о личности подозреваемого, обвиняемого, которая направляется следователем в орган дознания совместно с постановлением об объявлении розыска. В справке указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения разыскиваемого, описывается его внешность, особые приметы, привычки, родственные и иные связи, имеющиеся заболевания, сведения о имеющихся судимостях, об отбывании наказания и т.п.

В случае избрания меры пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого совместно с постановлением об объявлении розыска в орган дознания направляется соответствующее постановление. Дальнейшая работа по исполнению постановления следователя об объявлении розыска подозреваемого, обвиняемого, в том числе виды розыска - местный, федеральный (на территории Российской Федерации), межгосударственный (в рамках СНГ), международный (на территории государств - членов Интерпола), порядок составления необходимых документов, методика проведения розыска регламентируются подзаконными ведомственными или межведомственными актами органов дознания.

3. В случае обнаружения местонахождения скрывающегося обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном для задержания подозреваемого (см. комментарий к ст. ст. 91 - 96 УПК РФ). Вопрос об избрании в отношении его меры пресечения решается в общем порядке. Согласно ч. 4 комментируемой статьи при наличии законных оснований в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения, в том числе заключение под стражу. Однако в этом случае избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие скрывающегося от следствия обвиняемого допускается только после объявления обвиняемого в международный розыск (см. комментарий к ст. 108 УПК РФ).

Решение об объявлении лица в международный розыск принимается органом, осуществляющим оперативно-розыскные действия, которому поступило на исполнение постановление следователя о розыске обвиняемого. Обязательным условием объявления в международный розыск обвиняемого является наличие сведений, что это лицо скрывается от уголовного преследования или наказания за пределами Российской Федерации (п. п. 121, 122 Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной Приказом МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 06.10.2006 N 786/310/470/454/333/971).

Статья 211. Возобновление приостановленного предварительного следствия

Комментарий к статье 211

1. Следователь является субъектом принятия по собственной инициативе решения о возобновлении приостановленного предварительно следствия в случае, если отпали предусмотренные законом фактические основания приостановления. Например, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого лицо явилось с повинной; обнаружено местонахождение разыскиваемого обвиняемого; находившийся на морском судне в дальнем плавании подозреваемый, обвиняемый прибыл к месту расследования и т.п.

Следователь также вправе самостоятельно принять решение о возобновлении предварительного следствия, когда основания для приостановления не отпали, но необходимо производство следственных действий, возможных в отсутствие обвиняемого, так как по приостановленному делу их производство запрещено (ч. 3 ст. 209 УПК РФ). Например, обнаружен очевидец преступления, установлен потерпевший и необходимо производство их допросов, требуется проверка в процессуальном порядке информации, полученной органом дознания в ходе оперативно-розыскных мероприятий, уже произведенное следственное действие выполнено некачественно, поверхностно либо с нарушениями закона и требуется его повторное производство и т.п.

Пункт 3 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает также возможность возобновления предварительного расследования следователем после отмены постановления о приостановлении расследования прокурором. Руководитель следственного органа, получив постановление прокурора об отмене решения о приостановлении предварительного следствия с материалами уголовного дела, должен направить его следователю для возобновления производства по уголовному делу и проведения расследования, устанавливая срок следствия в соответствии с ч. 6 ст. 162 УПК РФ в пределах одного месяца со дня поступления уголовного дела следователю.

2. Во всех предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи случаях процессуальным основанием для возобновления производства предварительного расследования является постановление следователя. Как и все постановления, вынесенные следователем в ходе досудебного производства, оно должно быть законным, обоснованным и мотивированным (ч. 4 ст. 7 УПК РФ). Следовательно, в описательно-мотивировочной части постановления должно содержаться указание на мотивы принятого решения, основания его принятия со ссылкой на соответствующий пункт комментируемой части статьи, какие именно действия необходимо выполнить по возобновленному производством уголовному делу. В резолютивной части постановления необходимо указать на решение о возобновлении предварительного расследования, а также о направлении копии постановления участникам процесса, указанным в ч. 3 комментируемой статьи, с разъяснением порядка его обжалования.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 223 УПК РФ приостановленное дознание при наличии оснований, предусмотренных комментируемой частью статьи, может быть возобновлено на основании постановления прокурора, а также начальника подразделения дознания, право которого на отмену указанного постановления предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ.

3. Относительно недавно комментируемая статья была дополнена ч. 1.1, согласно которой прокурор наделен правом отмены незаконного или необоснованного постановления руководителя следственного органа, следователя о приостановлении предварительного следствия (п. 12 ст. 20 Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия"). В этом случае прокурор выносит мотивированное постановление. Генеральный прокурор в ходе осуществления надзорной деятельности требует от подчиненных прокуроров обеспечивать комплексный подход к проверке законности и обоснованности принятия решений о приостановлении предварительного следствия. В случае принятия следователем указанных решений по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ (лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, скрылось или его местонахождение не установлено по другим причинам), проверке и анализу подлежат не только уголовные дела, но и дела оперативного учета в целях возможного выявления в материалах оперативно-розыскного производства сведений, которые могут быть использованы в раскрытии преступлений, а также в обнаружении и задержании скрывшегося от следствия лица.

Оценивая законность и обоснованность процессуальных решений о приостановлении предварительного следствия по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ (отсутствие реальной возможности подозреваемого, обвиняемого участвовать в уголовном деле), следует принимать во внимание лишь объективно сложившиеся обстоятельства, подтверждающие выводы следователя о невозможности участия указанных в законе лиц в производстве по уголовному делу.

Проверяя решения о приостановлении предварительного следствия в связи с временным тяжелым заболеванием обвиняемого (п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ), необходимо исходить из того, что такие процессуальные решения могут приниматься только при наличии медицинского заключения о невозможности участия лица в следственных и процессуальных действиях по уголовному делу (п. 1.10 Приказа Генпрокуратуры России от 02.06.2011 N 162, п. 20 Приказа Генпрокуратуры России "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания").

Оценивая положительно наличие у прокурора полномочий по отмене незаконных и необоснованных постановлений следователя о приостановлении предварительного расследования, вызывает сомнение целесообразность установления комментируемой частью статьи конкретного срока принятия такого решения - 14 суток с момента получения материалов уголовного дела. Сведения о незаконности постановления могут стать известны прокурору и после истечения указанного срока, например по результатам проверки жалобы участника процесса. Однако на 15-е сутки незаконное изначально постановление следователя не становится "законным".

Остается открытым также вопрос о возможности вышестоящего прокурора по истечении установленного 14-суточного срока отменить незаконное постановление следователя после того, как оно оставлено без отмены нижестоящим прокурором. До момента проверки уголовного дела в вышестоящей прокуратуре, например по жалобе участника процесса, может пройти значительное время, так как первоначальный ответ на жалобу будет дан нижестоящим прокурором. Своеобразное "вступление в силу" постановления следователя, порождающее невозможность его отмены по истечении какого-либо срока, ограничивает не только возможность прокурора принять эффективные меры по устранению нарушений закона, но и реализацию установленного ст. 6 УПК РФ назначения уголовного судопроизводства, которым в том числе является защита законных прав и интересов лиц, потерпевших от преступлений.

Полагаем, что установление уголовно-процессуальным законом какого-либо срока для отмены прокурором незаконных и необоснованных постановлений следователя, препятствующих дальнейшему движению уголовного дела, доступу потерпевшего к правосудию, недопустимо. Такие сроки могут устанавливаться правовыми актами Генпрокуратуры России и иметь исключительно организационную цель. Нарушение подобных сроков может повлечь дисциплинарную ответственность конкретного прокурора, но не процессуальные последствия в виде невозможности для прокурора устранить выявленные нарушения закона. Кроме этого, для руководителя следственного органа предельный срок принятия решения об отмене незаконного постановления следователя в УПК РФ не предусмотрен.

Однако отметим, что в законе отсутствует и прямой запрет на отмену прокурором незаконного и необоснованного постановления следователя по истечении 14-суточного срока с момента поступления материалов уголовного дела; не предусмотрены негативные процессуальные последствия принятия такого решения прокурором. Складывается практика отмены прокурорами незаконных и необоснованных постановлений следователей независимо от срока, прошедшего с момента их вынесения. Такую практику следует считать правильной и соответствующей принципам уголовного судопроизводства, в том числе требованию о законности, мотивированности и обоснованности любого постановления следователя (ч. 4 ст. 7 УПК РФ).

4. Приостановленное предварительное следствие может быть возобновлено на основании постановления руководителя следственного органа в связи с отменой соответствующего постановления следователя, что вытекает из его общих полномочий по отмене любых незаконных и необоснованных постановлений следователя (см. комментарий к ст. 39 УПК РФ).

Председатель Следственного комитета РФ требует от подчиненных руководителей следственных органов в каждом случае приостановления предварительного следствия в срок не позднее 10 суток проверять законность и обоснованность принятого следователем решения. Если не исчерпаны все возможности для собирания доказательств, установления обстоятельств совершения преступления, установления и розыска лиц, совершивших преступления, безотлагательно отменять это решение и давать следователю письменное указание о производстве необходимых следственных и иных процессуальных действий (в том числе о даче соответствующего поручения органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность) (п. 1.22 Приказа Следственного комитета РФ "Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации").

5. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает обязанность сообщить о возобновлении предварительного следствия подозреваемому, обвиняемому, их защитникам, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям. Данное положение направлено на создание необходимых условий для защиты заинтересованными участниками уголовного процесса своих прав и законных интересов, затронутых указанным решением, и предполагает обеспечение возможности ознакомления с теми материалами, которые послужили основанием для принятия такого решения (см. Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2012 N 1269-О). Полагаем, что такое сообщение должно предусматривать направление заинтересованным лицам копии постановления о возобновлении расследования (постановления об отмене незаконного и необоснованного постановления о приостановлении предварительного расследования).

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, непременной составляющей права на судебную защиту является обеспечение заинтересованным лицам возможности представить суду доказательства в обоснование своей позиции, а также высказать свое мнение относительно позиции, занимаемой противоположной стороной, и приводимых ею доводов; без ознакомления с вынесенным в отношении заинтересованного участника процесса решением и его обоснованием он не в состоянии не только должным образом аргументировать свою жалобу в суд, но и правильно определить, будет ли обращение в суд отвечать его интересам (см. Определения Конституционного Суда РФ от 21.12.2000 N 285-О, от 12.05.2003 N 173-О и др.). Уведомление участников уголовного процесса о возобновлении расследования путем направления копии соответствующего постановления осуществляется следователем, дознавателем.

6. В целях обеспечения своевременного прокурорского надзора копия постановления о возобновлении предварительного расследования направляется прокурору. Срок направления копии постановления прокурору законом не определен. Полагаем, что по своим процессуальным последствиям возобновление производства по уголовному делу сравнимо с возбуждением уголовного дела. Поэтому направление прокурору копии постановления о возобновлении предварительного расследования должно производиться следователем, дознавателем по аналогии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ незамедлительно после принятия этого решения.

Наши рекомендации