Систематизация НПА (Законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм
В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.
Значение систематизации заключается:
- во-первых, в том, что она выступает формой совершенствования действующего законодательства. Анализ и оценка нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов и коллизий в действующем законодательстве;
- во-вторых, обеспечивает дальнейшее развитие и оптимизацию системы законодательства. Законодательство не может рассматриваться как механическая совокупность законодательных и иных актов. Оно представляет собой системно организованный нормативно-правовой массив со своей структурой, внутренними частями и связями. Специфика построения и развития системы законодательства заключается в том, что при принятии каждого нового нормативного акта законодатель должен не только исходить из характера решаемых им задач, но и учитывать наличие на момент принятия данного акта действующего законодательства. Следовательно, при включении законодателем нового нормативного акта в уже существующую систему важно избежать различного рода дисфункций, способных вызвать дисбаланс системы и тем самым снизить ее эффективность. Чтобы не плодить массу «лоскутных» актов, нормативных «обрезков», нужно идти по пути их объединения, укрупнения, одновременно приводя этот материал в научно обоснованную систему. В этой связи постоянная систематизаторская работа по выявлению и решению проблем правового регулирования создает условия для формирования стройной, сбалансированной, стабильной и в то же время динамичной системы законодательства;
- в-третьих, систематизация создает условия для удобства использования законодательства в юридической практике. Она обеспечивает благоприятные условия при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать нормативные положения. Четкость и доступность законодательства, ясность правовых предписаний является важной предпосылкой для принятия правильных, обоснованных правоприменительных решений, позволяет оптимально достичь целей правового регулирования.
В настоящее время используются такие формы систематизации НПА:
I) кодификация; II) инкорпорация; III) консолидация IV) учет.
Важно отметить, что систематизаторская работа по упорядочению законодательства становится все более актуальной именно в современный период развития Российского государства, когда процесс первоначального накопления законодательного массива практически завершен.
Если говорить об общей оценке современного российского законодательства, то, как отмечают многие авторы, она едва ли может быть положительной как по линии качественных, так и количественных показателей. Действующее законодательство несистемно, противоречиво, излишне декларативно и чаще всего не снабжено механизмом реализации. Явно недостаточно внимания уделяется обеспечению внутренней согласованности, беспробельности и научной обоснованности принимаемых законов. Заметно отстают темпы «расчистки» старого законодательства и приведения его в соответствие с новыми законами.
Следовательно, если сейчас активно не заниматься упорядочением накопленной нормативной базы, то в перспективе это выразится в дальнейшем снижении эффективности правового регулирования. Отмечая значение всех форм
систематизации, необходимо подчеркнуть, что приоритет в этом процессе должны иметь методы объединения, укрупнения нормативных актов, направленных на повышение уровня кодифицированности законодательства, сбалансированности его системы.
I. КОДИФИКАЦИЯ – это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного НПА, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.
В процессе кодификации в проекте создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своего значения, и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения в регулирование определенной области общественных отношений.
Признаки кодификации:
1) кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании Конституционных или других законных полномочий;
2) В результате кодификации создается новый НПА, включающий нормы, существенно отличающийся от ранее действовавших;
3) Кодификационный акт является сводным актом, так как в нем сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отношений;
4) Кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют в определенной сфере общественной жизни;
5) НПА, созданные в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они учитывают возможные изменения в общественной жизни и способны регулировать более совершенные общественные отношения, которые могут возникнуть в будущем.
Кодификация – это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер. Посредством ее создается единый, юридически и логически цельный внутренне согласованный НПА.
За последнее десятилетие приняты и вступили в силу 23 федеральных кодекса. Кодификация интенсивно осуществляется и на уровне субъектов Российской Федерации.
ВИДЫ КОДИФИКАЦИИ:
В зависимости от степени охвата нормативного массива, подлежащего кодификации, различают следующие ее виды:
1) всеобщая кодификация, предполагающая создание согласованной системы кодифицированных актов страны по типу «Кодекса кодексов». Однако для Российской Федерации - это задача, рассчитанная на длительную перспективу;
2) комплексная (межотраслевая) кодификация, предполагающая систематизацию массивов законодательства межотраслевого характера по широким основаниям: сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства. Результатами такой кодификации выступают, например, Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и др.;
3) отраслевая кодификация, охватывающая ту или иную отрасль (подотрасль) законодательства (Гражданский, Уголовный, Трудовой, Семейный кодекс и т. д.);
4) институциональная кодификация, предполагающая принятие актов, регулирующих тот или иной правовой институт (Налоговый, Лесной, Таможенный кодексы и т. д.).
Результатом процесса кодификации всегда выступает новый сводный акт, который может иметь различные правовые формы.
Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на виды:
1. Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов РФ. В отличие от ряда зарубежных стран (Великобритания, Швеция, Канада, Финляндия и др.), где конституция выражена в совокупности не связанных между собой законов, в России действует кодифицированная Конституция, представленная в виде единого акта, обладающего высшей юридической силой и регулирующего наиболее важные общественные отношения между личностью, обществом и государством.
2. Основы законодательства - форма кодификации, характерная для федеративных государств. Будучи актом федерального законодательства, Основы осуществляют общее регулирование по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72).
Проведение кодификации в форме Основ, как правило, предполагает последующее создание относительно самостоятельной системы нормативно-правовых актов разного уровня (федерального и регионального), так как в Основах обычно не содержится детального регулирования тех или иных общественных отношений, а устанавливаются главные, наиболее важные положения, составляющие принципы правового регулирования определенной сферы.
В настоящее время действуют Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 августа 1993 г.; «О нотариате» от 11 февраля 1993 г.; «О культуре» от 9 октября 1992 г.
3. Наиболее распространенный вид кодификационного акта - это кодекс. Кодекс представляет собой крупный сводный акт, который либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс). Наряду с нормами-принципами и нормами-дефинициями в кодексах формулируются также нормы непосредственного регулирования, конкретные варианты поведения, которые составляют основное их содержание.
4. Законы сводного характера. Наряду с отраслевыми или комплексными кодексами значение кодифицированных актов имеют также сводные законы, объединяющие, как правило, более узкую группу правовых норм, но с четко определенным предметом регулирования. Такие кодифицированные законы характерны, прежде всего, для различных подотраслей и институтов права. В этом случае кодификационный акт может приниматься в форме закона без дополнительного наименования (например, законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об основах государственной службы», «Об охране окружающей природной среды», «О судебной системе» и т. д.). Отнесение того или иного закона к разряду кодификационных определяется в зависимости от его содержания, объема и сферы регулирования им общественных отношений, направленности на объединение действующих норм и одновременное внесение нормативных новелл.
5. Сводные подзаконные акты. Наряду с законодательными кодифицированными актами широкое распространение имеют и сводные акты подзаконного нормативного регулирования — положения, уставы, правила.
Основная задача данных актов заключается в комплексном регулировании:
- правового положения определенных органов и учреждений (например, Положение о службе в органах внутренних дел РФ, Устав ЦБ РФ и др.);
- той или иной сферы деятельности (Устав железных дорог, Устав внутреннего водного транспорта, Правила дорожного движения и др.).