Закономерность происхождения гос-ва
Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике.
Гос-во образуется постепенно, в течение длительного времени и неразрывно связано с существованием чел-го общества. В принципе общество, как это было на раннем этапе его развития, может существовать без гос-ва, но государство невозможно без общества. Появление любого гос-ва связано с захватом территорий и порабощением соседних племен. Критерии развития гос-ва: территориальность, устойчивость, степень материального благополучия, валовой внутренний продукт, человеческое измерение (качество жизни среднего человека, определяется экономическим, духовным, социальным, экологическим элементами). Теорий возникновения гос-ва немало. Наиболее известная и распространенная – теологическая (божественная) теория. Она объясняет возникновение гос-ва и права божественной волей. Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, отстаивает идеи незыблемости, вечности гос-ва, необходимости всеобщего подчинения гос-ой воле как власти от бога, но вместе с тем и зависимость самого гос-ва от божественной воли, которая проявляется через церковь и др.религиозные органы. Теологическую теорию нельзя доказать, равно как и опровергнуть. Также существуют теории: договорная, органическая, патриархальная, теория насилия, ирригационная (гидравлическая), марксистско-ленинская, психологическая.
Теологическая теория возникновения гос-ва.
Представитель - Ф. Аквинский. Широкое распространение получила при феодализме.
Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.
Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ, должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной води. как продолжению воли божественной
Договорная теория происхождения государства.
договорная теория, получившая прочное распространение в XVII –ХУШ веках. В Голландии в XVII веке сторонниками этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии - Локк и Гоббс, во Франции в XVIII веке - Руссо.
В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в “естественном”, первобытном состоянии. Государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.
Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и государственное образование - политическую организацию: государство.
В договорной теории в связи с этим различали первичный договор объединения и вторичный договор подчинения, договор народа с государственным органом.
Марксистская теория.
Она же клановая.
1)Раздробление рода и возникновение домохозяйств, как первой ячейки натурального производства.
2)Растет производительность труда за счет внедрения новых орудий и эффективных с/х методик.
3)Начало неолитической революции.
4)Развивается и углубляется разделение труда. Формируются различные социальные группы.
5)Дарообмен --> в товарообмен.
6)Формируется частная собственность
7)разделение на имущих и неимущих.
Гос. необходимо имущим классам, как аппарат принуждения и контроля над не имущими.
Гос - аппарат, способный разрешить конфликт между антогонистическими классами.
Принципы права
Принципы права– это основные исходные положения, юр.закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Виды принципов права: 1.Общие принципы– это основные начала, к-рые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяют на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права в независимости от хар-ра и специфики регулируемых ими общественных отношений. К числу общих принципов права относятся: 1)Принцип социальной свободы. Данный принцип обеспечивает социальную защищенность личности, предоставляет реальные гарантии для свободной и обеспеченной жизни. 2) Принцип социальной справедливости. Он обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами человека и их общественным признанием. 3) Принцип демократизма. Выражается в правовых нормах регулирующих порядок организации и деятельности органов гос-ной власти, определяющих правовое положение личности, хар-р ее взаимоотношений с гос-вом. 4)Принцип гуманизма. Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека. 5)Принцип равноправия (равенство всех перед законом). Никакие лица, социальные слои и группы населения не могу пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону. 6)Единство юр.прав и обязанностей. (органическая связь и взаимообусловленность юр.прав и обязанностей участников общественных отношений). 7)Принцип ответственности за вину. Юр.ответственность может быть возложена на лицо, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы. 8)Принцип законности. Требование строго и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. 2.Межотраслевые правовые принципы.Выражают особенности нескольких родственных отраслей права (напр., уголовно-процес-го и гражданско-процес-го). 3.Отраслевые правовые принципы.Характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права (напр., административного или гражданского).
нормативно правовой актовПонятие, признаки и виды
Нормативно-правовой акт – акт правотворчества, принятый в особом порядке строго определенными субъектами и содержащий норму права, рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Нормативный акт имеет преимущества перед др.источниками права. Ему присущи следующие особенности: -исходит от строго определенных субъектов (указ Президента России); -принимается в четко установленном порядке; -имеет установленную форму и реквизиты; -он может быть относительно быстро принят, изменен, отменен; -имеет временные , пространственные пределы действия; -он всегда содержит юр.норму. Классификация нормативно-правового акта: 1.по критерию сферы деятельности(внешние, внутренние); 2.по критерию субъектов правотворчества (акты референдума, акты органов гос-ной власти, акты президента, акты органов гос-го управления, акты должностных лиц). Юр.сила нормативно-правового акта (какие акты приоритетнее): -обладающие высшей юр.силой – законы; обладающие меньшей юр.силой – подзаконные акты. В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный акт, их можно разделить на: 1)общие подзаконные акты(общей компетенции, нормативные указы президента, постановления правительства); 2)местные подзаконные акты (органы исполнительной и представительной власти на местах); 3)ведомственные нормативно-правовые акты(приказы и инструкции); 4)внутриорганизационные правовые акты.
Действие нормативных актов
Нормативно-правовой акт действует в 3 сферах: 1.Во времени: с момента вступления нормативного акта в юр.силу до момента ее утраты. Момент вступления определяется: указывается в сопутствующем документе; датой опубликования; поэтапно; с момента принятия, подписания, регистрации, получения акта адресатом; по истечении десяти дней после опубликования; с появлением условий, на к-рые он был рассчитан. Нормативно-правовой акт прекращает действовать: по истечении сроков; в случае официальной отмены его действия; с изменением обстоятельств, на к-рые он был рассчитан; вследствие издания нового акта той же или высшей юр.силы, содержание к-го противоречит старому акту. Обратная сила нормативно-правового акта – может ли распространяться действие нормативно-правового акта на прошедшее время, - закон не имеет обратной силы, но есть 2 исключения: - если он специально предусматривает применение своих норм к отношениям, возникшим до вступления этого закона в силу; - если имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие ответственность за те или др.преступления или административные проступки. 2.В пространстве: Действие нормативно-правового акта может распространяться как на всю территорию гос-ва, так и на территорию отдельных субъектов Федерации. В понятие «территория гос-ва» включаются: суша с недрами и континентальный шельф; воды; воздушное пространство; территория, занимаемая посольствами и представительствами за рубежом (только суша); кабели и трубопроводы и различные сооружения; морские, речные, воздушные и космические корабли и суда под флагом или знаком страны. 3.По кругу лиц:1)нормативно-правовой акт общего хар-ра, т.е. распространяется на всех граждан РФ; 2)нормативно-правовой акт специального хар-ра – распространяется на определенные категории граждан.
Реализа́ция пра́ва.процесс осуществления правовых предписаний, воплощения этих предписаний в жизнь, в поведение людей и конечный результат данного процесса. В теории права нет общей точки зрения на вопрос о правореализации.Существует несколько классификаций форм реализации права. Наиболее распространенной является разделение реализации по способам совершения правообразующих действий и того какие предписания реализуются (субъективное право, юридическая обязанность или правовой запрет). Соответственно выделяют: использование (осуществление), исполнение и соблюдение.В качестве особой формы реализации права выделяют применение права. Использование права - это поведение субъектов права, состоящее в осуществлении ими своих субъективных прав, представляющее собой активную реализацию тех возможностей, которые предоставлены им нормами права (управомочивающими нормами).
Использование или неиспользование своих субъективных прав - добровольное дело граждан, тогда как осуществление своих правомочий органами государства, их должностными лицами - не только право, но и обязанность.
Исполнение права - это активное поведение субъектов права, состоящее в совершении ими действий, указанных обязывающими нормами. Неисполнение обязанностей влечет за собой юридическую ответственность.
Соблюдение права - это пассивное поведение субъектов права, состоящее в несовершении ими запрещенных нормами действий. Несоблюдение запретов влечет за собой юридическую ответственность.
Использование, исполнение, соблюдение - т.н. простые формы реализации права или т.н. формы непосредственной реализации права, тогда как применение - сложная форма (по характеру процедуры).
Официально и неофициальное толкование права — Т.П. это интеллектуальный процесс, направленный на, во-первых, выявление смысла норм права самим интерпретатором (уяснение) и, во-вторых, доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение). Уяснение и разъяснение правовых норм — два важнейших результата процесса толкования. В зависимости от юридической силы результатов толкования выделяются: официальное толкование (даётся компетентными органами государственной власти и должностными лицами, носит общеобязательный или, во всяком случае, обязательный для определённого круга лиц характер) и неофициальное (даётся лицами и организациями, не наделёнными властными полномочиями, носит рекомендательный или информативный характер).
Толкование права по объемуБывает 3 видов буквальное ограничительное и распространительное.При буквальном содержание правовой нормы устанавливается точно в таком виде в каком оно прямо выражено в тексте закона.Ограничительное используют тогда, когда содержание правовой нормы понимается Уже чем это выражено в тексте закона.Например когда формулировка закона чем сама его мысль.Распространительное содержание правовой нормы понимается шире чем это выглядит в тексте закона.
Правотворчество и правообразование
«Правообразование» - понятие более широкое, чем «правотворчество».Понятие «правообразование» акцентирует внимание на процессе формирования права, который характеризуется взаимодействием как объективных, так и субъективных факторов, предопределяющих и обеспечивающих создание нормативно-правовых актов. правотворчество как бы завершает правообразование.Под правотворч.понимается деятельность гос-ва по изданию, изменению и отмене нормативн.правовых актов. Прав-во представляет собой: монопольную деятельность гос-ва (все нормы права создаются гос-вом), созидательно-интеллектуальную деятельность (прав-во изучает, анализирует явления и процессы общества), процессуальную деятельность (имеет свои стадии, осуществляется в установленном порядке). Прав-во основывается на принципах (требованиях): законности, демократизма, научности, профессионализма, гласности и системности. Субъекты правотвор-ва строго определены действующим законодат-вом, в т.ч. Конституцией. В зависимости от субъекта правотвор-ва принято выделять след.виды этой деятельности: законотворчество, подзаконное правотвор-во, непосредственное правотвор-во народа (реферндум), правотвор-во органов местного самоуправления, локальное правотвор-во, делегированное законотворчество.
Законодательный процесс в РФ регламентируется Конституцией РФ. Выделяются 4 стадии законодат.процесса: а)законодательной инициативы; б)обсуждения законопроекта в Гос.Думе; в)принятия закона; г)промульгации и вступления закона в юр.силу. а) состоит во внесении в парламент уполномоченным субъектом законопроекта или законопредложения. Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что представительный орган обязан рассмотреть внесенный законопроект и принять его для дальнейшей работы над ним или мотивировать свой отказ работать над данным законопроектом. б)Данная стадия включает в себя работу над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в специальных комитетах и комиссиях. Обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях парламента проходит в форме чтений. Как правило, закон принимается в 3 чтениях. в)Данная стадия проходит в форме голосования. Г)Предполагает официальное провозглашение закона, принятого парламентом, включает подписание закона главой гос-ва в установленные сроки и опубликование его в офиц.источнике, после чего закон вступает в силу