Обратная сила правовых норм.
1. Простую обратную силу.
Простая обратная сила нормативно-правового акта пересмотра завершенных юридических последствий не предполагает. Например, при простой обратной силе нового наследственного закона его нормы распространяются на все открывшиеся, но еще не принятые наследства. Если же предать наследственному закону ревизионную обратную силу, то на его основе должны быть пересмотрены дела по наследствам, которые уже приняты наследниками. То есть, по существу изменены отношения собственности. Таким образом, при ревизионной обратной силе происходит известное вторжение нового нормативного акта в уже сложившиеся и полностью урегулированные правоотношения.
2. Ревизионную обратную силу.
При ревизионной обратной силе действие нормативно-правового акта распространяется на факты, по которым юридические последствия уже наступили, и происходит пересмотр этих юридических последствий.
Обратная сила закона – распространение действия НПА на те факты и порожденные им правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу.
Исключения из общего правила:
· 1) НПА имеет обратную силу в случае прямого указания на это законодателем;
· 2) НПА смягчает или отменяет юридическую ответственность за совершение противоправного деяния.
По степени завершенности наступивших в соответствии с прежним НПА правовых последствий различают:
· - ревизионная обратная сила - действие НПА распространяется на факты, по которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий;
· - простая обратная сила – НПА пересмотра завершенных юридических последствий не предполагает.
Переживание НПА - это когда старый акт, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты юридической силы.
Принципы: немедленное действие правовых норм; норма, ухудшающая правовое положение, должна иметь только перспективное действие; норма, улучшающая правовое положение имеет обратную силу; исключения из этих правил возможны только при наличии специальных коллизионных норм.
Правомерное поведение.
Правомерное поведение – это такое правовое поведение, которое отвечает интересам общества, государства и отдельных лиц, соответствует требованиям правовых предписаний и обеспечивается государством.
Структура правомерного поведения предполагает наличие объекта, субъекта, объективной и субъективной стороны. Объект – это те материальные и нематериальные блага, по поводу которых имеет место поведение. Субъектом выступает правосубъектное физическое лицо. Объективная сторона – это само правомерное поведение, социально допустимый (или полезный) результат и причинная связь между первым и вторым.
Субъективная сторона – это мотивы, которые ставит перед собой субъект правомерного поведения, его отношение к своему поведению и его результатам.
В зависимости от особенностей субъективной стороны правомерного поведения выделяют следующие виды последнего:
▼ поведение, основанное на восприятии правовых норм как наиболее целесообразных ориентиров поведения, соответствующих их собственным индивидуальным или групповым интересам;
▼ поведение, основанное на конформистском подчинении правовым требованиям («как все, так и я»);
▼ поведение, основанное на боязни наказания за иные варианты поведения (маргинальное, пограничное поведение).
В зависимости от степени социальной полезности правомерное поведение может быть
· необходимым (служба в армии),
· желательным (пойти на выборы),
· социально допустимым (право на развод).
Необходимое поведение отличается особой социальной значимостью. Желательные варианты поведения не имеют такой социальной значимости, т.к. не затрагивают основ жизнеспособности общества. Социально допустимое поведение не затрагивает существенные интересы каждого лица, не приносят ощутимой пользы или вреда, однако при этом удовлетворяются интересы определенных социальных групп.
В зависимости от количества субъектов поведение может быть индивидуальное и групповое; по степени социальной активности – обычное, активное и пассивное поведение. Обычное правомерное поведение выражается в повседневной служебной, бытовой и иной жизни человека; активное поведение – целенаправленная, инициативная деятельность, связанная с дополнительными затратами времени, энергии, материальных ресурсов. Пассивное поведение выражается в отказе от использования прав и свобод.
Выделяют также юридические акты, которые напрямую направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, и юридические поступки, которые напрямую не направлены на достижение такой цели, но фактически влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Юридичсекая практика.
Юридическая практика – это единство юридической деятельности и юридического опыта; деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению и т.д.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.
Выделяют три точки зрения на понятие «юридическая практики:1) это юридическая деятельность; 2) — это социально-правовой опыт; 3) это юридическая деятельность с социально-правовым опытом.. Признаки юридической практики:1) строится на основе норм права;2) представляет собой составную часть правовой культуры общества 3) интегрирует правовую систему; 4) порождает соответствующие юридические последствия.
Структура юридической практики:
1)юридическая деятельность (динамическая сторона), элементом удержания которой выступают ее объекты, субъекты и участники; юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий; 3) социально-правовой опыт (статическая сторона), который в качестве элемента включает правоположения, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.
Функциями юридической практики являются сигнально-информационная и конкретизирующая. стороны юридической практики:
В зависимости от характера, способа преобразования общественных отношений она бывает:1) правотворческой; 2)правоприменительной;3) интерпретационной;
В зависимости от субъектов: 1) законодательной; 2) исполнительной;3) судебной; 4) следственной;5) нотариальной и т.п.
В зависимости от функциональной роли: 1)регулятивной;2)охранительной.
Эффективность норм права.
Эффективность прав. норм – это их действенность, результативность, т.е. способность оказывать влияние на общественные отношения в определенном полезном для общества направлении; отношение между фактически достигнутым результатом и той целью, для достижения которой были приняты эти нормы права. Зависит от многих условий и факторов:
1. Социальная ценность прав. нормы – обязат. условие ее эффективности. Норма д. отражать объективные обществ. потребности, способствовать соц. прогрессу. Эффективность общего правового регулирования определяется выбором общ. отношений, кот. необходимо подлежат прав. регулированию.
2. Совершенство нормы права (повышение уровня законодательной техники, усиление юрид. гарантированности правовых средств, обеспечение стабильности и единообразия в регулировании общественных отношений, повышение уровня правовой культуры субъектов права).
3. Материальные затраты необходимые для достижения этого результата. Истинное представление об эффективности правовых норм дают данные об издержках (материальных, трудовых, духовных затрат), которые оказались неизбежными при функционировании правовой нормы. Высокие издержки реализации правовой нормы серьезно снижают ее эффективность.
4. Профессионализм тех, кто применяет эту норму права зависит прежде всего от уровня правосознания и правовой культуры правоприменителя.
Коллизионные нормы.
Юридическая коллизия – это столкновение, противоречие, расхождение между правовыми нормами либо нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же отношения либо смежные общественные отношения.
Юридические коллизии выявляются, прежде всего, в правоприменительной деятельности, когда тот или иной юрисдикционный орган должен разрешить юридическое дело.
Коллизионность российского законодательства обуславливается совершенно разными причинами:
« Некачественной правотворческой работой;
« Постоянным изменением в общественных отношениях, когда законодатель не способен отследить изменения и внести коррективы в принятые ранее законодательные акты;
« Так называемой «войной» законов, когда те или иные государственные органы намеренно принимают акты, противоречащие другим нормативным актам, принятым иными органами или должностными лицами;
« Сложность, многообразность законодательства, когда законодатель не в состоянии учесть все нормы, регулирующие данный вид отношений.
Коллизии можно подразделить на несколько разновидностей.
Во-первых, это коллизии между нормативными актами. Здесь действует несколько правил:
v В случае противоречия нормативных актов разной юридической силы приоритет отдается нормативному акту, который имеет большую юридическую силу; При этом высшую юридическую силу на территории РФ имеет Конституция РФ, затем по убывающей силе идут федеральные конституционные законы, федеральные законы;
v В случае противоречия внутреннего российского законодательства и норм международного права приоритет отдается нормам международного права (если соответствующий международный договор ратифицирован в установленном порядке законодательными органами РФ);
v Вопрос о соотношении нормативных актов федерального уровня и уровня субъектов федерации решается в зависимости от того, в чьем ведении находится регулирование отношений, содержащихся в соответствующем акте. Если это относится к исключительной компетенции федеральных органов власти, то в этом случае приоритет имеет федеральный нормативно-правовой акт; то же самое имеет место, если вопрос отнесен к совместной компетенции, при этом акт субъекта может лишь конкретизировать некоторые вопросы, отрегулированные в федеральном нормативном акте в общей форме; если же решение вопроса отнесено к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ, то приоритет необходимо отдавать нормативному акту субъекта Российской Федерации.
На уровне практического правоприменения коллизии между нормативными актами разрешаются следующим образом:
v Если акты приняты одним и тем же органом и имеют одинаковую юридическую силу, то в этом случае приоритет имеет акт, принятый позже;
v Если противоречат друг другу акты общего и специального характера, то в этом случае приоритет отдается акту специального характера, если иное не установлено в законе (как это сделано, к примеру, в Гражданском кодексе РФ).