Субъекты и основные стадии применения норм права.
Применение права – это одна из форм реализации права, государственная деятельность, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Применение права – это организующая властная деятельность компетентных органов и должностных лиц, при помощи которой упорядочиваются общественные отношения между разнообразными субъектами путем индивидуализации правил поведения отдельных лиц. Через применение права государство продолжает начатый правотворчеством процесс правового регулирования общественных отношений, властно вмешиваясь в разрешение социально значимых для общества и личности индивидуально-конкретных жизненных ситуаций.
Субъектами правоприменения могут быть только особая категория органов и лиц. Это государственные органы (суд, прокуратура и др.), должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.), некоторые юридические лица, общественные организации, которым дано право заниматься правоприменением (профсоюзы, третейские суды). Не являются субъектами правоприменения граждане, но они активно участвуют в правоприменительном процессе.
Процесс применения права имеет определенную последовательность, состоит из ряда стадий, среди которых — установление фактической основы дела, установление юридической основы дела, решение дела.
♪ На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. Речь идет о сборе юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу.
♪ На второй стадии определяется отрасль права, которая регулирует подобные отношения, устанавливается норма права, которая рассчитана на данные отношения, уясняется смысл и содержание выбранной нормы, дается юридическая квалификация содеянному.
На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт. Именно на данной стадии правоприменительного процесса решается судьба дела. Принятие решения является основной, завершающей стадией, после чего решение должно быть исполнено и конкретное общественное отношение урегулировано.
Публичное и частное право.
► Публичное право – сфера общих, государственных интересов (институты государственной службы, уголовного права, организации суда, государственного аппарата, налогов, таможни, санитарного контроля и т.д.), т.е. такие отрасли, как государственное право, административное право, уголовное право и др. Здесь юридический приоритет имеет воля органов государственной власти, регулирование централизованно строится на началах субординации, т.е. по принципу «власть – подчинение», дисциплины, ответственности нижестоящего лица перед вышестоящим.
► Частное право – сфера частных, индивидуальных и групповых интересов (институты собственности, договоров, иных актов частных лиц, передача имущества, наследование и т.д.), т.е. такие отрасли, как гражданское право, семейное право, и др. Здесь уже юридический приоритет принадлежит воле частных лиц, граждан, их объединений, регулирование носит децентрализованный характер, строится на началах координации, т.е. по принципу юридического равенства, несоподчиненности, автономии.
В связи с делением права на публичное право и частное право в юридической литературе принято различать отрасли публичного права (например, конституционное право, административное право, уголовное право, гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право и т.д.) и отрасли частного права (наиболее распространенный пример – гражданское право).
Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное право составляют нормы, регулирующие отношения государства, его органов с гражданами и другими субъектами права и обеспечивающие общественно-значимые (публичные) интересы. Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения. Отсюда, частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных. Выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву: 1) интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное - общественные, государственные); 2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному - неимущественные); 3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации); 4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с государством либо между государственными органами).