Систематизация нормативных правовых актов (понятие, виды, значение).
Систематизация – это целенаправленные упорядочение и совершенствование действующих нормативных правовых актов путем их обработки, перегруппировки и изложения по целостной системе в виде кодексов, сборников, собраний или сводных актов.
Выделяют три разновидности систематизации НПА.
Инкорпорация – это упорядочение нормативных правовых актов путем полного или частичного объединения их текстов в единые сборники, располагая их по хронологической, алфавитной, предметной или какой-либо иной системе.
При инкорпорации не вносятся изменения в текст помещаемых в сборники актов, содержание правового регулирования по существу не меняется.
В зависимости от юридической силы издаваемых сборников инкорпорация подразделяется на
■ официальную,
■ официозную,
■ неофициальную.
Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание. Такое Собрание носит официальный характер, т.е. приравнивается к официальным источникам. Пример: Собрание Законодательства РФ.
Официозная инкорпорация – это издание собрания и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально утверждает или не одобряет такое собрание (сборник), и тексты помещенных в него актов не приобретают официальный характер.
Неофициальная инкорпорация осуществляется ведомствами, организациями, государственными и иными издательствами, научными учреждениями, отдельными лицами, т.е. широким кругом субъектов. На неофициальные сборники нельзя ссылаться в процессе правотворчества и правоприменения.
Кодификация – это такой правотворческий вид упорядочения НПА, при котором на базе этих актов, в их развитие, а иногда даже взамен им создается качественно новый сводный акт с юридическими нормами, регулирующими те или иные общественные отношения согласованно, на единых началах и с максимальной полнотой.
Различают несколько видов кодификации:
¨ всеобщая кодификация – принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов в виде «кодекса кодексов» (в России не развита, встречается в скандинавских странах);
¨ отраслевая кодификация: она охватывает законодательство той или иной отрасли права (гражданский, уголовный, административный кодексы и т.д.);
¨ специальная (комплексная кодификация, включающая акты той или иной подотрасли, института или однородного комплекса законодательства (налоговый, лесной, таможенный кодексы и т.д.).
Консолидация представляет собой объединение содержания двух и более нормативно-правовых актов в единый юридический источник – документ с общей группировкой материала по разделам (главам, параграфам, статьям) в логической последовательности. Консолидированный акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. При этом подлежат объединению предписания одинаковой юридической силы.
Консолидация – своеобразный вид правотворчества, при котором новый, укрупненный акт не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменения и новеллы в действующее законодательство.
Необходимость в консолидации возникает в силу того, что в правовой системе возникает значительное число нормативных актов, имеющих один предмет правового регулирования. Предписания при этом могут повторяться, противоречить друг другу. Возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения.
В процессе подготовки консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определенной логической последовательности, разрабатывается общая структура будущего акта. Осуществляется определенная редакционная правка, внешняя обработка предписаний с тем, чтобы все они излагались единым стилем, использовалась унифицированная терминология.
Значение систематизации: 1. создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами; 2. устранение устаревших и неэффективных норм права, 3. разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.