Порядок и условия признания граждан безработными
В п. 1 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» содержится перечень признаков, при одновременном наличии которых гражданин признается безработным, то есть лицом, не имеющим постоянного места работы и, соответственно, постоянного заработка. Всего можно выделить шесть таких признаков:
1) трудоспособность, то есть способность по возрасту, состоянию здоровья, уровню образования и квалификации (при необходимости) выполнять ту или иную работу в соответствии с тем или иным объемом обязанностей;
2) отсутствие работы – в данном случае понятие работы, как представляется, следует трактовать с учетом положений ст. 2, определяющей категории граждан, признаваемых занятыми. В общем случае речь идет о том, что гражданин не состоит в трудовых правоотношениях;
3) отсутствие заработка – неполучение гражданином заработной платы и (или) иных видов заработка ввиду отсутствия у него работы;
4) регистрация в органах государственной службы занятости населения в целях поиска подходящей работы – постановка гражданина на регистрационный учет в целях его последующего трудоустройства на подходящую работу в соответствии со ст. 4Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»;
5) осуществление самостоятельного поиска работы – самостоятельные, без содействия органов государственной службы занятости населения, действия граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, по поиску для себя рабочего места в целях осуществления ими трудовой деятельности;
6) готовность приступить к работе – этот признак означает, что гражданин по физическому, психическому и социальному состоянию готов приступить к работе в любое время, когда она ему будет предложена. Иными словами, он не находится в отъезде, не занят уходом за ребенком, нетрудоспособным членом семьи, а также отсутствуют какие-либо иные обстоятельства, препятствующие тому, чтобы гражданин приступил к работе. В указанном подходе законодателя, по мнению В.В. Архипова, «мы видим понимание законодателем важности не факта заключения трудового договора, а факта преступления гражданина к работе»[8].
Согласно п. 1 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» для целей признания гражданина безработным не учитываются в качестве среднего заработка выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка. Выходное пособие – компенсация работнику в случае расторжения трудового договора по основаниям, установленным трудовым законодательством.
Средним заработком является сохраняемая за работником средняя месячная заработная плата, рассчитываемая в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922, на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия)[9].
Выходное пособие выплачивается, а средний месячный заработок сохраняется за гражданами, которые были уволены по инициативе работодателя по следующим основаниям:
- ликвидация организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем.
- сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
В п. 3 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» содержится перечень граждан, которые не могут быть признаны безработными. Обратим внимание, что такие граждане могут быть зарегистрированы в целях поиска подходящей работы, но по истечению десяти календарных дней после их обращения в органы службы занятости населения и предоставления всех необходимых документов они не получат статус безработного гражданина, даже если для них не будет найдена подходящая работа.
Рассмотрим, кого рассматриваемый Закон относит к числу граждан, которые не могут быть признаны безработными.
Граждане, не достигшие 16-летнего возраста.
Эта категория установлена в связи с требованиями трудового законодательства о возрасте, с которого допускается заключение трудового договора с работником, то есть возрасте наступления трудовой правоспособности. Согласно ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. Таким образом, именно шестнадцать лет - общий возраст установления трудоспособности, поэтому лица, не достигшие этого возраста, то есть нетрудоспособные с точки зрения трудового законодательства, не могут быть признаны безработными.
Пенсионеры по старости, то есть граждане, которым назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.
Указанные граждане не относятся к категории безработных в целях ЗаконаРФ «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с тем, что они признаются нетрудоспособными согласно пенсионному законодательству и обладают правом на получение пенсии, то есть получают компенсацию за утраченную трудоспособность.
Оценивая конституционность рассматриваемой нормы, закрепленной абз. 3 п. 3 рассматриваемой статьи, Конституционный Суд РФ указал, что сама по себе оспариваемая норма, устанавливающая, что не могут быть признаны безработными лица, хотя и не имеющие работы и заработка, однако получающие пенсию, т.е. ежемесячную денежную выплату, предоставляемую гражданам, в том числе в целях компенсации утраченного заработка (дохода), учитывает существование различных форм социальной защиты граждан и не может рассматриваться как нарушающая права лиц, реализовавших свое право на социальное обеспечение путем получения пенсий[10].
Граждане, в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы отказавшиеся от двух разных предложенных им вариантов подходящей работы.
При этом в п. 3 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» не раскрываются критерии для признания предложенных вариантов отличными друг от друга при установлении запрета на повторное предложение гражданину одной и той же работы. Полагаем, что разные варианты работы должны предусматривать возможность заключения трудовых отношений с разными работодателями, в разных местах и сравнительно различающимся объемом и содержанием трудовых обязанностей.
Такие варианты работы должны быть предложены гражданам, которые зарегистрированы в органах государственной службы занятости в целях поиска подходящей работы, в течение десяти календарных дней со дня их регистрации в качестве таковых.
Граждане, не явившиеся без уважительных причин в органы государственной службы занятости для предложения им подходящей работы.
Срок для установления такой неявки составляет десять календарных дней, исчисляемых со дня регистрации граждан в целях поиска подходящей работы. Иными словами, истечение указанного срока означает, что такие граждане злоупотребляют предоставленным им правом на содействие органов занятости в поиске подходящей работы либо не заинтересованы в ее получении, не готовы к ней приступить.
На практике органы службы занятости в случае, если поступит информация о подходящей для гражданина работе, направляют ему уведомление в письменном виде либо посредством телефонной связи и назначают посещение в любой день из предусмотренных десяти календарных дней. Если гражданин не явился по вызову, то он теряет право на признание его безработным.
К данной категории граждан также относятся лица, не явившиеся в срок, определенный органами государственной службы занятости для их регистрации в качестве безработных. В данном случае речь идет о неисполнении гражданином обязанности явиться в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным.
Граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы.
Согласно ст. 50 УК РФ исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. При этом осужденному выплачивается заработная плата. Таким образом, указанные лица являются занятыми, поскольку отбывают наказание либо по месту работы, либо по специально определенному месту работы и при этом получают заработную плату, следовательно, не могут быть признаны безработными.
Лишение свободы согласно ст. 56 УК РФ заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. В данном случае граждане, осужденные к наказанию в виде лишения свободы, не могут быть признаны безработными вследствие особого статуса, предполагающего ограничение их прав и свобод со стороны государства по причине серьезного нарушения ими действующего в Российской Федерации правопорядка.
Анализ судебной практики показывает, что при рассмотрении дел о признании безработными граждан, осужденных к вышеуказанным видам наказания, суды исходят из того, что условное осуждение граждан к данным видам наказания не является основанием для отказа в признании их безработными, а также они не обязаны сообщать о себе в органы государственной службы занятости сведения о назначении им таких наказаний, поскольку перечень документов, которые они должны представить в органы государственной службы занятости, определенп. 2 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и является исчерпывающим.
Приведем пример: Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Центра занятости населения г. Ноябрьск по снятию его с учета в качестве безработного и о восстановлении нарушенного права. Он указал, что при постановке на учет в качестве безработного предупредил о наличии у него условного осуждения и по требованию сотрудника Центра занятости населения предоставил копию приговора Промышленного районного суда г. Самары. Однако после ознакомления с приговором суда заявителю в устной форме было заявлено, что он будет снят с учета в качестве безработного, поскольку не сообщил своевременно о наличии у него условного осуждения. Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа при рассмотрении данного дела указала, что ЗакономРФ «О занятости населения в Российской Федерации» не предусмотрена обязанность осужденного лица, обращающегося в орган занятости населения, предоставлять в отношении себя приговор суда, поэтому Л. нельзя вменить обман либо сознательное сокрытие информации о назначении ему наказания в виде лишения свободы с целью принятия на учет и получения пособия по безработице. Кроме того, рассматриваемой статьи содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в признании безработным и не содержит запрета в признании безработными лиц, которые осуждены к наказанию в виде лишения свободы условно[11].
Граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
В данном случае речь идет только о тех сведениях и данных, которые содержатся в документах, перечисленных в п. 2 рассматриваемой статьи и в Постановлении Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы». Перечень этих документов является исчерпывающим.
Граждане, являющиеся занятыми.
Сам факт занятости граждан не соответствует определению понятия «безработные», – такие граждане с точки зрения федерального законодательства не нуждаются в предоставлении им государственных гарантий по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Перечень указанных лиц исчерпывающим образом определен в п. 3 рассматриваемой статьи.
Пункт 4 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предоставляет гражданам, которым в соответствии с рассматриваемой статьей и Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы»[12] было отказано в признании их безработными, право на повторное обращение в органы государственной службы занятости по истечении одного месяца со дня такого отказа для решения вопроса о признании их безработными. Указанный месяц исчисляется со дня отказа в признании гражданина безработным, то есть начинает течь со дня, следующего за днем принятия органом государственной службы занятости решения об отказе.
Министерство труда и социальной защиты РФ в информации от 5 марта 2013 г. «Ответы на вопросы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, по применению Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан, требований к подбору подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. № 891 «Опорядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы»[13] разъясняет, что отказ в признании зарегистрированного гражданина безработным не является основанием для снятия его с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы, поскольку не влечет за собой прекращения предоставления ему государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.
При этом указанным гражданам рекомендуется устанавливать даты посещения центра занятости населения для подбора подходящей работы и осуществлять регистрационный учет в целях поиска подходящей работы. В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» указанные зарегистрированные граждане вправе по истечении месяца со дня, следующего за днем отказа, обратиться в центр занятости населения для решения вопроса о признании их безработными.
Позиция Министерства воспринята судами, исходящими из того, что при наличии обращения зарегистрированного гражданина о решении вопроса признания его безработным и отсутствии в течение данного месяца отказов гражданина от подходящей работы, нарушений им условий и сроков посещения органы службы занятости должны рассматривать вопрос о признании данного гражданина безработным со дня регистрации указанного обращения[14].