Порядок разработки и внедрения инф. технологий, систем и средств их обеспечения.
В соответствии со ст. 25 З-на РБ “Об информации, информатизации и защите информации” создание и использование инф. технологий, инф. систем и инф. сетей осуществляется гос.и органами, физическими и юридическими лицами.
Отношения, возникающие при разработке и внедрении инф. систем, технологий и средств их обеспечения, регулируются нормами гражданского законодательства, в первую очередь Гражданского кодекса РБ (гл. 38 “Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ”).
Работы, связанные с созданием и вводом в действие автоматизированных инф. систем, технологий и средств их обеспечения, включая проведение научно-исследовательских работ, проектных работ по созданию таких объектов, выполняются на условиях договора на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 723 ГК).
По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ – разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
Требования к разработке создаваемой гос. инф. системы или адаптации приобретаемой должны предусматривать реализацию взаимодействия с ОАИС. Такие требования подлежат обязательному согласованию с Министерством связи и информатизации или уполномоченной им организацией. Расширение функционального назначения гос. инф. систем, прошедших регистрацию, осуществляется их владельцем или оператором по согласованию с Министерством связи и информатизации или уполномоченной им организацией.
Не допускается использование в гос. инф. системах нелицензионных и (или) несертифицированных программных и технических средств.
Постановлением Совета Министров РБ №673 от 26 мая 2009 года утверждено Положение о порядке гос. регистрации инф. систем, использования инф. систем и ведения Государственного регистра инф. систем (далее – Положение об инф. системах), в соответствии с п.5 которого ввод в действие гос. инф. систем осуществляется владельцем только после проведения их гос. регистрации.
Порядок создания и использования негос. инф. систем определяется их собственниками или уполномоченными ими лицами. При этом согласно ст. 26 З-на РБ “Об информации, информатизации и защите информации” неинф. инф. системы регистрируются на добровольной основе.
Государственная регистрация инф. систем осуществляется в целях создания единой системы учета инф. систем, обеспечения их сохранности, а также информирования гос. органов, физических и юридических лиц об инф. системах в РБ (ст. 26 З-на РБ “Об информации, информатизации и защите информации”).
Государственная регистрация инф. систем направлена на:
1) обеспечение взаимодействия инф. систем на основе использования общих требований, правил, протоколов и форматов;
2) создание единых (унифицированных) способов доступа пользователей к информации, содержащейся в инф. ресурсах.
Государственная регистрация инф. систем осуществляется Министерством связи и информатизации или уполномоченной им организацией на основании заявки на регистрацию инф. систем, подаваемой их собственником (владельцем).
В соответствии с п.22 Положения об инф. системах условиями гос. регистрации инф. системы являются:
1) соответствие инф. системы заявленным характеристикам;
2) регистрация всех инф. ресурсов, содержащихся в ней.
В целях оценки соответствия заявляемой инф. системы данным условиям регистрирующая организация создает экспертную комиссию, которая рассматривает заявки на регистрацию в месячный срок со дня их поступления и дает экспертное заключение.
Экспертное заключение может содержать вывод о соответствии (положительное экспертное заключение) либо несоответствии (отрицательное экспертное заключение) инф. системы установленным условиям.
Регистрирующая организация в 7-дневный срок со дня получения положительного экспертного заключения включает информационную систему в Гос. регистр инф. систем с присвоением ей регистрационного номера и направляет заявителю регистрационное свидетельство согласно форме, устанавливаемой Министерством связи и информатизации.
Гос. регистр инф. систем является республиканским гос. инф. ресурсом, включающим в себя сведения о составе и назначении зарегистрированных инф. систем с указанием их собственников (владельцев), условий использования и доступа к информации, содержащейся в них.
При получении отрицательного экспертного заключения регистрирующая организация отказывает в регистрации инф. системы, о чем в 7-дневный срок письменно извещает заявителя с указанием причин отказа и направлением ему отрицательного экспертного заключения.
Дата выдачи заявителю регистрационного свидетельства является датой готовности инф. системы к постоянной эксплуатации (п.28 Положения об инф. системах).
Предоставление инф. услуг на основе информации, содержащейся в гос. инф. системах, допускается только после их гос. регистрации.
Порядок включения инф. систем в инф. сети, а также правила обмена информацией в них устанавливаются их собственниками или уполномоченными ими лицами. Порядок использования инф. систем и инф. сетей в том случае, когда собственниками программно-технических средств и инф. систем являются разные лица, определяется соглашением между ними. Подключение гос. инф. систем к глобальным инф. сетям осуществляется только после реализации необходимых мер по их защите. Комплекс этих мер предусмотрен Положением о порядке защиты информации в гос. инф. системах, а также инф. системах, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 26.05.2009 года №675.
Использование гос. инф. систем осуществляется субъектами инф. отношений, имеющими к ним доступ, в целях получения, распространения и (или) предоставления информации, реализации права на пользование информацией.
При использовании инф. систем, прежде всего – гос., должны быть обеспечены:
1) доступность для пользователей;
2) авторизованный, гарантированный и безопасный доступ пользователей к информации, содержащейся в них;
3) своевременность предоставления информации пользователям;
4) авторизованный и безопасный обмен информацией между пользователями;
5) конфиденциальность использования информации в гос. инф. системах на основе разграничения доступа к ресурсам, содержащимся в них, в пределах предоставленных пользователям полномочий;
6) целостность данных при формировании, передаче, использовании, обработке и хранении информации;
7) реализация мер по защите информации;
8) надежность функционирования и устойчивость к программным техническим сбоям, включая случаи некорректной работы пользователей;
9) возможность дальнейшего расширения инф. систем путем модернизации программных и технических средств, включения в них новых компонентов.
Условия пользования конкретной гос. инф. системой определяются на основании положения о ней, которое разрабатывается и утверждается ее владельцем, и доводятся до сведения всех заинтересованных субъектов инф. отношений.
Организация взаимодействия гос. инф. систем осуществляется посредством ОАИС. Прямое взаимодействие допускается только на период решения технических и организационных мероприятий по осуществлению подключения гос. инф. систем к ОАИС и по согласованию с Министерством связи и информатизации.
В случае прекращения действия зарегистрированной инф. системы собственник (владелец) такой системы не менее чем за 30 дней до даты прекращения ее действия письменно извещает регистрирующую организацию с указанием регистрационного номера инф. системы, причин и даты прекращения ее действия. На основании полученного извещения регистрирующая организация вносит сведения в Гос. регистр инф. систем как о прекратившей действие инф. системе с даты, указанной в извещении.