Научные основы судебного почерковедения
Стилистические признаки
Лексико-фразеологические
Грамматические.
Частные признаки письменной речи:
• орфографические навыки, устойчивое неправильное написание слов;
• пунктуационные навыки, в том числе своеобразное использование тех или иных знаков препинания, разделение текста на абзацы, разделы;
• лексико-фразеологические навыки — использование слов в не свойственных им значениях и связях с другими словами, использование определенных диалектизмов, вульгаризмов, жаргонизмов, просторечия и др.;
• синтаксические навыки — определенное нарушение норм синтаксиса, своеобразное использование синтаксических конструкций и т.п.;
• стилистические навыки — устойчивое нарушение норм лексической стилистики, своеобразные композиции изложения.
Почерковедческая экспертиза производится с целью установления лица — исполнителя рукописного текста или подписи, его пола и возраста, условий и обстоятельств, при которых выполнены различного рода рукописные документы, записи или подписи.
45.Судебная автороведческая экспертиза: предмет и решаемые диагностические и идентификационные задачи.
Авторове́дческая эксперти́за — исследование текста (чаще всего — печатного) с целью установления авторства (атрибуция произведения) или получения каких-либо сведений об авторе и условиях создания текстового документа.
Судебное автороведение является разделом криминалистической техники. Предметом автороведческой экспертизы является установление данных о личности автора при исследовании текста документа. Объектом автороведческого исследования выступает письменная речь, а также проявившиеся в ней общие и частные языковые навыки. Общие - это синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные навыки. К частным навыкам относятся устойчивые нарушения речи и др.
К признакам, характеризующим смысловую сторону письма, относят: грамматические, стилистические, топографические признаки, семантические.
Автороведческая
а) времени исполнения;
б) языку изложения;
в) принадлежности к определенному стилю речи.
Автороведческое исследование состоит из четырех стадий: предварительное исследование; раздельное исследование; сравнительное исследование; оценка полученных результатов и формулирование выводов.
Заключение эксперта может быть вещественным доказательством, если в процессе его анализа и оценки у следователя (суда) сложилось твердое убеждение в его научной обоснованности и достоверности.
Все судебно-почерковедческие задачи можно разделить на идентификационные и диагностические.
К идентификационным задачам относятся:
- установление групповой принадлежности исполнителя исследуемой рукописи;
- индивидуальная идентификация исполнителя исследуемой рукописи.
В свою очередь, идентификационные задачи, связанные с индивидуальной идентификацией исполнителя, подразделяются на задачи:
- связанные с установлением (отождествлением) конкретного исполнителя;
- связанные с отрицанием (исключением) тождества конкретного исполнителя при отсутствии естественного сходства сравниваемых почерков;
- связанные с отрицанием (исключением) тождества конкретного исполнителя при наличии такого сходства.
Таким образом, основными задачами судебно-экспертного исследования почерка являются установление исполнителя либо установление свойств и состояния исполнителя. В соответствии с этим при решении идентификационных задач почерковедческой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:
1. Кем из числа указываемых лиц выполнены рукописные тексты, буквенные или цифровые записи в данном документе?
2. Кем выполнена подпись от имени определенного лица, им самим или другим лицом?
3. Не выполнены ли одним лицом тексты (подписи) в различных документах либо отдельные части текста в одном документе (например, подписи от имени Иванова в накладной и расходном ордере; рукописный текст и подпись от имени Иванова)?
4. Исполнен ли весь документ и его часть одним лицом (например, надписи на титульном листе рукописи и сама рукопись).
Диагностические задачи связаны с решением следующих вопросов:
1. Выполнен ли рукописный текст мужчиной или женщиной?
2. К какой возрастной группе относится автор рукописного текста?
3. Не выполнен ли рукописный текст (подпись) в необычной обстановке (например, на холоде, в непривычной для исполнителя позе и т.п.), в необычном состоянии пишущего (болезнь, алкогольное или наркотическое опьянение, состояние аффекта и др.)?
4. Не выполнена ли исследуемая рукопись намеренно измененным почерком, с подражанием к маловыработанному почерку, почерку конкретного лица, левой рукой (если привычно он пишет правой)?
5. Не дописаны ли слова или цифры к данному тексту другим лицом? Не выполнены ли фрагменты текста, отдельные документы разными лицами?
6. Выполнен ли текст или подпись с подражанием почерку или подписи конкретного лица, от имени вымышленного лица?1
46.Топографические признаки письма и их криминалистическое значение
Топографические признаки письма. Топография письма – это расположение текста на листе бумаги. Идентификационными признаками топографии являются особенности размещения такого текста. К топографическим признакам относятся:
1. Поля 2. Абзацы 3. Выделение слов.а) подчеркивание (прямой, волнистой, пунктирной линиями);б) разрядка;в) написание букв по типу печатных.
4. Строки – конфигурация 5. Перенос слов 6. Вставки пропущенных слов и букв 7. Обращение к адресату 8. Подпись, дата
Криминалистическое документоведение – это отрасль криминалистической техники, которая разрабатывает средства и методы исследования письма и документов в целях раскрытия и расследования преступлений.
Топографические признаки письма используются в сочетании с признаками почерка.
Почерк – это индивидуальная и динамически устойчивая система движений пишущего, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ выполнения условных графических знаков.
Свойства почерка:1. Индивидуальность.2. Относительная устойчивость.На формирование почерка оказывают влияние:а) субъективные факторы:• состояние органов зрения;• строение костно-мышечного аппарата руки;• степень подвижности руки;• особенности нервной системы; память, воля, внимание;• навык держать письменный прибор.б) объективные факторы:• методика обучения письму в школе;• продолжительность тренировки обучения письму;• условия, в которых приходится писать;• пишущие средства и т. д.1. Естественные2. Искусственные:а) маскировка б) имитация – 3. Патологические изменения, возникающие в результате болезней, травм
Признаки почерка можно разделить на две группы
Общие признаки почерка.
1. Степень выработанности – это уровень овладения техникой письма. Выработанность зависит от автоматизма движения руки. Почерк бывает:
а) высоковыработанный (характеризуется быстрым темпом письма и устойчивой координацией);
б) средневыработанный (содержит ритмичность движений);
в) маловыработанный (для него характерен медленный темп, отсутствие ритмичности в движениях.Почерковедческие исследования решают задачи:
а) идентификационного характера – установление исполнителя рукописи или подписи;
б) неидентификационного характера – установление половой принадлежности писавшего, его возраст, некоторые физические и профессиональные особенности, условия выполнения рукописи или подписи.
Задачами технико-криминалистического исследования документов являются:
а) установление признаков подделки документов (подчистки, травления);
б) восстановление содержания документа (текст документа зачеркнут);
в) идентификация средств, использованных для изготовления документов или для внесения в них изменений (например, печатей, штампов);
г) установление отдельных обстоятельств изготовления или хранения документа (например, время изготовления документа).
Научные основы судебного почерковедения
Основу судебного почерковедения составляет положение об индивидуальности почерка. Каждому пишущему свойственен индивидуальный, только ему присущий почерк. Нет двух людей, имеющих один и тот же почерк, хотя и встречаются почерки очень похожие и внешне кажущиеся одинаковыми.
индивидуальность почерка обусловлена тем, что в процессе всякой деятельности человека, если определенные действия повторяются неоднократно, большое число раз, происходит образование навыков. Это, в равной мере, относится к такому виду деятельности, как письмо.
На формирование навыков воздействуют различные обстоятельства: методика обучения, условия работы, разнообразные условия внешней среды, стремление выполнить те или иные действия определенным образом, заимствование и подражание. Понятно, что совокупность перечисленных факторов не может быть одинаковой для всех.
На индивидуальное формирование навыка письма большое влияние оказывают аналитические и функциональные особенности тех органов, которые непосредственно участвуют в выполнении соответствующих движений.
Уже в стадии обучения, несмотря на общие для всех обучающихся правила, в почерках разных лиц возникают своеобразные черты, присущие каждому человеку в отдельности. Даже если обучающийся стремится исправить те индивидуальные отклонения, которые противоречат установленным нормам, все равно в пределах этих норм реализуется бесконечное количество вариаций, в которых сказывается индивидуальность письма.