Распространение массовой информации.
Выпуск средства массовой информации – выход в свет печатного средства массовой информации, средства массовой информации, распространяемого через глобальную компьютерную сеть Интернет, или выход в эфир телевизионного, радиовещательного средства массовой информации. Этот процесс неразрывно связан с распространением различными способами продукции средств массовой информации неограниченному кругу лиц.
В соответствии со ст.1 З-на РБ “О средствах массовой информации” распространение продукции средства массовой информации представляет собой продажу, подписку, доставку печатного средства массовой информации, аудио- либо видеозаписей программ, трансляцию и ретрансляцию радио-, телепрограмм, демонстрацию кинохроникальных программ, иную форму доведения массовой информации до всеобщего сведения.
Распространение продукции средства массовой информации осуществляется редакцией средства массовой информации, либо на основании договора, заключенного им в установленном порядке с распространителем продукции средства массовой информации.
При распространении продукции средства массовой информации должны быть ссылки на другие средства массовой информации, ранее распространившие эти сообщения и (или) материалы, либо на инф. агентства.
Порядок распространения продукции средств массовой информации, распространяемых через глобальную компьютерную сеть Интернет, определяется Советом Министров РБ.
Продукция иностранного средства массовой информации без изменения формы и содержания может быть распространена в РБ после получения им соответствующего разрешения в Министерстве информации РБ.
В соответствии со ст.18 З-на РБ “О средствах массовой информации” редакция средства массовой информации обязана распространить бесплатно и в определенный срок:
1) вступившее в законную силу решение суда, в кот. содержится требование о сообщении для всеобщего сведения такого решения через данное средство массовой информации;
2) поступившие из гос. органов инф. сообщения и (или) материалы, касающиеся деятельности редакции данного средства массовой информации.
Редакция средства массовой информации обязана сохранять оригиналы распространенных им инф. сообщений и (или) материалов в течение одного года после их распространения.
Обязательные бесплатные экземпляры печатных средств массовой информации сразу после издания рассылаются учредителю, Мин-ву связи и информатизации РБ, в Национальную книжную палату Беларуси, Национальную библиотеку Беларуси, Президентскую библиотеку РБ, Центральную научную библиотеку имени Я.Коласа Национальной академии наук Беларуси, другие организации согласно перечню, определяемому Советом Министров РБ.
Телевизионное вещание и радиовещание осуществляются посредством использования собственных или арендуемых средств электросвязи. В каждом выпуске радио-, телепрограммы должно указываться название программы (при непрерывном вещании – не реже четырех раз в сутки).
Инф. телевизионные и радиовещательные средства массовой информации обеспечивают распространение в радио-, телепередачах заявлений и обращений През-та РБ, иных лиц, занимающих высшие инф. должности РБ, а также информации о других общественно значимых фактах, о деятельности гос. органов и иных гос. организаций. При этом Президент РБ имеет право без предварительного согласования с гос.и средствами массовой информации обращаться к народу РБ по важным вопросам общественно-политической жизни.
В целях повышения роли гос. средств массовой информации в общественно-политической и социально-экономической жизни общества Указом През-та РБ от 5.12.1997 г. №630 “О реагировании должностных лиц на критические выступления в гос. средствах массовой информации” перед руководителями гос. средств массовой информации были поставлены следующие задачи:
1) считать обеспечение объективности и действенности критических выступлений одной из основных задач своей деятельности;
2) обеспечивать своевременное отражение на страницах газет и журналов, в радио- и телепрограммах результатов реагирования на критические материалы;
3) предавать гласности факты бюрократизма и волокиты в разрешении справедливых жалоб граждан.
Кроме того, в целях обеспечения своевременного и объективного информирования общественности о событиях социально-экономической и общественно-политической жизни страны 6 февраля 2009 года был подписан Указ През-та РБ №65 “О совершенствовании работы гос. органов, иных гос. организаций со средствами массовой информации”. В п. 1.1. данного Указа к основным задачам лица, ответственного в организации за работу со средствами массовой информации, отн.ся:
1) обеспечение взаимодействия государственного органа со средствами массовой информации;
2) предоставление средствам массовой информации официальных сведений о деятельности государственного органа, за исключением относящихся к гос. секретам, коммерческой или иной охраняемой законом тайне;
3) координация деятельности лиц, ответственных за работу со средствами массовой информации, организаций, подчиненных (подотчетных) гос. органу;
4) подготовка и проведение инф. мероприятий по формированию положительного имиджа государственного органа;
5) участие в инф. кампаниях в рамках проводимой в стране гос. инф. политики;
6) организация освещения в средствах массовой информации вопросов, входящих в компетенцию государственного органа;
7) подготовка рекомендаций для государственного органа по вопросам взаимодействия со средствами массовой информации;
8) оперативное реагирование на события в мировом и (или) национальном инф. пространствах, относящиеся к деятельности государственного органа.
Предоставление средствам массовой информации официальных сведений о деятельности государственного органа осуществляется руководителем государственного органа, его заместителями, а также по согласованию с руководителем государственного органа ответственным лицом.
Распространение в средствах массовой информации инф. сообщений и (или) материалов, подготовленных с использованием аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки физического лица без его согласия, допускается только при принятии мер против возможной идентификации данного лица посторонними лицами, а также при условии, что распространение этих инф. сообщений и материалов не нарушает конституционных прав и свобод личности и необходимо для защиты общественных интересов. Исключением являются случаи распространения таких инф. сообщений или материалов по требованию органа уголовного преследования, суда в связи с производством предварительного расследования, судебным разбирательством (ст.40 З-на РБ “О средствах массовой информации”).
Физические лица вправе требовать от редакции средства массовой информации опровержения распространенных сведений, если они не соответствуют действительности и порочат их честь, достоинство или деловую репутацию. Такое же право предусмотрено для юридических лиц. При этом, если редакция не имеет доказательств того, что распространенные сведения соответствуют действительности, она обязана распространить опровержение (поправку либо уточнение).
Опровержение распространенных в средстве массовой информации сведений, не соответствующих действительности, не лишает физических и юридических лиц права на обращение в судебном порядке за защитой их чести, достоинства или деловой репутации.
В опровержении (ответе) должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены средством массовой информации.
Печатное средство массовой информации обязано распространить опровержение (ответ) в специальной рубрике либо на том же месте полосы и тем же шрифтом, что и опровергаемые инф. сообщение или материал. В телевизионных или радиовещательных средствах массовой информации опровержение (ответ) должно быть передано в то же время суток и в той же передаче или в передаче схожей тематики, что и опровергаемые инф. сообщение или материал.
Редакция средства массовой информации вправе отказать в распространении ответа, если данное требование:
1) содержит информацию, распространение которой ограничено или запрещено в соответствии законом;
2) противоречит вступившему в законную силу решению суда;
3) является анонимным.
Понятие и значение рекламы как разновидности массовой информации. Требования, предъявляемые к рекламе. Виды рекламы.
Роль рекламы в современном обществе чрезвычайно велика. Реклама оказывает серьезное воздействие на человека при приятии им решений при приобретении товаров, работ, услуг. В связи с этим гос-во заинтересовано в регулировании правоотношений по распространению рекламы с целью не допустить злоупотребления при использовании ее возможностей. В настоящий момент в Беларуси принято и действует большое количество нормативных прав. актов, кот. в той или иной мере затрагивают вопросы рекламной деятельности.
Реклама – это часть нашей жизни. Она является предметом изучения исследователей во многих областях. Эффективность рекламы зависит, прежде всего, от степени охвата аудитории, что обеспечивается объединением рекламы и средств массовой коммуникации.
Понятие рекламы закреплено в ст. 2 З-на РБ от 10 мая 2007 года “О рекламе”. Согласно положений этой статьи рекламой признается информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.
Законодательство о рекламе позволяет определить ряд признаков, характеризующих рекламу:
1) реклама является информацией;
2) реклама – это информация об определенном объекте;
3) реклама предназначена для неопределенного круга лиц;
4) цель рекламы – привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования выступают:
1) продукция, товар, работа или услуга,
2) организация или гражданин,
3) права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан,
4) средства индивидуализации организаций или граждан, товаров,
5) результаты интеллектуальной деятельности,
6) конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари,
7) явления (мероприятия) социального характера.
Общие требования к рекламе содержит ст.10 З-на РБ “О рекламе”.
Во-первых, размещаемая (распространяемая) на территории Беларуси реклама товаров, производимых на этой территории, должна изготавливаться только с привлечением организаций РБ и (или) граждан РБ, если иное не установлено законодательством.
Во-вторых, реклама на территории РБ должна размещаться (распространяться) на белорусском и (или) русском языках. Данное положение не распространяется на:
1) рекламу, размещаемую на радио, телевидении или в печатных изданиях, осуществляющих деятельность исключительно на иностранных языках;
2) рекламу зарегистрированных товарных знаков и (или) знаков обслуживания;
3) рекламу, содержащую общепринятые иностранные термины и обозначения, вошедшие в применение в оригинальном написании и не имеющие обозначения на белорусском и (или) русском языках;
4) рекламу, содержащую приглашение на работу или учебу лиц, свободно владеющих иностранными языками.
В-третьих, на рекламу средств индивидуализации товара (фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, географических указаний) распространяются все ограничения и запреты, установленные законодательными актами в отношении рекламы данного товара.
В-четвертых, реклама, содержащая информацию о реализации товара, связанная с осуществлением рекламодателем предпринимательской деятельности, должна содержать наименование рекламодателя, его учетный номер плательщика, а если рекламодателем является гражданин, осуществляющий деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, - также его фамилию и инициалы.
В-пятых, реклама, содержащая информацию о субъекте хозяйствования РБ, допускается только при наличии у него свидетельства о гос. регистрации.
В-шестых, реклама, содержащая информацию о виде деятельности организации или гражданина, подлежащем лицензированию, допускается только при наличии у них соответствующей на осуществление данного вида деятельности. При этом реклама должна содержать регистрационный номер лицензии, дату принятия решения о ее выдаче, срок действия и наименование органа, выдавшего лицензию.
Реквизиты лицензии, предупредительные надписи и иная обязательная к размещению в рекламе информация должны быть выполнены четкими буквами и цветом, контрастирующим с цветовым фоном рекламной площади, на которой размещается информация. Сноски, используемые в рекламе для уточнения содержащейся в ней информации, должны быть выполнены четкими буквами и шрифтом, размер которого не должен быть менее половины размера шрифта уточняемого текста.
Реклама не должна:
1) поощрять, пропагандировать культ насилия и жестокости или побуждать к насилию, жестокости, опасным действиям, способным нанести вред здоровью граждан, имуществу гос-ва, организаций или граждан либо угрожающим их безопасности, и иным действиям, нарушающим законодательство;
2) содержать обещание или гарантию либо высказывать предположение о будущей эффективности (доходности) рекламируемого вида деятельности.
В рекламе не допускается использование:
1) фамилий, собственных имен и отчеств, псевдонимов, образов или высказываний граждан РБ без их согласия или согласия их законных представителей, если иное не предусмотрено законом или Президентом РБ;
2) образов или высказываний медицинских или фармацевтических работников, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, за исключением такого использования в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские или фармацевтические работники и которая размещается в местах проведения специализированных выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий либо в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских или фармацевтических работников;
3) наименований организаций, товарных знаков и (или) знаков обслуживания, эмблем и иной символики, изображения имущества организаций или граждан лицами, не имеющими права на такое использование;
4) иной информации, которую в соответствии законодательством РБ или действующими для РБ международными договорами не допускается использовать в рекламе.
В РБ не допускается реклама:
1) товаров, запрещенных к производству и (или) реализации в соответствии с законодательством, или деятельности, осуществление которой запрещено законодательством;
2) товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в РБ, но не имеющих документа об оценке соответствия требованиям технических нормативных прав. актов в области технического нормирования и стандартизации;
3) наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров в целях незаконного их использования;
4) предложений органов и (или) тканей человека;
5) порнографических материалов, печатных изданий, изображений или иных предметов порнографического характера;
6) направленная на вовлечение потенциальных жертв в торговлю людьми, предоставление сексуальных услуг под видом законной деятельности, антиобщественное поведение;
7) прямо или косвенно раскрывающая сведения, составляющие инф. секреты РБ;
8) заменителей грудного молока (детских молочных смесей) в средствах массовой информации, за исключением размещения (распространения) такой рекламы в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских или фармацевтических работников;
9) работ, услуг (деятельности) гипнотизеров, экстрасенсов, гадалок, спиритов, астрологов, колдунов, прорицателей, иных лиц, объявляющих себя или считающихся способными предсказывать события, воздействовать на людей, духовный мир, имущество, окружающую среду путем использования сверхъестественных способностей или сил;
10) услуг сексуального характера, в том числе под видом психологической помощи, общения, релаксации, массажа, приятного времяпрепровождения, иной законной деятельности.
В помещениях, в кот. располагаются инф. органы, не допускается размещение рекламы, за исключением рекламы гос. организаций и рекламы, размещаемой в таких помещениях посредством телевидения, радио или печатных изданий.
Законодатель называет два основных вида рекламы: надлежащая и ненадлежащая реклама.
Надлежащей является реклама, при производстве и распространении которой соблюдаются требования законодательства.
Ненадлежащая реклама – это недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства. В ст.26 З-на РБ “О рекламе” конкретизируются эти понятия.
Недобросовестной является реклама, содержащая ложные и иные недостоверные сведения о товаре, виде деятельности рекламодателя, распространение кот. может привести к нарушению или нарушает права и охраняемые законом интересы организации или гражданина.
Недостоверной является реклама, не соответствующая действительности.
Неэтичной является реклама, которая:
1) содержит текстовую, зрительную и (или) звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и нравственности, в том числе оскорбительные слова, сравнения, образы в отношении расы, национальности, внешнего вида, возрастной группы, пола, языка, профессии, социальной категории, религиозных, политических и иных убеждений граждан;
2) порочит объекты, являющиеся историко-культурными ценностями;
3) порочит инф. символы (флаг, герб, гимн), официальную денежную единицу РБ или иного гос-ва, международной организации, религиозные символы;
4) порочит какую-либо организацию или гражданина, какую-либо деятельность, профессию, товар;
5) дискредитирует организацию или гражданина, не пользующихся рекламируемым товаром;
6) содержит негативную оценку качества товара организации или гражданина;
7) содержит сравнение рекламируемого товара с товаром другой организации или другого гражданина;
8) вводит потребителей рекламы в заблуждение, в том числе посредством имитации (копирования) общей композиции, текста, изображения, музыки и (или) звуковых эффектов, используемых в рекламе иного рекламодателя.
Скрытая рекламы – это реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем рекламы воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
В зависимости от используемых средств для размещения реклама делится на следующие виды: реклама в средства массовой информации; реклама с использованием электросвязи; наружная реклама; реклама на транспортном средстве.
Деление рекламы на виды возможно также в зависимости от объектов рекламирования. В зависимости от объектов рекламирования в Законе РБ “О рекламе” называются такие виды рекламы, как:
1) реклама лекарственных средств, методов, средств, работ и услуг в области профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и протезирования, медицинской техники и изделий медицинского назначения, медицинских технологий, биологически активных добавок к пище, косметических средств и некот. иных товаров;
2) реклама ветеринарных услуг;
3) реклама алкогольных напитков и табачных изделий;
4) реклама пива и слабоалкогольных напитков;
5) реклама оружия и продукции военного назначения;
6) реклама о трудоустройстве и учебу граждан РБ за границей;
7) реклама риэлтерских услуг;
8) реклама культурно-зрелищных мероприятий;
9) реклама ценных бумаг и услуг, связанных с привлечением, использованием денежных средств организаций, граждан;
10) рекламные игры и реклама лотерей, игр, иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятий, пари;
11) социальная реклама.
Надо отметить, что данный перечень видов рекламы не является исчерпывающим.