Конституционные права и обязанности
1. По делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 ФЗ от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую федерацию» в связи с жалобой гражданина А.Я.Аванова. Пост. КС РФ от 15 января 1998 года №2-П.(«1»).
Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства и тем более независимо от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания.
2. По делу о проверке конституционности статей 220.1 и 220.2 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А.Аветяна. Пост. КС РФ от 3 мая 1995 г. №4-П. («1»)
Личность – равноправный субъект в отношениях с государством и вправе спорить с государством в лице его органов, в том числе оспаривать в судебном порядке постановление о заключении под стражу.
3.Пост. КС РФ №9-П от28 мая 1999г. по «делу Арбузовой и др.» о проверке конституционности части 2 ст.266 и пункта 3 части 1 ст.267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, как исключающих возможность проверки по жалобам граждан законности и обоснованности судебного решения ещё одной судебной инстанцией уполномоченной на исправление судебной ошибки.(«1»).
КС РФ признал неконституционными проверяемые нормы и указал, что основные принципы справедливого правосудия (ст.123 Конституции РФ) должны соблюдаться и при производстве в судах по делам об административных правонарушениях. Право на судебную защиту предполагает охрану прав и законных интересов гражданина не только от произвола законодательной и исполнительной власти, но и от ошибочных решений суда.
Таким образом, обжалование гражданами решений административных органов теперь возможно в полном объёме.
4. Пост. КС РФ №7-П от 14 апреля 2008 г. по «делу о садоводческих объединениях» о проверке конституционности абзаца 2 ст.1 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», которым владельцам садовых участков разрешалось возводить жилые строения на этих участках без права регистрации для постоянного проживания, что ограничивало их в реализации ряда социальных прав.
КС РФ признал несоответствующим Конституции РФ абзац 2 статьи 1 указанного закона в той части, в которой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населённых пунктов.
5. Пост. КС РФ №20-П от 26 декабря 2003 г. по «делу З.Р.Шенгелая» о проверке конституционности ч.1 и 2 ст.118 Уголовно-исполнительного кодекса РФ («1»).
КС РФ постановил, что конституционное право на квалифицированную юридическую помощь, в том числе право на помощь адвоката, не может быть ограничено усмотрением должностных лиц(органов) осуществляющих исполнение наказания.
6. Пост. КС РФ 314-П от 24 декабря 1995 г. по «делу о списках избирателей» о проверке конституционности закона «О выборах в Парламент Республики Северная Осетия-Алания».(«1»).
КС РФ указал, что сам по себе факт отсутствия гражданина на момент составления списков избирателей по месту постоянного или преимущественного проживания не может служить основанием для отказа во включении в список избирателей на соответствующем избирательном участке. Наличие регистрации должно рассматриваться в качестве одного из оснований для включения гражданина в список избирателей по месту жительства, что относится и к вынужденным переселенцам.
7. Пост. КС РФ №11-П от 16 октября 1995 г. по «делу о приостановлении выплат пенсий» о проверке конституционности ст.124 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» («1»)
КС РФ указал, что конституционное право на социальное обеспечение включает в себя и право на получение пенсии. Лишение пенсионера в период нахождения его в местах лишения свободы трудовой пенсии является ограничением конституционного права на социальное обеспечение.
8. Пост. КС РФ №5-П от 17 мая 1995 г. по «делу о забастовке работников гражданской авиации» о проверке конституционности ст.12 закона СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов). («1»).
КС РФ признал конституционным запрещение забастовок работников гражданской авиации, ссылаясь на часть 3 статьи 17 и часть 3 статьи 55 Конституции РФ, исходя из необходимости согласования профессиональных и общественных интересов, обеспечение которых – обязанность законодателя.
9. Пост. КС РФ №7-П от 11 марта 1996 г.по «делу о государственной тайне» о проверке конституционности пункта 3 ст.1 закона РФ от 20 мая 1993 г. о социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации.
КС РФ указал, что согласно ст.42 Конституции РФ государство обязано принимать достаточные меры для защиты природы и людей при радиационных авариях и катастрофах, которые могут включать льготы и компенсации. Выходящие за пределы возмещения ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
10. Пост. КС РФ №17-П от 20 декабря 1995 г. по «делу гр-на В.А. Смирнова» о проверке конституционности пункта «а» ст.64 УК РСФСР, предусматривающего уголовную ответственность за бегство за границу, за отказ вернуться из-за границы, выдачу государственной тайны иностранному государству и т.д.
КС РФ признал несоответствующим ст.27 Конституции РФ положения пункта «а» ст.64 УК РСФСР в части квалифицирующей как измену Родине «бегство за границу и отказ вернуться из-за границы».
КС РФ указал, что государство вправе относить те или иные сведения к государственной тайне. Перечень таких сведений должен содержаться в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Приговор суда не может основываться на неопубликованном правовом акте (ч.3 ст.15 КРФ).
11. Пост. КС РФ № 9-П от 4 апреля 1996г. по «делу о московской регистрации» о проверке конституционности ряда нормативно-правовых актов гор. Москвы и Московской области, Ставропольского края и др. субъектов РФ, регулирующих порядок регистрации граждан прибывающих на постоянное жительство в названные регионы. («1»).
КС РФ указал, что право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Органы государственной власти управомочены лишь на регистрацию результата акта свободного волеизъявления гражданина при выборе местожительства. Поэтому регистрационный учёт не может носить разрешительного характера и служить основанием для ограничения права гражданина на выбор места жительства.
Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ федеральным законом. Соответственно субъекты федерации не вправе определять налоговые изъятия произвольно в нарушение принципов, закреплённых Конституцией РФ и федеральным законом.
Реализация конституционного права на выбор места жительства не может ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов, поскольку основные права граждан гарантируются Конституцией РФ без каких-либо фискальных ограничений.
Российский федерализм
1. По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края. Пост. КС РФ от 18 января 1996 г. №2-П.(«1»).