Формы управления и административно-правовые формы.
Под формой управления понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.
Все формы управления разделяются на правовые и не правовые.
- Правовые формы управления всегда влекут за собой четко выраженные юр. последствия. Это в первую очередь принятие правовых актов управления, а также совершение других юридически значимых действий (пр. выдача водит.удостоверения, справок, лицензирование) и заключение договоров (коллективных, трудовых и т.п.).
- Не правовыми формами управления считаются организационные действия. Они также осуществляются в рамках действующего законодательства, но такая деятельность регламентируется лишь в общем объеме (пр. проведение проверок, совещаний, обработка информации, разработка рекомендаций и проч.) юридических последствий не влекут.
Правовые формы государственного управления классифицируются: по содержанию целенаправленности и способу выражения.
1. По содержанию административно-правовые формы подразделяются на правотворческую и правоприменительную деятельность.
Правотворческая управленческая деятельность заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмене, т.е. в издании нормативных актов управления.
Правоприменительная деятельность органов исполнительной власти заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую норму права в целях принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе норм права конкретных управленческих дел (вопросов).По содержанию и свойствам правовых норм, применяемых органами государственного управления, Правоприменительная деятельность подразделяется на регулятивную и охранительную.
2. По целенаправленности (целям использования) административно-правовые формы подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние (внутриорганизационные) формы применяются для решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства государственными служащими, другими сотрудниками и структурными подразделениями, а также для управления нижестоящими органами.
Внешние административно-правовые формы используются в целях выполнения возложенных на орган задач и функций, составляющих содержание государственно-управленческой деятельности.
2. По способу выражения правовые формы государственного управления делятся на словесные (устные и письменные) и конклюдентные.
Словестные могут быть письменными и устными;
Конклюдентные выражаются в виде знаков, сигналов, жестов.
Единственно приемлемым способом выражения правотворческой деятельности следует признать словесный — письменный способ.
2.Понятие и юридическое значение правовых актов управления.
Правовые формы управления всегда вызывают последствия юр.характера или же имеют определенной юр. значение, поэтому их обобщенно можно обозначить в качестве административно-правовых форм.
Административно-правовые формы реализуются посредством издания правовых актов управления.
Правовой акт управления есть основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач их функций государственно-управленческой деятельности.
Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций исполнительной власти.
Юридическое значение правовых актов управления многообразно, так как они:
- устанавливают, изменяют или отменяют нормы права;
- возлагают конкретные обязанности на субъектов управления и наделяют их определенными првами;
- выступают в качестве юридических фактов;
- могут служить основанием для издания других актов управления, доказательством для суда, условием действительности других актов.
Правовые акты управления отличаются от актов судебных органов государственной власти своим преимущественно позитивным характером, выражающимся в том, что с их помощью организуется процесс функционирования механизма исполнительной власти с целью упорядочивающего воздействия на различные стороны государственной и общественной жизни. Судебные акты имеют ярко выраженный юрисдикционный характер; для управленческих актов юрисдикция не является приоритетной. Кроме того, правовые акты управления не могут отменить либо изменить судебные акты, в то время как последние такую возможность в отношении их имеют. Наконец, правовые акты ^нередко играют роль доказательств в судебном процессе (например, по жилищным, трудовым, административным делам).
Виды правовых актов управления:
1. По юридическому содержанию следует различать несколько категорий актов.
А) Нормативные акты. Они устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы, т.е. содержат общие правила, не имеющие конкретного адресата, не обращенные к конкретным лицам, рассчитанные на многократное применение в случаях, предусмотренных их гипотезами.
Б) Индивидуальные акты — это решения субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам.
В) Общие акты - содержат либо общие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на воинскую службу и т.п.), либо содержат общие требования (повысить требовательность, усилить внимание к определенным категориям дел, бережнее относиться, экономить ресурсы, больше внимания уделять многодетным семьям и т.д.).
Г) Смешанные акты. В них одновременно содержатся нормы права и правоприменительные решения, либо даже еще и общие требования.
2. По субъектам, принявшим акты, их можно поделить на три неравные группы.
А) Акты органов исполнительной власти и их должностных лиц. Эта самая большая группа включает:
- Указы и распоряжения Президента РФ;
- постановления и распоряжения Правительства РФ;
- приказы, постановления и другие акты центральных органов РФ;
- акты высших и центральных органов исполнительной власти республик в составе РФ;
- постановления и иные акты глав администраций;
- приказы и иные акты органов специальной компетенции краевого, областного, окружного, районного, городского уровня;
- приказы и иные акты руководителей государственных и муниципальных учреждений и предприятий.
Б) Акты субъектов власти, которые не находятся в составе аппарата управления:
- постановления судей по делам об административных правонарушениях;
- приказы председателей судов, прокуроров, председателей представительных органов, имеющие внутриаппаратное значение.
В) Акты общественных организаций, которым делегированы государством властные полномочия. Например, профсоюзных правовых и технических инспекций (ст. 210 КоАП).
3. По форме различаю:.
А) Письменные акты - являются разновидностью служебных документов.
Б)Устные акты - широко используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности, в воинских частях.
В) Конклюдентные акты - находят внешнее выражение в жестах работника милиции, регулирующего уличное движение, в световых и звуковых сигналах, знаках.
4. По функциональной роли можно различать акты:
А) Монофункциональные - плановые, по финансовым вопросам, методического характера, по кадровым делам, по учету, снабжению и иным общим функциям управления.
Б) Полифункциональные – поскольку довольно часто управленческие решения связаны сразу снесколькими управленческими функциями.
5. В зависимости от объема полномочий субъекта власти, его правовой связанности различаются:
А) Дискреционные акты - принимаемые в условиях свободыусмотрения, широкой самостоятельности органа, должностного лица (например, при приеме на работу, выдаче лицензий). Свободное усмотрение означает возможность выбора в широких пределах, установленных правовыми нормами. В силу недостаточной полноты или конкретности правовых норм, наличия в них оценочных понятий, у правоприменителя существует возможность принимать во внимание разнообразные факторы, а следовательно, выбирать лучшее решение из большого числа возможных и законных вариантов;
Б) Альтернативные акты - принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких вариантов (например, при рассмотрении дела о мелком хулиганстве начальник РОВД вправе оштрафовать виновного, направить дело в суд, передать на рассмотрение администрации, общественных организаций по месту работы, учебы гражданина, прекратить дело и ограничиться устным замечанием);
В) Акты «связанной администрации» - принимаемые при отсутствии возможности выбора (прием в вузы по результатам конкурса, назначение пенсий, применение абсолютных санкций и т.д.).
6. В зависимости от порядка принятия различают акты:
А) Коллегиальные, принимаемые простым или квалифицированным большинством от общего числа членов коллегиального органа или от числа присутствующих на заседании;
Б) Единоличные. Их намного больше, но чаще всего единоличные акты оформляют, придают властный характер мнению большой группы лиц, которые готовили, согласовывали, визировали, предварительно обсуждали проект.
Очевидно, что существует еще множество критериев (свойств) актов, по которым возможнаих группировка.
Требования к правовым актам управления.
Правовые акты органов исполнительной власти должны приниматься в строгом соответствии с требованиями принципа законности, т.е. на основе и во исполнение законов. Акты управления, не соответствующие закону, подлежат отмене. Вместе с тем они не могут противоречить актам вышестоящих органов исполнительной и законодательной власти.
1. Требования законности, предъявляемые к актам государственного управления, заключаются в следующем.
· Правовой акт управления должен быть издан полномочным органом и в пределах его компетенции. Акт управления, изданный органом или должностным лицом по вопросу, относящемуся к компетенции другого органа или должностного лица, подлежит отмене, ибо он издан в нарушение его компетенции.
· Правовой акт управления не должен ограничивать либо нарушать установленные действующим законодательством права и законные интересы граждан, негосударственных организаций и других участников административно-правовых отношений.
· Правовой акт управления должен приниматься в установленном порядке. Например, акты, принимаемые коллегиальными органами, должны обсуждаться на заседаниях этих органов при наличии кворума, т.е. простого или квалифицированного (не менее двух третей) большинства членов данного коллегиального органа.
· Правовой акт управления должен быть издан по установленной форме и подписан надлежащими должностными лицами. Форма акта (структура его составных частей, язык и стиль изложения, реквизиты) активно воздействует на содержание.
· Правовой акт управления должен быть издан в точном соответствии с установленным порядком опубликования и вступления в силу актов управления.
2. Целесообразность, полезность с точки зрения государственных интересов. В основе акта должно лежать общественное благо, он должен быть научно обоснован, соответствовать реальной обстановке, своевременно принят, предусматривать механизм его претворения в жизнь. С целью достижения целесообразности акта должны учитываться:
· права человека;
· уровень сознания и культуры масс;
· плюрализм мнений, интересов;
· возможности решения проблем;
3. Эффективность. Государственная администрация. Ее правовые акты призваны своевременно и с наименьшими затратами добиваться наиболее полезных для граждан, общества и государства результатов.
4. К актам исполнительной власти предъявляются так жеорганизационно-технические требования, сущность которых заключаются в следующем:
· язык акта должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным для тех, кому он обращен;
· акт должен быть оформлен грамматически правильно (любые ошибки могут исказить его смысл);
· акт должен быть своевременно доведен до сведения исполнителей и заинтересованных субъектов;
оформленный надлежащим образом акт должен быть передан на хранение.
Правовые акты управления выполняют свою служебную роль, когда онидействуют, т.е. вызывают те юридические последствия, ради которых издаются (принимаются).
При нарушении юридических требований, предъявляемых к актам управления, может возникнуть вопрос об их действительности. Такие акты могут быть ничтожными и оспоримыми.
Ничтожными называются правовые акты управления, которые вследствие своей незаконности не могут порождать и не порождают юридических последствий. Их незаконность настолько очевидна, что они не подлежат исполнению. Например, ничтожными являются акты, которые приняты с нарушением компетенции издавших их органов или содержат предписания подчиненным лицам осуществить противоправные действия.
Оспоримыми называются правовые акты управления, которые подлежат обязательному исполнению, но могут быть оспорены заинтересованными органами или лицами. Например, оспоримыми являются акты, которые содержат неточности фактического характера.
Вопрос о законности оспоримого акта решается надлежащим государственным органом. В одних случаях оспоримые акты могут быть признаны правомерными (после устранения обнаруженных в них недостатков), в других — недействительными. Однако до признания акта недействительным оспоримый акт управления имеет юридическую силу и порождает правовые последствия.
В государственном управлении существует презумпция правильности актов управления, т.е. предполагается, что акт управления принят и издан с соблюдением всех юридических требований и обязателен для тех, кому он адресован.
Правовой акт управления может утратить юридическую силу не только в связи с признанием его недействительным. Он может быть отменен органом, издавшим этот акт, или вышестоящим государственным органом, обладающим таким правомочием.
Основаниями отмены актов управления могут быть:
• незаконность акта;
• практическая нецелесообразность;
• необходимость замены устаревшего акта новым, соответствующим изменившимся условиям и потребностям.
По этим же основаниям могут производиться изменения (внесение поправок и дополнений) актов управления.
От отмены правовых актов управления следует отмечать их приостановление, которое означает официальное временное прекращение действия акта до рассмотрения органом, который обладает правом отмены акта. Приостановление действий актов управления производится в тех случаях, когда уполномоченный на то орган считает изданный акт незаконным либо нецелесообразным, но не обладает правом на его отмену. Действие некоторых актов (например, постановлений о наложении административных взысканий) приостанавливается в связи с принесением; протеста прокурора и подачей жалобы.