Обеспечение законности в сфере государственного управления.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и российские законы.

Таким образом, сущностьзаконности составляют соблюдение Конституции и законов и соответствие всех иных издаваемых нормативных актов действующему законодательству.

Законность в государственном управлении характеризуется рядом черт:

- во-первых, это общеобязательность законов для всех без исключения граждан, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц; здесь проявляется верховенство и всеобщ­ность предписаний законов, их высшая юридическая сила;

- во-вторых, единство законности, обеспечивающее едино­образное понимание и применение законов на всей территории России;

- в-третьих, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, так как сам закон есть высшая степень проявления целесообразности;

- в-четвертых, неразрывная связь законности и правовой культуры населения;

- в-пятых, связь законности и справедливости;

- в-шестых, законность в государственном управлении торжествует лишь в том случае, если ее нарушение влечет неизбежность ответственности или другой реакции государства на противоправное поведение.

Обеспечению законности в России служит система экономи­ческих, политических, организационных, юридических и обще­ственных гарантий.

Правовые и организационные формы и методы деятельно­сти, применяемые государственными органами, на которые воз­ложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти, обобщенно называютсяспособами обеспечения законности.

Выделяют два способа обеспечения законности: контроль и надзор. Они достаточно тесно взаимосвязаны, но между кон­трольной и надзорной деятельностью существуют определенные различия, у каждой из них есть свои особенности.

Контроль — это система наблюдения и проверок процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. Ему принадлежит важнейшее место в обеспечении законности в сфере государственного управления.

В процессе осуществления контроля субъект управления по­лучает информацию о фактическом положении дел, исполнении законодательства, подзаконных нормативных правовых актов. Кроме того, он способствует укреплению исполнительской дис­циплины.

Контроль как способ обеспечения законности характеризует­ся определенными признаками:

• между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом, как правило, существуют отношения подчиненности;

• объектом контроля является как законность, так и целесо­образность деятельности контролируемого, когда контролирую­щий вправе вмешиваться в текущую административную дея­тельность контролируемого;

• при необходимости контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные упущения.

В зависимости от того, на какой стадии деятельности под­контрольного объекта проводятся проверки, выделяют предва­рительный, последующий и текущий контроль.

Контроль может быть внешним, когда осуществляется орга­ном, не входящим в систему проверяемого ведомства, и внут­ренним, когда проверка осуществляется самими органами ис­полнительной власти внутри своей системы.

Надзор как способ обеспечения законности в сфере испол­нительной власти заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за дея­тельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выяв­ления нарушений законности.

Надзор как способ обеспечения законности характеризует­ся определенными признаками:

• между надзорным органом (должностным лицом) и поднадзорным объектом, как правило, не существуют отношений прямой подчиненности;

• объектом надзора является только законность, т.е надзорный орган\должностное лицо не вправе вмешиваться в текущую административную дея­тельность поднадзорного;

• орган, осуществляющий надзор, не вправе применять меры воздействия к поднадзорному за допущенные упущения.

Таким образом, оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т.е. при надзоре в отличие от контроля не допускается вмешательство в текущую ад­министративную (хозяйственную) деятельность поднадзорного.

Различают два вида надзора: административный и проку­рорский.

Административный надзор представляет собой деятельность - специально уполномоченных органов и их должностных лиц, . направленную на неуклонное исполнение органами исполни­тельной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих специальные вопросы.

Прокурорский надзор от имени Российской Федерации за ис­полнением действующих на ее территории законов осуществляет­ся единой централизованной системой органов прокуратуры РФ.

Надзор прокуратуры имеет своей целью обеспечить верхо­венство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека, а также охраняемых законом интересов об­щества и государства.

Наши рекомендации