Обеспечение законности в сфере государственного управления.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и российские законы.
Таким образом, сущностьзаконности составляют соблюдение Конституции и законов и соответствие всех иных издаваемых нормативных актов действующему законодательству.
Законность в государственном управлении характеризуется рядом черт:
- во-первых, это общеобязательность законов для всех без исключения граждан, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц; здесь проявляется верховенство и всеобщность предписаний законов, их высшая юридическая сила;
- во-вторых, единство законности, обеспечивающее единообразное понимание и применение законов на всей территории России;
- в-третьих, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, так как сам закон есть высшая степень проявления целесообразности;
- в-четвертых, неразрывная связь законности и правовой культуры населения;
- в-пятых, связь законности и справедливости;
- в-шестых, законность в государственном управлении торжествует лишь в том случае, если ее нарушение влечет неизбежность ответственности или другой реакции государства на противоправное поведение.
Обеспечению законности в России служит система экономических, политических, организационных, юридических и общественных гарантий.
Правовые и организационные формы и методы деятельности, применяемые государственными органами, на которые возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти, обобщенно называютсяспособами обеспечения законности.
Выделяют два способа обеспечения законности: контроль и надзор. Они достаточно тесно взаимосвязаны, но между контрольной и надзорной деятельностью существуют определенные различия, у каждой из них есть свои особенности.
Контроль — это система наблюдения и проверок процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. Ему принадлежит важнейшее место в обеспечении законности в сфере государственного управления.
В процессе осуществления контроля субъект управления получает информацию о фактическом положении дел, исполнении законодательства, подзаконных нормативных правовых актов. Кроме того, он способствует укреплению исполнительской дисциплины.
Контроль как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками:
• между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом, как правило, существуют отношения подчиненности;
• объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую административную деятельность контролируемого;
• при необходимости контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные упущения.
В зависимости от того, на какой стадии деятельности подконтрольного объекта проводятся проверки, выделяют предварительный, последующий и текущий контроль.
Контроль может быть внешним, когда осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, и внутренним, когда проверка осуществляется самими органами исполнительной власти внутри своей системы.
Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.
Надзор как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками:
• между надзорным органом (должностным лицом) и поднадзорным объектом, как правило, не существуют отношений прямой подчиненности;
• объектом надзора является только законность, т.е надзорный орган\должностное лицо не вправе вмешиваться в текущую административную деятельность поднадзорного;
• орган, осуществляющий надзор, не вправе применять меры воздействия к поднадзорному за допущенные упущения.
Таким образом, оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т.е. при надзоре в отличие от контроля не допускается вмешательство в текущую административную (хозяйственную) деятельность поднадзорного.
Различают два вида надзора: административный и прокурорский.
Административный надзор представляет собой деятельность - специально уполномоченных органов и их должностных лиц, . направленную на неуклонное исполнение органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих специальные вопросы.
Прокурорский надзор от имени Российской Федерации за исполнением действующих на ее территории законов осуществляется единой централизованной системой органов прокуратуры РФ.
Надзор прокуратуры имеет своей целью обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека, а также охраняемых законом интересов общества и государства.